0
2341
Газета Общество Интернет-версия

18.08.2010 00:00:00

Среди равных – но все же первая

Тэги: орксэ, эксперимент, церковь


орксэ, эксперимент, церковь Епископ Меркурий: "Задача Отдела религиозного образования и катехизации состоит в создании системы православного образования с 1-го по 11-й класс".
Фото Елены Балашовой

Русская Православная Церковь внимательно следит за ходом апробации курса «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Московский Патриархат на межведомственных совещаниях и встречах по этому вопросу представляет глава Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ епископ Зарайский МЕРКУРИЙ (Иванов). Ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ попросил епископа Меркурия подвести итоги первого этапа эксперимента, который длился в течение последней четверти прошедшего учебного года.

– Ваше Преосвященство, насколько соответствует ожиданиям Церкви ход апробации нового курса?

– Благодаря апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ, в рамках которого преподается предмет «Основы православной культуры», удалось наладить конструктивное взаимодействие Церкви с системами управления образованием ряда регионов. Во многом благодаря проведенным мероприятиям наши светские коллеги увидели в лице представителей РПЦ не противников, но соработников, полноправных и компетентных участников образовательного процесса. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что задача Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви состоит в создании непрерывной системы православного образования с 1-го по 11-й класс школы. Неразумно считать, что можно привить детям нравственные ценности за время, отведенное экспериментом (34 учебных часа), даже при его положительных результатах.

– Когда общаешься с представителями других религиозных организаций, они ссылаются на полное незнание итогов первого этапа эксперимента, жалуются на то, что Минобраз не делится с ними информацией. РПЦ не испытывает подобных проблем?

– На всех совещаниях департаментов образования экспериментальных регионов были представители не только нашего общецерковного отдела, но и епархиальных отделов образования. Присутствовали на заседаниях и правящие архиереи этих епархий. Им была предоставлена возможность участвовать в обсуждениях, выступать, давать комментарии. Если в этом процессе не участвуют представители иных религиозных организаций, это их недоработки. Но кто виноват? У нас ведь часто как получается? Многие видят это так: вы вот приходите ко мне, докладывайте, а мы посмотрим. РПЦ приглашают, мы приходим, потому что заинтересованы в этом процессе. Я думаю, что и другие религиозные организации также должны быть заинтересованы в информации, но, возможно, просто не хотят проявить инициативу. Вообще когда я выступаю на совещаниях, то подчеркиваю: коллеги, я представляю здесь не только Церковь, но и все традиционное религиозное сообщество, которое работает по этой проблематике. Те вопросы, которые РПЦ в ходе этого эксперимента отрабатывает, она делает не только для себя, но и для всех заинтересованных в преподавании основ религиозных культур.

– Какие вы видите недостатки и недоработки эксперимента?

– Конечно, хотелось бы больше говорить о хорошем, но, к сожалению, имели место и некоторые недостатки, проявившиеся в ходе подготовки и реализации проекта. Скажу только о наиболее значимых фактах.

На первом этапе апробации структура, ответственная за подготовку педагогических кадров (АПКиППРО), последовательно придерживалась линии поведения, направленной на дистанцирование представителей Церкви от участия в подготовке педагогов по «Основам православной культуры». Причиной этого, по всей видимости, является неизжитый страх перед клерикализацией школы, прочно засевший в умах людей, воспитанных еще советской идеологией. На этапе подготовки тренеров-учителей участие Церкви ограничилось лишь выступлениями перед участниками курсов повышения квалификации автора учебного пособия по православной культуре протодиакона Андрея Кураева. Такой подход к подготовке учителей по ОПК привел к тому, что после завершения обучения педагоги зачастую не обладали достаточными знаниями и уже сами вынуждены были обращаться непосредственно к представителям Церкви. В ряде епархий созданы специальные консультационные структуры для учителей ОПК, проводились дополнительные занятия, консультации, экскурсии.

– Как реагирует православная общественность на ход эксперимента? Раздавались голоса, что надо поделить страну на православные, исламские и буддийские регионы и в каждом из них ввести преподавание доминирующей религиозной культуры. Ваша оценка такой позиции?

– Православная общественность по-разному оценивает эксперимент, но подготовка к нему в регионах проходит уже около 10 лет – это преподавание православной культуры в рамках регионального компонента, в форме внеклассных занятий. Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, и предложенный учебный курс направлен не на разделение, а на воспитание уважительного отношения к представителям других религий. На этом постоянно акцентирует внимание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Не стоит, однако, забывать, что православная культура лежит в основе истории нашего общего государства. Как она может быть оскорбительной и враждебной для жителей, исповедующих иную религию и культуру, но являющихся гражданами этой страны? К тому же практика преподавания ОПК во многих регионах пока не привела ни к одному межнациональному или межконфессиональному конфликту. Есть много случаев, когда основы православной культуры изучают приверженцы других духовных традиций.

– Как вы объясните, что в некоторых регионах родители учащихся выбрали светскую этику, а не сводный курс мировых религий (в таком выборе тоже могла бы сказываться светская позиция). Нет ли в этом осознанного протеста против прихода религии в школу?

– Шесть модулей, представленных для выбора родителям, должны были удовлетворить все формы образовательных запросов. Выбор того или иного модуля – показатель культурной идентификации и мировоззрения граждан нашего государства. Если человек совсем нерелигиозен – он выбирает светскую этику, если он считает для своего ребенка интересным, главное, посильным изучение нескольких религий в сравнительном аспекте – есть такая возможность, как и представителям той или иной религиозно-культурной традиции получить знания отдельно основ своей культуры.


Епископ Меркурий (на фото третий слева) в течение лета неоднократно проводил совещания по итогам апробации школьного курса религиозных культур.
Фото Елены Балашовой

– Как зарекомендовал себя учебник, разработанный группой авторов под руководством протодиакона Андрея Кураева?

– В целом учебник зарекомендовал себя как достойный того, чтобы по нему занимались дети. Его содержание соответствует возрастным особенностям учащихся, целям и общим принципам построения курса ОРКСЭ, он в доступной и достаточно легкой форме знакомит их с миром православия. Однако, как показал первый опыт его использования, учителя-практики выражают пожелание о том, чтобы учебник был снабжен рабочими тетрадями, словарем-справочником, а некоторые темы курса были бы несколько упрощены.

– Ходят слухи, что к новому учебному году готовится новая линейка учебников. Следует ли ждать в ближайшее время появления нового пособия по православной культуре?

– Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Апробация курса будет осуществляться до 2012 года. Тогда и будут приняты решения, в том числе по редактированию имеющихся пособий, а возможно, и их замены на новые. Учебники – как лакмусовая бумажка. Но, я считаю, и в подготовленных пособиях есть большой потенциал. Сложился сильный коллектив авторов.

– До назначения на должность председателя Отдела религиозного образования и катехизации вы руководили патриаршими приходами в США, поэтому хотелось бы у вас узнать, как обстоит дело с религиозным образованием в США, а также в странах Западной Европы?

– И в США, и в Европе, конечно, существуют свои особенности, но главное отличие этих стран от России заключается в том, что их законодательство в сфере взаимодействия с религиозными общинами тщательно проработано, и особенно это относится к образованию. И в Европе, и в Америке государство осуществляет контроль над тем, чтобы религиозные объединения могли обеспечивать для своих последователей воспитание в соответствии с духовно-нравственными ценностями, принятыми в данных традициях, конечно, при условии, что они не противоречат основным конституционным нормам государства.

В США, например, обеспечивается право религиозных моделей жизни на то, чтобы быть принятыми и уважаемыми, находить защиту государства, даже если данные модели не совпадают со светскими суждениями относительно того, что именно следует защищать. Первая поправка к Конституции Соединенных Штатов, ратифицированная в 1791 году, утверждает, что «Конгресс не будет создавать никакого закона, касающегося учреждения религии или запрещающего свободное отправление ее». Современная интерпретация этой формулировки, в частности, заключается в том, чтобы удержать федеральное правительство от вмешательства в дела существующих общин и предотвратить создание национальной Церкви с большими, чем у других религий, привилегиями.

В отличие от США в большинстве европейских государств существует общепризнанная официальная Церковь. Интересен опыт Германии, где все религии, имеющие статус «органа публичного права», имеют возможность не только преподавать основы своего вероучения в школах, но и активно участвовать в общественной жизни страны. У нас, к сожалению, процесс законотворчества в сфере участия Церкви в образовании только набирает силу, и зачастую приходится преодолевать тяжелое наследие атеистического прошлого. Сдвиги в этом направлении уже есть, но говорить о них до принятия нового закона об образовании считаю преждевременным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
694
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
907
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
748
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
608

Другие новости