18.04.2017 11:35:00

Над Землей нависла "кара небесная"

Тэги: космос, астрономия, метеорит

космос, астрономия, метеорит Инфографика NASA

В среду, 19 апреля, опасный астероид приблизится к Земле на рекордно близкое за последние 400 лет расстояние. По международной классификации этот объект имеет название 2014 JO25. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на онлайн-обсерваторию Slooh.

Астероид был открыт в 2014 году с помощью автоматизированного телескопа в обсерватории Маунт-Леммон в США. По разным оценкам, его диаметр может составлять от 640 метров до 1,5 километра. Он пролетит на расстоянии 1,77 млн километров от Земли – ничтожно малое по космическим масштабам. В момент сближения с Землей 2014 JO25 будет хорошо виден даже в любительские телескопы. Астероид входит в перечень объектов, потенциально опасных для жизни на Земле. Такие небесные тела должны пересекать орбиту Земли на расстоянии менее 0,05 астрономических единиц (примерно 19,5 расстояния от Земли до Луны), и их диаметры – превышать 100-150 метров.

За последнее время подобного рода космические объекты зачастили к Земле.

Так, 15 февраля 2013 года, каменный астероид величиной с половину футбольного поля пролетел в 27.7 тыс. километров от Земли. Он стал первым астероидом такой величины, прошедшим столь близко от нашей планеты с момента начала регулярных наблюдений за космическими объектами, сообщило тогда агентство Би-Би-Си. Расстояние, на котором небесное тело прошло от нашей планеты, почти в 14 раз ближе, чем расстояние от Земли до Луны (384.4 тыс. километров), скорость того февральского астероида – 7.8 километра в секунду. “С начала регулярных наблюдений за небом в 1990-е годы мы никогда не видели, чтобы объект такой величины проходил столь близко от Земли”, - заявил управляющий программы NASA по изучению объектов на околоземной орбите Дон Йоманс. По оценкам NASA, подобные астероиды пролетают мимо Земли в среднем раз в 40 лет, а столкновения их с нашей планетой происходят в среднем раз в 1.2 тыс. лет.

А незадолго до этого, в январе 2013 года, Европейское космическое агентство (ESA) разместило на своем сайте объявление о начале сбора научных предложений, касающихся воздействия на потенциально угрожающие нашей планете астероиды. Таким образом, проект AIDA (Asteroid Impact and Deflection – “Воздействие на астероиды и отклонение их”) вступил в очередную фазу своего осуществления.

В основу проекта AIDA положен принцип “кто нам мешает, тот нам и поможет”. Все просто. Выбирается пара астероидов, составляющих бинарную систему. В один из этих астероидов врезается космический аппарат, посланный с Земли. За этой коллизией наблюдает еще один космический зонд и фиксирует все детали произошедшего. Цель-максимум – так повлиять на орбиту астероида, чтобы он и своего соседа отклонил от потенциально опасной для Земли орбиты. Проект этот разрабатывается европейцами совместно с сотрудниками американской лаборатории прикладной физики Джона Хопкинса.

“С точки зрения современных технологий эти проекты ничего экзотического не представляют, – пояснил Натан Эйсмонт, ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН. – Современная космическая техника позволяет это делать. Цена затрат не очень высока. Во всяком случае не выше, чем, например, доставка на Марс вездехода “Кьюриосити”. Скажем, европейский проект проходит по разряду low cost. Это не такие уж и большие расходы. Пока”.

Вообще, серьезный интерес (читай – серьезные деньги) к проблеме астероидной опасности окончательно сформировался лет 15 назад, когда был открыт знаменитый уже астероид-убийца Апофис. По разным оценкам, его размеры составляют от 270 до 390 метров, масса – 260 млн тонн. Его шансы столкнуться с Землёй в 2029 году (в пятницу, 13 апреля, когда он впервые приблизится к нашей планете) поначалу были оценены как 1 к 37.

Однако впоследствии американские исследователи исключили возможность столкновения астероида с Землёй в 2029 году: Апофис пройдет рядом с нашей планетой на расстоянии около 29.5 тыс. км. Это, впрочем, тоже почти впритирку по космическим масштабам. NASA оценивает вероятность удара Апофиса в Землю в 2036 году как один шанс из 250 тыс., в 2068 году она еще меньше – 1 к 330 тыс.

Но математическая вероятность – это ещё отнюдь не страховой полис.

Когда 1 июля 2002 года в небе над Боденским озером (Швейцария) столкнулись российский самолет Ту-154 и американский “Боинг-757”, то некоторые эксперты заявляли, что вероятность этого была такой же, как и вероятность столкновения двух мух, летящих ночью по пустынным пересекающимся улицам.

10 февраля 2009 года над северной частью Сибири, на высоте 790 км над землей, произошло столкновение двух искусственных спутников: российского “Космос 2251” и американского Iridium 33. Даже специалисты затруднились с ходу оценить вероятность такого события – настолько она была исчезающе мала. Но все-таки событие произошло…

Чем это может нам грозить? Астрономы, конечно, уже прикинули и последствия столкновения с Апофисом для Земли.

Сила удара при плотности астероида 3000 кг/м3 и скорости входа в атмосферу 12.6 км/с может составить от 506 мегатонн до 1,5 гигатонны. Для сравнения: мощность взрыва Тунгусского метеорита 30 июня 1908 года оценивается в 2–20 мегатонн (в атмосфере тогда осталось около 1 млн тонн пыли – 20–30% всей массы метеорита, и около 30 млн тонн окислов азота); взрыв вулкана Кракатау в 1883 году был эквивалентен примерно 200 мегатоннам.

С астрономией и математикой не поспоришь. Ещё почти четверть века назад в брошюре “Использование военных структур в рамках ООН для защиты окружающей среды”, её авторы, сотрудники ИКИ РАН, Валентин Эткин и Сергей Родионов приводили такие данные: “Современные астрономические наблюдательные программы типа SPACEWATCH дают информацию, что каждый год на Землю попадает астероид с массой более 1000 тонн. Астероиды такой массы с размерами порядка 10 м могут быть обнаружены на больших расстояниях от Земли”