0
4203
Газета Наука Интернет-версия

01.03.2017 19:16:00

Сергей Кричевский: Лунный туризм в экстремальном виде - не очень хорошая идея

Тэги: космонавтика, луна, маск, кричевский, космос, космический корабль


космонавтика, луна, маск, кричевский, космос, космический корабль Фото NASA

Известный американский предприниматель, основатель компании SpaceX, Илон Маск сообщил 27 февраля, что SpaceX отправит двух пассажиров в путешествие вокруг Луны уже в середине 2018 году. НГ-Online уже сообщала об этом событии. Частный космический полет будет осуществлен на ракете Falcon Heavy, которая выведет на орбиту один из космических аппаратов компании – Dragon — с пассажирами на борту.

Имена путешественников еще не названы, однако они уже внесли значительную предоплату, сообщили в компании. Два космических туриста станут единственными людьми на борту Dragon почти в недельном полете вокруг Луны, сообщил И. Маск. По его словам, туристы облетят вокруг спутника Земли, но не будут на него садиться.

Пока что компания планирует осуществить первый непилотируемый полет на Dragon на МКС, чтобы в середине будущего года отправить корабль с экипажем, сообщил И.Маск. Это означает, что Falcon 9 и Dragon должны быть признаны NASA пригодными для осуществления полетов в космос с людьми, прежде чем состоится миссия вокруг Луны.

Если говорить о проекте пилотируемого полета для облета Луны, то такие проекты предлагались и ранее, в том числе и в России. Однако, в 2015 году в России полеты к Луне посчитали экономически нецелесообразными. К такому выводу, после рассмотрения проекта Федеральной космической программы (ФКП) на период с 2016-2035, годов пришел экспертный совет, созванный по поручению вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина. «Для сверхтяжелого носителя с грузоподъемностью 80-90 тонн невозможно найти коммерческих нагрузок. Носитель подобной размерности будет стартовать в лучшем случае два раза в год. Из-за необходимости поддерживать инфраструктуру, производственные мощности, коллективы накладные расходы сделают сверхтяжелый носитель очень дорогим», - сообщалось в заключении совета.

Однако, не далее, как 24 января 2017 года глава Роскосмоса Игорь Комаров на конференции в Москве заявил: «Рассматривается вопрос создания международной станции на орбите Луны». При этом специалисты ракетно-космической корпорации «Энергия» ведут разработку трансформируемых модулей для освоения Луны. "В дальнейшем по данной технологии планируется создание полноразмерных обитаемых модулей для использования в составе орбитальных космических станций и в лунной программе», - сообщил тогда же главный конструктор по пилотируемым комплексам, генконструктор РКК «Энергия» Евгений Микрин. По его словам, корпорация уже ведет работы по проектированию трансформируемых модулей. «Выбраны и экспериментально отработаны состав и структура оболочки, подтверждены физико-механические свойства применяемых материалов, при этом обеспечена возможность перехода к опытно-конструкторским работам по созданию экспериментального изделия объемом около 100 кубометров», - сказал он.

По словам Игоря Комарова, средства на освоение Луны и Марса надо искать путем международной кооперации. «И вопрос освоения Марса, и вопрос создания посещаемой лунной станции на орбите – это дело перспективное и будущее. Надо находить источники за счет кооперации привлечения частных инвесторов», - приводит слова Комарова агентство Интерфакс.

Как мы видим сейчас, американский частный высокотехнологичный бизнес совсем по-другому относится к такого рода проектам и делает это самое «будущее» реальностью.

«Идея такого полета с облетом Луны – мощная реклама компании SpaceX, проекта, новых технологий, пилотируемой космонавтики, а также лидерства США и т.д.», - подчеркнул в беседе с «НГ» Сергей Кричевский, экс-космонавт-испытатель, профессор, в.н.с. Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

Но насколько все это реализуемо? И не слишком ли высок риск сделать пилотируемый полет, да еще именно и только с двумя космическими туристами на борту, с облетом Луны, причем, уже во 2-м полете новой космической системы?

По мнению Сергея Кричевского, все это у Маска может получиться только при благополучном выполнении нескольких очень существенных «если»:

  1. успеют создать корабль и ракету носитель;
  2. первый беспилотный полет пройдет удачно и в срок;
  3. будет получено разрешение на выполнение такого пилотируемого полета с людьми;
  4. пилотируемый полет состоится в заданное время и пройдет удачно и безопасно.

Вообще, да и в США тоже, довольно долго велись споры надо ли возвращаться на Луну (или к Луне). Многие эксперты, рассматривали Луну лишь в качестве «аэродрома подскока» к Марсу. «Есть несколько мифов по использованию Луны в пилотируемых программах. Первый миф родился в космической программе Буша-младшего: использовать Луну для полета на Марс. Это – техническая бессмыслица. Нельзя использовать Луну для полета на Марс.

Второй миф. Мы, мол, можем на Землю привезти много полезного с Луны. Слишком дорого что-то возить на Землю с Луны.

На мой взгляд, на Луне нужно добывать то, что можно будет использовать на самой Луне», - подчеркивал еще в 2008 году в беседе с «НГ» доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник РКК «Энергия» Леонид Горшков.

«Но, надо отдать должное Илону Маску: он держит в руках флаг космического лидерства и поднимает его все выше и выше, - отмечает профессор Сергей Кричевский. – Однако, мне не очень нравится идея космического туризма, да еще в таком экстремальном исполнении. Готовить и отправлять двух туристов в полет вокруг Луны – очень похоже на авантюру и эпатажную рекламу. Если выполнять первый пилотируемый полет с использованием новой космической системы, то по логике, здравому смыслу и "правилам игры" это должен делать экипаж космонавтов-профессионалов».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
571
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
957
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
689
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
375

Другие новости