Один из сильнейших игроков в го Ли Седоль во время матча с AlphaGo. Фото с сайта www.deepmind.com
С 8 по 16 марта состоялся «Матч века» – между человеком и компьютерной программой в настольной игре го. Со счетом 4:1 выиграл искусственный интеллект (ИИ). Это событие взволновало не только поклонников древней игры, но и ученых. Дело в том, что го – последняя игра, не поддававшаяся натиску «в лоб» со стороны даже самых быстродействующих суперкомпьютеров.
Го – настольная игра с глубоким стратегическим содержанием, предположительно возникшая в Древнем Китае. Ее правила существуют практически в неизменном виде уже более 3 тыс. лет. Правила игры настолько просты, что четырехлетние дети с легкостью осваивают ее меньше чем за час. Но в то же время большое число возможных комбинаций – в шахматах после четвертого хода возникает около 100 тыс. возможных позиций, в го – более 16 млрд! – делает игру очень сложной для компьютерных программ.
Всего же число возможных позиций на доске составляет: в шашках – 1020, в шахматах – 1060, а в го – 10100, что превышает число атомов во Вселенной! Конечно, ни один человек не смог бы просчитать такое количество возможных позиций, поэтому, как говорят сами игроки, значительное влияние на результат партии оказывает интуиция самого игрока.
Более того, считается, что шахматы в основном развивают левое, «алгебраическое», «логическое» полушарие мозга, в то время как при игре в го активно работают оба полушария – и правое, «геометрическое», «образное». Именно по этим причинам древнекитайская игра оставалась вызовом для всех разработчиков ИИ. Ведь, чтобы одержать победу над профессиональным игроком, программа должна не только уметь просчитывать наперед позиции, но и обладать определенной человечностью – делать ходы, иногда кажущиеся нелогичными, но в конце концов приводящие к победе.
С компьютерной программой AlphaGo, которую разработала лаборатория DeepMind, сражался один из сильнейших игроков мира Ли Седоль (9-й профессиональный дан, более 800 выигранных турниров), занимающий четвертое место в общемировом рейтинге спортсменов го.
Главной задачей нейросети было предсказать наиболее вероятный ход в игре человека против человека на основе всех партий, сыгранных за всю историю. Программа «изучила» все эти партии и на их основе стала играть сама с собой, совершенствуя свое мастерство. Сотрудники DeepMind создали уникальную самообучающуюся систему ИИ, способную, во-первых, оценивать выгодность каждой конкретной позиции на доске, то есть поступать как компьютерная программа, а во-вторых, «предсказывать» наиболее вероятный ход. Это придает человечный характер принимаемому программой решению.
«Матч века», считают эксперты по ИИ, несомненно станет началом новой эпохи в истории не только го – новой эпохи в истории вообще. Так же как победа компьютерной программы Deep Blue над Гарри Каспаровым в 1997 году резко поубавила степень биологического шовинизма Homo sapiens.