30.12.2015 00:01:00

5. Генетики пообещали воскресить мамонтов

Тэги: наука, мамонты, генетики, днк

наука, мамонты, генетики, днк В вечной мерзлоте сохранилось много генетического материала для клонирования мамонта. Фото Reuters

19 марта авторитетнейший научный журнал Science вышел со статьей, в которой группа исследователей из Гарварда заявила о принципиальной готовности воскресить крупных вымерших млекопитающих – мамонтов. Ученые сообщили, что им удалось вставить 14 генов вымерших мамонтов в ДНК слона.

Тут надо пояснить, что руководитель исследовательского коллектива Джордж Черч – противник клонирования мамонтов на основе генетического материла, взятого из обнаруженных в вечной мерзлоте останков. Ученый считает более разумным поэтапное воссоздание всего генома древних животных по сохранившимся в вечной мерзлоте фрагментам ДНК, которые вставляются в клетки их ближайших родственников – индийских слонов.

«Мы работали прежде всего с генами, отвечающими за выживание организма в условиях низкой температуры: генами шерстяного покрова, крупных ушей, подкожного жира и прежде всего гемоглобина, – рассказал генетик в интервью газете Sunday Times. – Сейчас в нашем распоряжении имеются здоровые клетки слона с фрагментами ДНК мамонта». Надо сказать, что эффективность методики редактирования генома, которой пользовались исследователи, достигает 97%.

По мнению Черча, мамонты (и даже их неточные копии) сыграют важную роль в стабилизации экосистемы сибирской тундры, которой угрожает таяние вечной мерзлоты.

Надо отметить, что история с расшифровкой генома ископаемого гиганта имеет и свою предысторию.

Еще в феврале 2006 года группа российских ученых сообщила в журнале PloS Biology о выдающемся научном достижении: расшифровке полной последовательности так называемой митохондриальной ДНК мамонта, жившего более 30 тыс. лет назад. Профессору Евгению Рогаеву и его коллегам из нескольких научных учреждений России и США удалось расшифровать полную последовательность митохондриальной ДНК мамонта (длиной 16 842 нуклеотида).

Митохондрии – это очень интересные (и даже загадочные!) клеточные органеллы. Существует весьма обоснованное предположение, что митохондрии это древнейшие микроорганизмы, когда-то внедрившиеся в живую клетку, да так там и задержавшиеся. Типичный пример симбиоза. Важно и то, что собственный геном митохондрий, хоть и проще ядерной ДНК, но обладает одним уникальным свойством – он наследуется только по материнской линии; то есть отцовские гены не перемешиваются с материнскими. Это очень удобно для эволюционных исследований.

А в 2009 году биологи из Университета штата Пенсильвания определили почти полную последовательность генома мамонта. Уже тогда отмечалось, что популяции мамонтов отличались крайне низким генетическим разнообразием. То есть геномы отдельных особей были очень сходны и несли малое количество вариантов генов. Ученые считают, что эта особенность мамонтов могла стать причиной их вымирания при изменении условий внешней среды.

Но, возможно, самое интригующее следствие ювелирной, без преувеличения, работы биологов во всем этом генетическом детективе – реально забрезжившая возможность восстановить мамонтов как вид.