28.07.2015 13:31:00

В США думают призывать бизнесменов заняться освоением Луны

Тэги: луна, бизнес, экономика, nasa, космос

луна, бизнес, экономика, nasa, космос Инфорграфика НАСА

США смогут сэкономить значительные суммы денег на освоении Луны, если отдадут часть программы на откуп частным космическим компаниям. Об этом говорится в новом докладе компании NexGen Space LLC - консалтинговой организации, которая частично финансируется грантами NASA и возглавляется экс-сотрудником агентства. Отмечается, что составлением документа занималась группа независимых специалистов, среди которых – бывшие сотрудники NASA, но доклад не является мнение NASA по данному вопросу, - пишет Space.com.

В 2005 году в США оценили начало программы освоения Луны в 122 млрд. долл. (100 млрд. по старому курсу). Однако если работа компаний Space X и Orbital Sciences по налаживанию орбитальных пилотируемых полетов будет успешной, то NASA может через 5-7 лет отправить человека на Луну, вложив гораздо меньшие деньги. Речь идет «всего» о 10 млрд. со стороны бюджета. Более того, через 10-12 лет после первого коммерческого полета на Луну можно будет построить базу на поверхности спутника Земли. На этой базе лунный лед будут перерабатывать в водородное топливо для кораблей, отправляющихся дальше в космос, например на Марс.

Расчеты стоимости основаны на настоящих затратах компании Space X, которая на данный момент единственная фирма, которая запустила частный космический корабль на орбиту. Строительство лунный базы обсуждалось со специалистами Bigelow Aerospace, которая давно занимается разработками по строительству жилых модулей за пределами Земли.

Ставка делается на производство водородного топлива изо льда на полюсах Луны. В докладе говорится, что если после разведки обнаружится невозможность добычи водорода, то планы придется существенно корректировать. Пока предлагается программа в три блока. Первый – разведывательный. Роботы высадятся на полюсах Луны. Пока они будут работать на поверхности, на Земле будет вестись подготовка транспортных систем для полетов человека на Луну. Второй этап – высадка людей на поверхность спутника Земли и их работа совместно с роботами. Для полетов планируется использование многоразовых лунных пилотируемых кораблей. На третьем этапе на Луне строится роботизированный завод, который будет находится под контролем 3-4 человек. Составители доклада призывают уже сейчас немедленно заняться исследованием полюсов на предмет возможности промышленной переработки лунного льда (если они его там вообще найдут в нужных объемах – прим. НГ-Online).

Также докладчики затрагивают довольно скользкий и неразработанный в данный момент юридический вопрос. Они предлагают передать управление лунным заводом организации аналогичной той, которая в настоящее время управляет работой института ЦЕРН c Большим адронным коллайдером. Создание структуры управления предлагается поручить космическим агентствам разных стран.

В апреле текущего года глава представительства Европейского космического агентства (ЕКА) в России г-н Рене Пишель в интервью НГ прокомментировал вопрос разработки на Луне полезных ископаемых: «Если брать более отдаленные цели лунной программы, такие, например, как добыча полезных ископаемых, то пока сложно об этом говорить или что-то планировать. На данном этапе у человечества нет ни технических, ни технологических и финансовых средств для реализации подобных проектов. Фантазировать можно много, но говорить предметно обо всем можно только тогда, когда у нас будет четкий проект. Опыт показывает, что, если есть необходимость договориться – стороны всегда найдут точки соприкосновения. Так что до этого еще очень далеко».

Стоит отметить, что на данный момент не существует сколько-нибудь конкретных международных соглашений о том, как быть с принадлежностью внеземных объектов. Докладчики предостерегают NASA от негативного опыта работы антарктической станции «Мак Мурдо», где ограничен доступ туристов, и присутствует очень запутанная юрисдикция в отношении уголовных и имущественных споров.