Михаил Тихонравов (в центре), несмотря на запрет, продолжал исследования по проблеме искусственного спутника Земли. С академиками Анатолием Благонравовым (слева) и Сергеем Королевым. Фото из книги А. Романова «Конструктор космических кораблей»
С 1947 года Михаил Клавдиевич Тихонравов начал работать в НИИ-4 над составными ракетами. В течение следующего года, выступая на заседаниях НТС и сессии Академии артиллерийских наук, он не только высказал идею «ракетного пакета», но и показал, что пакетная схема компоновки позволяет получить практически любую дальность полета ракеты и осуществить запуск искусственного спутника Земли. Однако эти идеи были восприняты руководством как преждевременные и произвели должное впечатление только на Сергея Королева, который в 1949 году посетил НИИ-4 и ознакомился с работами Тихонравова и Игоря Мариановича Яцунского.
16 декабря 1949 года Королев отправил в НИИ-4 техническое задание, в котором определены название темы – «Исследование возможностей и целесообразность создания составных ракет дальнего действия типа «пакет», а также «целевая установка: сравнение возможностей достижения больших дальностей (около 10 000 км) с помощью одиночных и составных (последовательных и по типу «пакет») ракет дальнего действия с целью выбора рационального направления работ в области дальнобойных ракет».
По замыслу Тихонравова, «пакет» составляется на стартовой позиции из нескольких одинаковых рационально выбранных ракет, которые соединяются параллельно – механически и гидравлически. В техническом задании были поставлены следующие задачи: исследовать влияние «изменения баллистических параметров «пакета» из трех ракет Р-2 на дальность и возможные схемы «конструкционного осуществления «пакета» из трех ракет Р-2, а также были обозначены требования по анализу возможного разброса тяг двигателей пакета, требования к старту и к системе управления.
Одновременно Королев предложил Тихонравову до завершения работ выступить с докладом на НТС НИИ-4 весной будущего года. И с началом 1950 года Михаил Клавдиевич с группой начал готовиться к выступлению на 1-й научно-технической конференции НИИ-4. Имея опыт предыдущих выступлений о ракетном пакете, Тихонравов решил, что на этот раз надо не распылять внимание слушателей на детализации, а сделать упор на том, что ракетный пакет позволяет реально обеспечить полет на любые дальности. А это, в свою очередь, позволяет говорить о возможности постановки работ по искусственному спутнику Земли.
Конференция открылась 15 марта 1950 года. В первый же день ее работы выступил с докладом член-корреспондент Академии артиллерийских наук, инженер-полковник Михаил Тихонравов. Он рассказал о проведенных исследованиях, показавших, что дальность полета ракетных снарядов не только принципиально, но и технически ничем не ограничена.
Но как только он повел речь о том, что пакетная схема ракеты позволяет ставить вопрос о возможности запуска искусственного спутника Земли (ИСЗ), в зале поднялся шум, послышались выкрики с мест. Завершения доклада Тихонравова никто уже практически не слышал. Слово взял генерал-полковник Петр Чечулин, который в это время проверял работу института. Он выступил с резкой критикой, назвав идею об ИСЗ фантазией.
В результате работы по ИСЗ в НИИ-4 были прекращены. Сам Михаил Клавдиевич был переведен на должность консультанта, а пост начальника НИИ-4 вместо генерала Алексея Нестеренко занял Чечулин. Однако группа Тихонравова сохранилась, так как выполняла работу по заданию Королева.
А в группе Тихонравова, несмотря на запрет, продолжались исследования по проблеме ИСЗ – разумеется, во внеурочное время, то есть после работы и по выходным. К 1953 году тема была исследована достаточно полно, и Тихонравов решил форсировать события. К представлению своих результатов он на этот раз подошел более основательно.
Было подготовлено два альбома, в одном из которых показаны работы США по подготовке запуска ИСЗ, а в другом – реальные возможности СССР. С этими альбомами он обратился к начальнику военного отдела Госплана СССР Георгию Пашкову, а тот, в свою очередь, – к министру Вооруженных сил СССР маршалу Александру Василевскому. Помещенные в альбомах материалы произвели на министра должное впечатление. Он отнесся к работам Тихонравова с одобрением и обещал ему всяческое содействие. Самое главное – министр запретил новому начальнику НИИ-4 чинить препятствия работам группы Тихонравова. С этого времени в НИИ-4 исследования проблемы ИСЗ велись уже вполне легально.
Далее, на основании полученных группой Тихонравова результатов были разработаны «Предложения о возможности и необходимости создания искусственных спутников Земли», одобренные Королевым. Уже с января 1954 года в НИИ-4 была открыта научно-исследовательская работа «Исследования по вопросу создания искусственного спутника Земли». Вскоре Сергей Петрович Королев предложил Тихонравову подготовить докладную записку по ИСЗ в правительство СССР. Этот документ был подготовлен в группе Тихонравова и скорректирован в ОКБ-1 Королева, тщательно отредактирован академиками Мстиславом Келдышем, Петром Капицей и после этого рассмотрен на президиуме Академии наук СССР.
А 26 мая 1954 года Сергей Королев, приложив к локладной записке материалы о работах по ИСЗ в США, направил ее в правительство СССР – Дмитрию Устинову. В этом же письме Королев ставит вопрос о целесообразности создания в ОКБ-1 специализированного отдела по космической проблематике.
К этому времени Королев, тщательно изучив проект «ракетного пакета», остановил свой выбор на варианте так называемого простейшего пакета, в котором между блоками имеются только механические связи. Дело в том, что первый вариант пакета («питающий») наряду с механическими имел и гидравлические связи между блоками ракеты, позволяющие осуществлять перекачку топлива во время полета, и состоял из ракет стандартного типа. Второй же тип («несущий») имел только механические связи. В свою очередь этот тип ракеты авторы подразделяют на ракетный пакет с «запаздыванием» и пакет с «недоливом» (последнюю схему авторы назвали пакетом простейшего типа, это наименование и утвердилось на практике). Простейший пакет отличался тем, что различное количество топлива заливается в разные его блоки и все двигатели пакета запускаются на старте одновременно. Именно данная схема оказалась наиболее интересной и привлекательной для конструкторов.
Благодаря решительным шагам Тихонравова и Королева процесс создания ИСЗ получил ускорение. В апреле 1955 года в НИИ-4 вышел предварительный отчет по спутнику Земли. В том же году в АН СССР была создана специальная комиссия по подготовке запуска ИСЗ – под председательством М.В. Келдыша и его заместителей С.П. Королева и М.К. Тихонравова. В декабре 1955 года Королев обратился к Главкому РВСН маршалу Митрофану Неделину с предложением «О привлечении М.К. Тихонравова к работам по ИСЗ» и переводе его в ОКБ-1.
В январе 1956 года было принято правительственное постановление о создании в СССР искусственного спутника Земли и запуске его в 1957–1958 годах. В том же году в ОКБ-1 создается отдел № 9 для решения проблем ИСЗ. Начальником отдела стал Михаил Тихонравов. И уже 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был произведен запуск первого в мире ИСЗ.