0
2953
Газета Наука Интернет-версия

19.02.2015 13:24:00

Дума про сгоревший ИНИОН

Тэги: госдума, библиотека, инион


Пленарное заседание Госдумы 18 февраля началось с вопроса, в последние недели практически не сходящего с телеэкранов: о пожаре в столичном Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН). Данную тему поднял в своём выступлении член комитета по безопасности и противодействию коррупции Денис Вороненков.

Позже появилась информация о том, что группа депутатов готовит обращение в Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) с просьбой о временном отстранении от исполнения обязанностей руководителя ИНИОН Юрия Пивоварова. Пока – на время расследования. «Этот вопрос на данный момент очень актуален; мы не исключаем возможность повторения ЧП в этом институте», – подчеркнул Денис Вороненков.

Как известно, чрезвычайное происшествие, случившееся в конце января, повлекло за собой повреждение или гибель огромного количества хранившихся в этой всемирно известной библиотеке уникальных материалов. По последним данным, речь идёт примерно о трети всех фондов – более 5 миллионах (!) экземпляров, в том числе редких и уникальных. И, судя по многочисленным выступлениям Юрия Пивоварова, до сих пор не существует исчерпывающего плана спасения библиотеки.

Сенатор Елена Афанасьева уже обратилась в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет с просьбой провести проверку действий руководства ИНИОН. В первую очередь, по её словам, необходимо получить ответ на вопрос о том, в полной ли мере в институте соблюдались правила пожарной безопасности.

Сам факт произошедшей катастрофы показывает: предмет для расследования здесь есть. В последние недели в СМИ неоднократно появлялись свидетельства, что ситуация в ИНИОН была в этом смысле, как минимум, тревожной. Многие замечания и предписания противопожарной службы исполнялись, в лучшем случае, наполовину. А система тушения, если таковая вообще была (что, кстати, широкой публике так и не разъяснено), оказалась неэффективной. Здание сгорело «как свечка», причём пламя распространилось на огромную площадь практически мгновенно.

К тому же парламентариев беспокоит дальнейшая судьба коллекции. До сих пор непонятно даже, сохранилась ли картотека библиотеки. А значит, в случае исчезновения из хранилищ каких-либо раритетов и их появления у букинистов, доказать принадлежность изданий к ИНИОН будет, аккуратно говоря, затруднительно. На фоне звучащих сейчас заявлений пользователей библиотеки о том, что с фондами ИНИОН до пожара велась какая-то непонятная коммерческая деятельность (об этом говорила, в частности, вдова великого отечественного философа Александра Зиновьева Ольга), это вызывает серьёзное беспокойство. Так что вряд ли случайно Елена Афанасьева, согласно сообщению ТАСС, заявила о необходимости установить контроль над перемещением всех экземпляров из сгоревшей библиотеки, чтобы не допустить возможных краж ценных изданий.

По некоторым данным, этот вопрос стал предметом обсуждения в Совете Федерации на рабочей группе, посвящённой деятельности РАН. А Елена Афанасьева обратилась к руководителю Федерального агентства научных организаций (ФАНО) с просьбой спасти оставшиеся фонды. Ведомство, дала понять сенатор, должно принять деятельное участие в разбирательстве причин произошедшей трагедии. Тем более что катастрофы, подобные пожару в ИНИОНе, не только уничтожают культурное наследие, но и наносят удар по престижу страны. Глава ФАНО Михаил Котюков, со своей стороны, отметил: вся полнота ответственности за ликвидацию последствий лежит на руководстве ИНИОН.

Особое возмущение парламентариев вызвало то, что фонды библиотеки, как выяснилось, практически не переводились в электронный вид. По некоторым оценкам, оцифрованными оказались только 0,05% всех хранившихся там документов. Директор ИНИОН Юрий Пивоваров, похоже, относился к данной задаче не с большим пиететом, чем к эффективности противопожарной системы. «Сгорели документы, которые трудно восполнить, не перевели основные материалы в электронную версию», – возмутился лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

Впрочем, вопросы, звучавшие 18 февраля с думской трибуны, ставились ещё жёстче. Денис Вороненков напомнил: по объёмам и ценности потерь книжного фонда нынешнее возгорание сравнимо с набегом хана Тохтамыша и наполеоновским нашествием, когда погибла, например, рукопись «Слова о полку Игореве». Причём, как выяснилось, один пожар в ИНИОН прежде уже был. Однако тогда, подчеркнул парламентарий, надлежащих мер не приняли. Равно как не был решён и вопрос с оцифровкой фондов, что позволило бы обеспечить сохранность научной и культурной информации.

«Но деньги выделялись, и немалые. Не хватало – надо было ставить вопрос перед Минобрнауки об увеличении финансирования», – подчеркнул депутат, адресуя свои слова руководству ИНИОН и лично Юрию Пивоварову. В связи с этим Денис Вороненков обратился к правоохранительным органам с просьбой проверить: только ли следствием безответственности стала произошедшая в ИНИОН катастрофа, или имели место злоупотребления и растрата выделенных средств. «Наша фракция требует расследования не только причин пожара, но и причин столь неадекватных потерь национального культурного достояния России», – подвёл черту представитель КПРФ.

Остаётся надеяться, что подобное разбирательство действительно состоится, и даст исчерпывающие ответы на вопросы, возникшие в обществе в связи с январским пожаром. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
695
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
921
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1064
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3046

Другие новости