30.12.2014 00:01:00

Космический зонд «Розетта» достиг ядра кометы

Тэги: космос, розетта, филы, комета

космос, розетта, филы, комета Зонд «Розетта» высаживает модуль «Филы» на ядро кометы Чурюмова–Герасименко. Иллюстрация ESA

Межпланетный исследовательский комплекс Европейского космического агентства «Розетта» (ESA Rosetta) 12 ноября обеспечил посадку модуля «Филы» на поверхность кометы 67P Чурюмова–Герасименко. Это даже вообразить сложно: созданный руками и гением человека аппарат (кубик размерами примерно два на два метра) где-то в районе орбиты Юпитера, примерно в 700 млн км от Земли, исследовал ядро кометы!

С начала старта проекта в 1993 году прошло более 20 лет, из которых 10 потребовалось на то, чтобы выйти на траекторию кометы и догнать ее. Ученые и инженеры, работающие над проектом, считают, что миссия проходит не идеально, но успешно. В настоящее время «Розетта» находится на сложной траектории вокруг кометы, а посадочный модуль «Филы», проведя ряд исследований, впал «в спячку» по причине недостатка энергии в его батареях. Посадить небольшую коробочку с оборудованием на поверхность ядра кометы удалось, но не так, как хотелось…

Работа над межпланетным кораблем уже сама по себе принесла науке бесценный опыт. 11 научных комплексов нес на себе материнский корабль, и еще 10 было смонтировано на спускаемом модуле «Филы». Полезная нагрузка составила 165 кг у «Розетты» и 100 кг у «Филы». Больше всего места заняло топливо. На борт погрузили 1670 кг горючего для обеспечения сложнейших маневров в межпланетном пространстве.

Путь к ядру кометы был долгим и запутанным. Двигаясь по сложной траектории вокруг Солнца, «Розетта» приближалась к орбите Юпитера, пролетала рядом с Марсом и три раза – рядом с Землей. В июле 2010 года аппарат прошел примерно в 3 тыс. км от 120-километрового астероида Лютеция – самого большого астероида, который люди смогли разглядеть с такого близкого расстояния. Около трех лет, с июня 2011 года, зонд находился в режиме спячки, не подавая никаких сигналов. Но в январе 2014 года автоматика «Розетты» сработала, и зонд вышел на связь. Астроном, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Сурдин подчеркнул: «Посадки на ядра комет и работы на них до сих пор не было. Комета Чурюмова интересна и тем, что близко не подлетает к Солнцу. Поэтому она сохранилась в относительно первозданном состоянии».

Главной задачей миссии «Розетты» было изучение происхождения комет, соотношение межзвездного вещества с веществом кометы в целях изучения происхождения Солнечной системы. Известно, что кометы – наиболее древние объекты в доступном нам для изучения космосе. Астрономы и астробиологи давно высказывают гипотезу, что кометы, эти гигантские скопления космической пыли, льда и водяного льда, содержат и химические соединения, которые присутствовали на ранних этапах образования Солнечной системы. Существует и гипотеза панспермии, согласно которой именно кометам мы обязаны распространением жизни во Вселенной.

Комета 67P Чурюмова–Герасименко была открыта советскими учеными – профессором Киевского университета Климом Чурюмовым и научным сотрудником Института астрофизики Академии наук Таджикистана Светланой Герасименко в 1969 году.

За 60 час. на Землю были отправлены снимки с места посадки, анализ вещества ядра кометы, также были обнаружены органические молекулы. «Филы» перешел в спящий режим, но специалисты говорят о возможности его пробуждения, когда комета подойдет ближе к Солнцу в августе 2015 года. «Розетта» останется рядом с кометой по мере ее движения вокруг Солнца.