Доклады участников международной научной школы вызвали неподдельный интерес. Фото автора
В Звездном городке состоялась совместная IV международная научная школа молодых ученых Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН и Научно-исследовательского испытательного Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Тема нынешней школы – «Смысл новизны в науке и технике». В работе приняли участие кроме российских ученых молодые исследователи из Украины и Белоруссии.
По нынешним временам абсолютной неопределенности с судьбой академической науки как таковой подобное мероприятие и само по себе выглядело несколько необычно – оказывается, молодыми учеными все еще кто-то занимается, заботится об их теоретическом, да и общекультурном мировоззренческом уровне. Но в данном случае было и еще одно обстоятельство, которое делало IV международную научную школу молодых ученых событием уникальным: такое собрание впервые принимал, участвовал в его подготовке и проведении ЦПК им. Ю.А. Гагарина. Не случайно, что и уровень представительства на «школьном» мероприятии был соответствующий.
Школу открыли летчик-космонавт СССР, доктор технических наук Петр Климук и директор ИИЕТ РАН, член-корреспондент РАН, летчик-космонавт РФ Юрий Батурин. А в первый же день работы со своим докладом «Этапы инновационного развития Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» выступили начальник ЦПК, летчик-космонавт РФ, доктор технических наук Юрий Лончаков и заместитель начальника ЦПК по научной работе, доктор технических наук Борис Крючков. О перспективах развития пилотируемой космонавтики рассказал начальник управления ЦПК, доктор технических наук Андрей Курицын.
И все-таки, повторяю, это была именно школа, а не стандартная научная конференция. Соответственно строилась и ее программа. Некие установочные, методологические доклады сделали директор ИИЕТ РАН Юрий Батурин («Поиск новаций в «смысловом поле» исследуемого объекта») и сотрудник ИИЕТ РАН, доктор философских наук, профессор Наталья Кузнецова («Радикальная новизна» в истории науки»). Оказалось, что философское осмысление исследовательской деятельности интересно не только профессиональным историкам науки, но и молодым ученым из ЦПК. И при этом – широчайший спектр предложенных к обсуждению тем. Вот несколько примеров.
Гвоздецкий В.Л. «Развитие истории отечественной техники. XX век» (к.т.н., зав. отделом ИИЕТ РАН); Рязанский С.Н. «Научные эксперименты на борту МКС» (космонавт-испытатель РФ, к.б.н., «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина»); Леонов А.В. «Новые методы сохранения научно-технического наследия» (руководитель Центра, к. ф-м.н. ИИЕТ РАН); Артеменко Р.В. «Становление космонавтики и массовая культура» (ИИЕТ РАН); Сочнев А.В. «Концепция выведения наноспутников на низкую околоземную орбиту с помощью сверхмалого ракетоносителя на лазерной реактивной тяге» (Казанский национальный исследовательский университет им. А.Н. Туполева – КАИ); Щеглов Д.А. «Белые пятна географии Птолемея: сеанс черной магии с ее последующим разоблачением» (к.и.н., Санкт-Петербургский филиал ИИЕТ РАН); Жабин С.А. «Проект ОГАС 1980 г. Научные и организационные основы построения информационного общества» (к.и.н., Центр исследований научно-технического потенциала и истории науки имени Г.М. Доброва Национальной академии наук Украины, Киев); Помелова М.А. «Основоположники экспериментальной эмбриологии» (к.б.н., ИИЕТ РАН); Зайцев М.А. «Использование метода насыщенного погружения для подготовки космонавтов по программам изучения и освоения ближайших планет Солнечной системы» (ведущий инженер «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина»); Кричевский С.В. «Эволюция экологических аспектов космической техники и деятельности в сознании профессионалов и общества: на пути к «зеленой» космонавтике» (д.ф.н., к.т.н., ИИЕТ РАН).
Такой «теорминимум» отлично сочетался с «лабораторными» работами. Для участников школы были организованы занятия в планетарии ЦПК (кандидат в космонавты, оказывается, должен легко отыскивать на небесной сфере 88 созвездий); экскурсия в Музей космонавтики; экскурсия по технической базе Центра; занятия в Космоцентре. Всем предоставлена была возможность «порулить» вертолетом, отработать на тренажере стыковку с Международной космической станцией, посетить тренажер станции «Мир».
Логическим завершением IV международной научной школы молодых ученых ИИЕТ РАН и ЦПК им. Ю.А. Гагарина стал круглый стол «Философия неожиданных взлетов». Блоки вопросов, предложенные для обсуждения говорят сами за себя:
Новации, прорывы, революции в науке и технике – ожидаемое и неожиданное, просчитанное и нерасчетное в них. Рождение нового – постепенность и скачок. Творчество. Рациональные алгоритмы и интуиция. Конструирование фантазий и фантастические конструкции. Специалисты и дилетанты.
Можно ли прогнозировать (ожидать, предвидеть, провидеть, предугадывать, предсказывать) рождение новаций, прорывов и революций в науке и технике? Ошибки и пробелы в прогнозах. Неожиданные результаты. Неожиданное отсутствие результатов. Неожиданный рост и неожиданный спад как ошибка прогноза;
Научно-технический прогресс в контексте общественного мнения. Как разъяснять обществу смысл и (по) следствия научно-технических взлетов? Как популяризировать и пропагандировать новации современной науки и техники?
В общем, как заметил участник школы из Белоруссии Сергей Пушкевич, «международная научная школа молодых ученых, такая, которую проводит ИИЕТ РАН, – это как раз то, чего не хватает молодым ученым нашей Академии. Тематика докладов там может быть разная, но одно безусловно: там учишься размышлять, излагать свои мысли».
Звездный городок – Москва