Музей чайников в Переславль-Залесском.
Сегодня в мире вновь возвышается геополитическое мышление, связывающее возможности государств с расширением и перераспределением пространства. Роль географического ресурса в жизни государств взрывообразно растет вместе с демографическим взрывом. Ставится вопрос об ограничении прав государств, не способных распорядиться выпавшими на их долю природными богатствами «нашего дома – космического корабля Земля».
Эстетические ресурсы
По приводимым на некоторых сайтах международным рейтингам Россия попадает в первую десятку стран, столь же неблагоприятных для туризма, как Бурунди, Новая Гвинея, Нигерия, Ботсвана и Зимбабве, следуя сразу за Ираком, Афганистаном и Гаити. Ни Киргизия, ни Таджикистан, ни Туркмения в этот список опасных стран не попали. Даже Грузия оказалась менее опасной для путешествий, чем Россия.
Надежной статистики в сфере туризма нет. Поэтому одни данные говорят, что ежегодно страны дальнего зарубежья посещают 4,6 млн человек, другие утверждают – 10 млн выезжающих. Некоторые отечественные эксперты приводят показатель – 13 млн россиян, выезжающих ежегодно на отдых практически во все страны мира.
А вот Россию посещает куда меньше туристов из-за рубежа, чем выезжает из страны. Большинство экспертов оценивают число интуристов из дальнего зарубежья, ежегодно посещающих Россию, в 2,7–4,5 млн. К примеру, жители Приморского края совершили в 2007 году более 1 млн поездок в Китай. В то же время турфирмами края только 1 человек отправлен в Хабаровский край, 3 – в Амурскую область и ни одного – в Республику Саха (Якутию) и Камчатский край.
Из самых красивых городов России среди 1553 московских респондентов (преимущественно студентов-гуманитариев) не был назван ни один восточнее Нижнего Новгорода. Из наиболее популярных для посещения городов среди постоянных клиентов турфирм не был назван ни один восточнее Екатеринбурга. Все привлекательные эстетические ресурсы России оказались в восприятии москвичей распределенными между Москвой, Санкт-Петербургом, Краснодарским краем (Сочи, Анапа, Геленджик, Адлер), городами Золотого кольца (Владимир, Суздаль, Ярославль), северо-запада России (Новгород, Псков), Поволжья (Волгоград, Самара, Казань, Саратов, Нижний Новгород), Минводами (Кисловодск, Пятигорск).
Ситуация будет еще нагляднее, если станем оценивать донорскую роль России на международном туристском рынке в денежном эквиваленте. Тут точных цифр тоже нет. По одним данным, россияне ежегодно оставляют за рубежом 11 млрд долл. По другим – Россия в 2009 году вошла в число 10 стран-лидеров по уровню туристических расходов населения во время отдыха. С туризмом россияне вывезли в 2009 году из страны 25 млрд долл. США.
А вот привозится интуристами в Россию всего лишь 3–4 млрд долл. в год. Тут оценки не сильно расходятся. Даже Украина имеет прибыли от туризма больше, чем Россия. Очевидно, что благодаря лишь туризму Россия стала одним из крупных финансовых доноров для многих стран мира.
В 2011 году Россию посетили чуть более 2,3 млн иностранных туристов, тогда как, по оценкам экспертов, при должном уровне развития туристической инфраструктуры Россия могла бы принимать до 40 млн туристов в год. Известно, что каждый иностранный турист оставляет в стране пребывания 300–500 долл. в день. Нетрудно рассчитать, что только при пятидневном пребывании туристов страна недополучает до 100 млрд долл. в год. Россия занимает 59-е место из 139 стран по индексу конкурентоспособности в туристическом секторе; доля туризма в ВВП России составляет всего 6,7%, а в среднем в мире этот показатель – 9,4%.
Конструирование образа
В деятельности каждого производства огромное значение придается рекламе продукции. А у самой большой по территории страны мира ни одно ведомство не озабочено ни украшением ее пространств, ни их имиджевым продвижением. Между тем для авторитета государства имиджевое продвижение тех или иных территорий сегодня становится, пожалуй, поважнее укрепления военно-экономического могущества. На эту деятельность развитые страны ежегодно выделяют средства, входящие в число приоритетных расходных статей государственного бюджета.
На цели рекламирования России в мировом туристическом пространстве выделяется 2,5 млн евро в год. Для сравнения: средний бюджет на рекламу туризма в европейских странах составляет 31 млн евро. Рекламный бюджет на продвижение туристических возможностей России в 2010 году оказался в несколько раз меньше, чем рекламный бюджет Словении.
Возможно, начинать конструирование образа территории следует не столько с создания рекламных буклетов, сколько с коррекции учебных планов географических, гуманитарных и туристических специальностей вузов. Достойное место должны в них занять такие дисциплины, как гуманитарная география и отечествоведение, понимаемые не как смесь физической и экономической географий с историей, а как интердисциплинарные технологии конструирования портрета государства и его отдельных регионов.
Ни один значимый зарубежный университет не представим без гуманитарно-географического осмысления своей страны. Такое осмысление привело к появлению знаний, которые трудно идентифицировать с какой-либо из традиционно выделяемых отечественной наукой отраслей.
Между тем специальность «Россиеведение» есть во многих западноевропейских университетах, японских университетах, даже в польских университетах есть. У нас подобного нет, а если и намечается, то лишь в историко-архивном ключе.
В Сеуле с 1972 года работает институт российских исследований университета международных исследований Ханкук. Он имеет грант на период с 2009 по 2019 год «Реконструкция гуманитарного пространства Российской Федерации; корейский взгляд». В рамках этих исследований вырабатывается корейская точка зрения на Россию, отличающаяся от критически настроенной западной, а также китайской и японской. Институт предполагает издание монографий по каждому из субъектов РФ.
В советской и постсоветской географии россиеведение, как и многие другие антропогеографические и страноведческие направления, оказалось уступленным социологам, историкам, журналистам-международникам. Заявка на грант Российского научного фонда по проекту «Россиеведение как научное направление по позиционированию России в мировом информационно-туристическом пространстве» не была поддержана. Эксперт разъяснил, что «книг с таким названием («россиеведение») – сонм, причем некоторые с мистическим содержанием... по эзотерике… и без этого немало всяческой пугающей мистики». Трудно представить в другой стране, чтобы национальный фонд, носящий имя страны, не поддерживал бы подобные исследования, направленные на поиск технологий по возвышению своей страны, да еще с таким ерничаньем. Между тем возрождение россиеведения позволяет не только расширить философско-предметное поле географии, но повысить ее общую конкурентоспособность.
Пространство заменить нечем
Особую роль в имиджевом продвижении России играет ее пространство. Как писал французский эколог Сен-Марк, цена жизненного пространства растет гораздо быстрее добываемого посредством его разрушения сырья. Сырье можно будет заменить другим сырьем, пространство заменить будет нечем.
Первая по площади страна – Россия – владеет самой крупной континентальной глыбой мира, занимающей 13% земной суши в самом ее центре. Соединяя в себе Восток и Запад, Север и Юг, Россия как бы объединяет в себе все человечество и соприкасается со всеми главными мировыми цивилизациями.
Одна Сибирь значительно больше такого материка, как Австралия. Контуром Сибири можно свободно накрыть три Индии или две Европы. Даже США или Китай уступают по размерам Сибири. Поезд от Владивостока до Урала проходит расстояние чуть меньшее, чем от экватора до полюса. Планете Земля ежесуточно требуется больше 11 часов, чтобы, вращаясь вокруг своей оси, подставить под солнечные лучи все российские просторы.
На Россию приходится 2% населения земного шара. Это немного. Поэтому ни один гражданин ни одной страны не наделен такими пространствами, как россиянин. В начале ХIХ века на нашей планете проживало меньше 1 млрд человек. На каждого из них приходилось 7,9 га земельных угодий; в 2005 году этот показатель «сжался» до 2,0 га. А на каждого человека в России приходится сегодня по 8 га земли!
Россия сохранила самое обширное ландшафтно-типологическое разнообразие планеты. Ни одна из стран мира не имеет столь огромного пространства с неразрушенной и богатой природной средой, как Россия в своих северных и восточных владениях. Почти половина российских пространств не отягощена антропогенной и техногенной нагрузкой. Это означает, что, пролетая над ними на самолете или разглядывая снимки из космоса, не удается обнаружить никаких значимых следов человеческой деятельности – населенных пунктов, дорог, водохранилищ, линий электропередачи, возделанных полей, даже огоньков среди ночи не видно. В Европе таких площадей Николай Клюев насчитывает всего 2,8%. Ни одна из стран не обладает такой огромной площадью особо охраняемых природных территорий, как Россия.
Открытый воздух
Именно наши леса и вечномерзлые болота, где все процессы гниения очень замедлены, являются главным поставщиком кислорода планете. Тропические же леса больше поглощают кислород на процессы разложения и гниения, чем его производят. У нас же на подстилающей поверхности преобладает торф, на разложение которого кислород почти не расходуется.
Специальный мониторинг за соотношением воспроизводства и потребления кислорода отсутствует. Никакой статистики его воспроизводства нет. Согласно же расчетам, за счет сжигания топлива, стратосферных полетов и коррозии человечество за последние 100 лет содержание кислорода в атмосфере уменьшилось почти на 1%.
На фоне громадного количества публикаций, посвященных необходимости снижения концентрации углекислого газа в связи с угрозой потепления климата, имеется ничтожно мало научных статей по поставке Россией атмосферного кислорода и о современных изменениях кислородного баланса атмосферы. Вовсе нет научных работ по влиянию ночного электрического освещения на динамику и химию атмосферы. По продукции же Россией отрицательных аэроионов кислорода вообще ничего найти не удалось.
Напомним, в работах А.Л. Чижевского показано, что наиболее полезен отрицательно ионизированный кислород. Он образуется в хвойном лесу и при механическом дроблении воды в свободной атмосфере – например, во время морского прибоя или сильного дождя, у высоких водопадов и быстрых горных речек. И опять-таки ни у одной из стран не сохранились столь обширные пространства с кислородом особого, самого высокого качества, как у нас.
России принадлежит половина хвойных лесов планеты. У страны самая протяженная береговая линия с очень сильными прибоями и приливами на изрезанных побережьях. Половину территории России занимают горы, с их чистейшими пузырящимися от избытка кислорода водотоками, нередко наполненными свежеталой водой. Нигде в мире, например, нет столь обильного количества водопадов на единицу площади, как на плато Путорана (сильно расчлененный горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского плоскогорья).
После кислорода самым важным веществом для человека является вода. По водообеспеченности населения, особенно полным речным стокам, Россия в 5 раз превосходит средние мировые показатели и в 3,6 раза – по подземному стоку. Наиболее целебны талые снеговые и ледниковые воды. И в этом отношении тоже ни одна территория несопоставима с Россией. У нас самые большие объемы талых вод со значительной продолжительностью их целебного воздействия.
География как идеология
Дикая природа России играет в мире особую роль. Географически страна близка ко всем мощнейшим и наиболее густонаселенным государствам Западной Европы, Азии и Америки. А в них постоянно растет спрос на путешествия и отдых. При этом возможности охотничьего и промыслового туризма в Европе и особенно в Азии достаточно ограничены. Высокая плотность населения и неконтролируемая охота уже привели к оскудению запасов большинства видов охотничьих животных. У нас же места с такими богатствами все больше окружаются депрессивными поселками и обезлюдевшими деревнями и селами.
Образ территории в эпоху рыночных отношений выступает решающим фактором решения любых задач, связанных с выбором в пользу той или иной территории. Но из всех отраслей экономики больше всех заинтересована в возвышении своей страны ориентированная на внутренний въезд туриндустрия. Потенциал ландшафтного (арктического, таежного, степного, горного) и этноэкологического туризма в России столь велик, что успешно реализуется даже без обычной для многих регионов мира государственной поддержки.
По количеству памятников объектов фонда Всемирного наследия ЮНЕСКО Россия стоит на восьмом месте в мире (25 объектов). Больше, чем в России, памятников наследия в Италии (47), Испании (44), Китае (40), Франции (38), Германии (37), Мексике (31), Индии (28) и Великобритании (28). Однако в пересчете количества этих объектов на площадь Россия оказывается на одном из последних мест в мире. В России один объект наследия приходится на 700 тыс. кв. км. Для сравнения: на Кубе один объект наследия приходится на 13 тыс. кв. км, в Италии – на 64 тыс. кв. км.
У России, как ни у одной из стран мира, география может служить ее идеологией, национальной идеей и национальной гордостью. «Сегодня нам как никогда нужна национальная география! География, которая способствует реализации национальных интересов», – отметил президент Русского географического общества Сергей Шойгу, открывая в Москве Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» в сентябре 2010 года.
Лучшее, что мы можем сделать для конструирования национальной географии России, это прививать любовь к стране. А восхищаться чем у нас есть: нашим положением на перекрестке цивилизаций, русской культурой, великим русским языком...