Реконструкция национальных костюмов караимов в Тракайском замке в Литве. Фото Арины Салевич
14 мая 1952 года Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Коста-Рика ТеодороБ. Кастро вручил свои верительные грамоты президенту Италии Луиджи Эйнауди. По совместительству он стал также послом в Югославии и государстве-городе Ватикан. В марте 1979 года автор многих книг по истории Латинской Америки и по истории католической церкви, заведующий сектором по изучению зарубежной этнологии Института этнографии АН СССР Иосиф Ромуальдович Григулевич был избран членом-корреспондентом АН СССР. Связывает два эти, казалось бы, совершенно несвязанных факта то, что Т. Кастро и И.Р. Григулевич (1913–1988) – одно и то же лицо.
Европеоиды с монголоидной примесью
Председатель КГБ СССР Юрий Андропов сказал о Григулевиче: «... это вершина советской разведки». В пресловутой «пятой графе» разного рода советских документов и анкет И.Р. Григулевич писал: «караим». Караимом по национальности был талантливый кинорежиссер и теоретик кино, профессор ВГИКа Сергей Иосифович Юткевич (1904–1985), народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственной премии СССР. «Караим» писал в своих документах крупный советский военачальник Владимир Яковлевич Колпакчи (1899–1961) – генерал армии, Герой Советского Союза. Достойные представители очень малочисленного народа.
Их, караимов, действительно очень мало. В конце XVIII века в Российской империи проживало 3,8 тыс. караимов. Перепись 1897 года показала, что их 12,9 тыс. По данным переписи 1989 года, в СССР было 2602 караима. При переписи населения 2002 года в Российской Федерации караимами назвали себя 354 человека, в 2010 году – 205 человек (из них только трое указали, что владеют караимским языком). В Литве сейчас проживает около 250 караимов. В Крыму, в былые времена в основном регионе проживания караимов, в начале XXI века было чуть более 600 человек. Есть караимы (потомки эмигрантов после революции 1917 года) в разных странах Европы, в США; около 500 караимов из стран бывшего СССР переселились в 1990-е годы в Израиль.
Само название крымских караимов на родном языке – карай (единственное число), карайлар (множественное число). Язык российских караимов относится к кыпчакской ветви тюркских языков. Караимская письменность до XX века существовала на основе древнееврейского письма (на нем записаны переводы Библии, молитвенники, караимская светская литература). После Первой и особенно Второй мировых войн практически все караимские тексты – на кириллице (Украина, Россия) и латинице (Литва, Польша). В антропологическом отношении караимы типично южные европеоиды (с очень небольшой монголоидной примесью).
Свою религию российские караимы называют караимизм, подчеркивая тем самым, что это их этническая религия, имеющая общее с иудаизмом, вероисповеданием еврейского народа лишь Священное Писание (Танах). Реально это синкретичная, многокомпонентная система верований, которая включает основные идеи учения Анана, языческие представления, традиции и обряды тюркоязычного населения Евразии, среди которого в разные периоды своей жизни жили (могли жить) последователи Анана, а также элементы вероучения и культовой практики ислама. Самые радикальные адепты «особости» российских караимов, отстаивающие тюркский (хазарский) вариант их этногенеза, выдвигают на первый план именно тюркский пласт верований в их религиозной системе.
Ислам, среди последователей которого в течение многих столетий жили крымско-литовские караимы, также оказал свое влияние на их мировоззрение и религиозную практику. Свойственный мусульманам фатализм проявляется у караимов в разных жизненных ситуациях: любые невзгоды, утраты они встречали со словом «кысмет» – судьба... Как и в мечети, пол караимского храма устлан коврами; входят в него, сняв обувь, перед молитвой совершают омовение.
Название караимского храма – кенаса – связывают с корнем «канас» («собирать»); прототипом кенасы является иерусалимский пещерный храм последователей Анана.
Читающие Писание
Кто же, однако, не раз уже упомянутый Анан? Живший в Багдаде еврейский ученый-богослов Анан бен-Давид (751–840 годы), по имени которого возникшая вокруг него секта первоначально называлась «ананиты», был убежденным приверженцем того направления в иудаизме, сторонники которого лишь в Письменной Торе видели единственный и неоспоримый источник вероучения и законодательства, отвергая Талмуд и другие раввинистические толкования и комментарии. В Библии, дарованной Всевышним, проповедовал Анан, заключена вся истина, сказано все; надо внимательно, глубоко вчитываться в каждое ее слово, не доверяя ничьим суждениям.
В слове «караимы» (древнееврейское – «читающие») выражена суть этого религиозного течения: «читающие (Писание) и не признающие Устный Закон – Талмуд». Важнейшей догмой в учении Анана была вера в единого Бога; Моисея, Иисуса и Мохаммеда он считал равноапостольными пророками Всевышнего. Видимо, эта его идея должна была как-то примирить последователей трех авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама.
Уже в IX веке общины ананитов возникают в ближневосточных странах (Египет и др.), в Испании, на Балканах, в Византии, в Причерноморье. Тогда же Биньямин бен Моше Нахавенди осуществил систематизацию вероучения; именно он в своих сочинениях первым стал употреблять термин «караимы».
В конце ХIII века Аарон Старший (1260–1320), философ-богослов, поэт, врач, живший в Крыму, затем в Константинополе, упорядочил караимскую литургию. Он составил двухтомный молитвенник (впервые напечатан в Венеции в 1528–1529 годах).
После захвата в конце XI века Иерусалима крестоносцами центрами религиозной и интеллектуальной жизни караимов становятся Египет и Испания, а в конце XII–XVI веков – Византия. В XIII веке из Византии в Крым переселяется большая группа караимов. Отдельные караимские семьи могли быть на полуострове и раньше. Известный еврейский путешественник XII века Птахия (Петахье) из Регенсбурга обнаружил ананитов среди тюрков-кочевников Северного Причерноморья. В XIV веке караимы жили в разных городах Крыма, занимаясь ремеслами и мелкой торговлей.
Люди
из «еврейской крепости»
Очень важное место в истории крымских караимов занимает крепость Чуфут-Кале близ Бахчисарая – их «родовое гнездо», как с особым чувством они называли это поселение. Возможно, что в VII–XI веках крепость была в руках хазар; с середины XIV века здесь находилась ставка крымских ханов. На рубеже XVI–XVII веков поселение получает название Чуфут-Кале (Джуфут-Кале) – «еврейская крепость». Это говорит о том, что татары покинули ее (ставка ханов переместилась в Бахчисарай), а основным населением здесь стали караимы. Когда Крым был присоединен к России (1783 год), в Чуфут-Кале жили только караимы, приблизительно 200 семей.
В конце XIV века великий князь Литовский Витовт (Витаутас) совершил успешный поход в Крым, после которого угнал небольшую орду татар, а также несколько десятков караимских семей. Татар – для использования в военном деле; караимов – для строительства замков, для развития торговли в княжестве. Их поселили в Тракае (близ Вильнюса). Позднее часть литовских караимов попала в Галицию и на Волынь (Галич, Луцк). Во Львове крупная караимская община существовала до 1475 года. Впрочем, по другой версии, в Галиции караимы оказались еще в середине XIII века при князе Данииле Галицком. Тракай стал административным и духовным центром литовских караимов.
До конца XVIII века официальный статус ортодоксальных евреев и караимов в европейских странах был одинаков: власти не делали различий в своей политике по отношению к этим общинам. Ситуация изменилась после того, как в конце XVIII века Крым и Литва были включены в состав Российской империи. В 1795 году Екатерина II освободила своих новых подданых – караимов (по их прошению) от дискриминационного налога, которым облагались последователи иудаизма – двойная подать по сравнению с налогом, который платили христиане. Караимам разрешено было приобретать землю в собственность. Немало предприимчивых караимов стали крупными и средними землевладельцами, хозяевами табачных и фруктовых плантаций, владельцами соляных разработок. В 1827 году крымские караимы, в 1828 году – караимы Литвы и Волыни были освобождены от воинской повинности.
Лидеры российских караимов, последовательно добиваясь улучшения правового положения своих соплеменников, настаивая на их принципиальном догматическом отличии от евреев (непризнание Талмуда), указывая на искреннюю преданность караимов Империи и царствующему Дому, получили в конце концов право изменить название своей общины: их официальным наименованием стало «русские караимы ветхозаветного вероисповедания» (вместо «евреи-караимы»), позже просто караимы. Они получили право религиозного самоуправления: в Таврической губернии в 1837 году, в западных губерниях – в 1850 году. 1863 год – особая дата в социальной истории российских караимов: им «высочайше было даровано» полное уравнение в правах с коренным населением империи.
Хазарская теория
Одна из версий этногенеза караимов – прямо скажем, весьма фантастическая, – была предложена в 1830–1840-е годы известным караимским исследователем А.С. Фирковичем (1786–1874). Во время поездок по Крыму, Кавказу, Палестине, Сирии, Египту он собрал большую и во многом уникальную коллекцию старинных еврейских рукописей. Он утверждал, что крымские караимы – потомки тех израильтян, которые якобы появились на полуострове еще в VI веке до н.э. Их религией был библейский иудаизм. Проживая в течение веков в тюркоязычной среде, они восприняли ее язык и обычаи, тюркизировались.
Караимом по национальности
был талантливый кинорежиссер и теоретик кино, профессор ВГИКа Сергей Иосифович Юткевич (1904–1985). На фото – сидит. Фото РИА Новости |
В то же время некоторые российские ученые (В.В. Григорьев, В.Д. Смирнов) в 1870–1880-е годы поддержали ряд идей Фирковича, сделав особый акцент на решающем участии хазар в этногенезе караимов, которые-де их прямые потомки.
Важнейший в прошлые времена религиозный фактор, традиционные устои, складывавшийся веками образ жизни в конце XIX – начале XX веков все более ослаблялись, размывались в условиях проживания в больших городах, среди русского населения. Особенно это проявлялось у тех караимов, которые получили образование, успешно реализовали себя в каком-то бизнесе, сотрудничали, дружили с людьми других национальностей. Для консолидации небольшого народа, к тому же дисперсно проживавшего, нужна была новая идея, которая объединила бы всех караимов России. Их идеологи (в частности, С.М. Шапшал, религиозный лидер и ученый-востоковед) решили, что такой объединяющей идеей может быть концепция тюркско-хазарской этничности караимов как издревле особого тюркского народа.
Как констатирует Л.В. Чижова, очень объективный и эрудированный современный исследователь караимской проблематики, «вопрос о подлинности наследия А.С. Фирковича стал едва ли не ключевым в решении проблемы этногенеза караимов. В работах караимских авторов подлинность его материалов признается полностью и безоговорочно. Оппоненты же дают этим работам совершенно уничижительные характеристики. Дискуссия на сегодняшний день не завершена».
Из иудеев – в караимы
Мы очень мало знаем о самой Хазарии и ее населении. Известно, что это государство выделилось из Западно-Тюркского каганата и существовало с середины VII до конца Х века. В начале VIII века его территория охватывала Северный Кавказ, Приазовье, большую часть Крыма, степь и лесостепь – вплоть до Днепра. Хазарский язык относится к булгарской ветви тюркских языков.
В начале VIII века правитель Хазарии каган Булан и близкая к нему знать приняли иудаизм. В конце того же века потомок Буланакаган Обадия решил сделать иудаизм официальной религией государства. Широко распространившаяся весть об этом подтолкнула к переселению в Хазарию евреев из разных стран, в том числе из Ирана, среди которых теоретически могли быть и ананиты. Но утверждению, что правящая хазарская верхушка приняла караимский вариант иудаизма, противоречит известное науке сообщение о том, что каган Обадия «обратился к Талмуду», который караимы решительно отвергают.
Работы этногенетиков в самые последние годы позволяют высказать осторожное предположение, что еврейское население Хазарского каганата было более многочисленным, чем это представлялось раньше. В Северном Прикавказье евреи жили уже на рубеже старой и новой эры. Мигранты-евреи из ближневосточного региона появляются в V–VII веках, из Месопотамии – в V–XII веках. Это показало исследование, проделанное доктором Эраном Элхаиком, генетиком из Университета Джона Хопкинса (США), результаты которого опубликованы в журнале Genome Biology and Evolution.
Ясно, что немалочисленные ананиты (караимы) Хазарии, если они вообще там были, а ортодоксальные иудеи составляли если не 100%, то очень преобладающую часть еврейского населения каганата. Какой вариант иудаизма мог быть усвоен правителями государства и его приближенными? Это, как говорится, даже не риторический вопрос.
Дискуссия на тему, кто такие российские караимы: тюркоязычная группа, которая приняла караимский вариант иудаизма, или какая-то еврейская группа, исповедовавшая именно этот вариант еврейской религии, которая в условиях Крымского ханства, – а возможно, и раньше – тюркизировалась, может продолжаться еще долго, если не бесконечно. При этом заметим, для самих караимов нет ни проблемы, ни дискуссионных вопросов. Они свято верят в хазарскую теорию происхождения своего народа и исключают любые иные допущения.
Большую (очень большую!) роль в формировании такой позиции, такого этнического самосознания караимов с конца XVIII века играли лидеры общины, затем, в XIX–XX веках, ее интеллигенция, малочисленная, но энергичная во всем, что касается интересов ее небольшого народа.
В условиях очень веротерпимого Крымского ханства караимы привычно и уверенно называли себя иудеями, это не сказывалось на их правовом статусе, на их реальном социальном положении. Оказавшись в составе Российской империи, они обнаружили, что на иудеев распространяется ряд весьма ощутимых дискриминационных установлений. Это заставило лидеров общины настойчиво доказывать правительству, что они – особый народ, что и религия, и язык, и обычаи у них другие, особые. Они убедили в этом самих себя и сумели убедить в этом российские власти.
В дальнейшем их интеллигенция успешно конструировала и формировала в рамках своей общины и за ее пределами ту историческую мифологию, которая определила этническое самосознание караимов. Как отмечают современные исследователи, эта мифологизация караимами своей истории продолжается и в наше время.
Надо, однако, признать: эта этноисторическая мифологема (караимы – особый тюркский этнос) в условиях царской России существенно облегчила жизнь небольшого народа. А в 40-е годы ХХ века, когда гитлеровский режим осуществлял по отношению к евреям политику тотального геноцида, физически спасла караимов. В январе 1939 года по инициативе проживавших в Германии 18 караимов, бывших офицеров армии генерала Врангеля, МВД рейха постановило, что караимы не относятся к еврейской религиозной общине и их «расовая психология» не является еврейской.
Это предотвратило уничтожение большинства караимов. А вот в оккупированном гитлеровцами Киеве караимы разделили судьбу евреев, убитых в Бабьем Яру (сентябрь–октябрь 1941 года). Во время войны нацисты вновь вернулись к вопросу о «расовой чистоте» караимов и обратились с запросом об их происхождении к трем еврейским ученым, находившимся в концлагерях и гетто, – З. Кальмановичу, М. Балабану и И. Шиперу. Все трое, независимо друг от друга, чтобы спасти крымско-литовских караимов, высказали суждение об их особом, тюркском происхождении.
В общем же, караимы как религиозная секта, как представители особого течения в иудаизме, и крымско-литовские караимы – это действительно разные общности. Первые всегда считали себя потомками древних израильтян и частью еврейского мира. После образования Государства Израиль почти все они совершили алию и живут там по тысячелетним традициям и нормам своей общины (в середине 1980-х годов их было в стране около 20 тыс.).
Вторые уже несколько столетий осознают себя не особой иудаистской общиной, а одним из тюркских народов. Их возможные древние израильские корни либо действительно были забыты, либо о них решено было не вспоминать. Да и вообще, мало ли какие истоки были у любого современного народа. Решающий, определяющий признак любого народа – его этническое самосознание. Российские караимы осознают себя одним из тюркских народов, и какое значение имеет любая научная аргументация в этой связи? Это суверенное право любой большой или малой группы людей, как и каждого индивида, – право на этническое самоопределение.