0
6588
Газета Наука Интернет-версия

24.04.2013 00:01:00

Бумажный носитель

Тэги: наука, литература, книги


наука, литература, книги Кузница Вулкана. Художник Диего де Сильва Веласкес (1599-1660). Иллюстрация из рецензируемого издания

В нынешнем «Бумажном носителе» сошлись издания, объединенные не столько какой-то внутренней логикой, сколько сугубо форм-фактором. Все – увеличенного, энциклопедического формата. Альбомы про науку, если немного огрубить. Мне было интересно посмотреть, как физические параметры издания влияют на семантику текстов, на смыслы, которые вычитывает из них читатель. Кстати, вот и обнаружилась единая внутренняя логика! Помимо моей воли.

МЕТАЛЛОКОРД ЦИВИЛИЗАЦИИ

Металлургия и время. Энциклопедия. В 4 т./ Ю.С. Карабасов, П.И. Черноусов, Н.А. Коротченко, О.В. Голубев.
– М.: Изд. дом МИСиС, 2011. (1000 экз.)
85-15-11.jpg
Вполне исчерпывающее представление о содержании и методе этого четырехтомника дает издательская аннотация: «Подробно и популярно изложены ключевые моменты развития металлургии. Рассмотрены социальные, политические, экологические и другие объективные и субъективные обстоятельства появления изобретений и открытий в области металлургии. Это позволяет сформировать целостную картину постепенного взаимосвязанного культурного, социально-политического и технического развития современной индустриальной цивилизации, в основе которой лежат металлургические технологии». И с этим не поспоришь.
Строгий хронологический принцип объясняет и структуру издания: Т. 1. Основы профессии. Древний мир и раннее Средневековье. – 216 с.; Т. 2. Фундамент индустриальной цивилизации. Возрождение и Новое время. – 216 с.; Т. 3. В авангарде инноваций. Промышленная революция и индустриализация. – 216 с.; Т. 4. Русский вклад. – 232 с.
Конечно, авторы четырехтомника лукавят: никакая это не энциклопедия. Систематизированный набор слегка беллетризированных очерков из истории техники, технологий и немного – естествознания. Но это не в умаление, а, наоборот, в похвалу авторам. И читать, и брать в руки/разглядывать – одно удовольствие! Вернее, четыре удовольствия. Мелованная бумага, офсетная печать, отличный подбор иллюстраций, продуманная верстка. В общем, качественное подарочное издание.
Особенно хорош первый том. Десять глав – от неолита до Средневековья плюс пять приложений: «Морфология металлургической терминологии», «Водоснабжение и санитария Римской империи», «Колокола Европы», «Колокола Восточной Азии», «Металлы в мифологической картине мира». Список литературы, словарь терминов, указатель имен и названий, хронологическая таблица – это в каждом томе.
Одна любопытная деталь: все главы начинаются с короткого введения – «Почему это актуально?». Будьте уверены, вам докажут и покажут, почему актуален рассказ о «Секретной мануфактуре Московского государства» («Характерной чертой отечественной металлургии на всем пути ее развития с древнейших времен является активное освоение и развитие передового зарубежного опыта»), о «Золотом веке для промышленной революции» («В XVIII в. в России был проведен уникальный эксперимент по созданию централизованной крепостной мануфактуры с помощью «административной» технологии»), о «Немцах в России: судьба мастеров и технологий» («В истории России было немало периодов, когда признание отсталости в каком-либо вопросе требовало проведение модернизации, для чего, как правило, приглашались иностранные специалисты»)…
Но у этого четырехтомника есть еще одна замечательная особенность. Он фактически продолжает оригинальную жанровую разновидность научно-популярной литературы, возникшую в СССР еще в конце Великой Отечественной войны. В литературоведении этот феномен, кажется, еще не был отмечен. Я говорю о целой серии энциклопедических, по своей сути и форме, сборников. Несколько типических признаков позволяют выделить эти издания в самостоятельный вид: 1. Авторы (редакторы, рецензенты) – действующие ученые; 2. Энциклопедичность содержания (попытка охватить по-крупному все основные отрасли науки); 3. Форм-фактор – это всегда книги увеличенного, энциклопедического формата; 4. Обилие иллюстраций в тексте и цветных вклеек; 5. Явный футурологический пафос.
Назовем этот жанр – «Большие книги о Большой науке». Начался он с книги «Рассказы о науке и ее творцах. Хрестоматия для всех» (Детгиз, Москва–Ленинград, 1946, тираж – 30 000 экз.).
Серия получилась «долгоиграющей».
«Наука и жизнь. Сборник» (Гос. изд-во культурно-просветительной литературы, М.: 1949. – 461 с., 30 000 экз.). Своеобразным апофеозом жанра стала книга «Познание продолжается» (М.: Просвещение, 1970, 500 000 экз.). В 1980 году начала издаваться великолепная серия энциклопедических словарей. «Энциклопедический словарь юного астронома» (М.: Педагогика, 1980. – 320 с.). Потом последовал «Энциклопедический словарь юного химика» (М.: Педагогика, 1982. – 386 с., 400 000 экз.). В 1984-м появляется «Энциклопедический словарь юного физика» (М.: Педагогика, 1984). И вот, в том же жанре, – энциклопедия «Металлургия и время».
Отсюда – правило № 1: Большая наука тяготеет к большим форматам.

АТЛАСНЫЙ ОБРАЗ БОЛЕЗНИ

Атлас редких болезней/ ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН. Колл. авт., под ред. А.А. Баранова, Л.С. Намазовой-Барановой.
– М.: ПедиатрЪ, 2013. – 304 с.
85-15-3.jpg
Как любой медицинский профессиональный справочник – тяжелая для восприятия неспециалистом книга. Потому что про болезни, патологии, отклонения от нормы. А тут еще не просто про болезни, а про редкие, чаще всего тяжелые и неизлечимые заболевания у детей.
К этой категории редких, орфанных, относят заболевания, распространенность которых не превышает 10 случаев на 100 тыс. населения. На сегодняшний день известно более 6 тыс. редких болезней, но только около 300 из них могут эффективно контролироваться соответствующими препаратами. «У этих заболеваний – очень сложная диагностика; генетические, как правило, истоки. И, к сожалению, для большинства редких болезней нет пока эффективного лечения. А если что-то и есть, то все это – импорт», – признался в беседе со мной редактор «Атласа…», академик РАН и РАМН Александр Баранов.
Лечения нет, тем более отечественного, но вот медицинский атлас орфанных заболеваний у детей впервые в мире создан именно в России. Уникальное издание. На недавнем XVII съезде педиатров России расхватали чуть ли не весь тираж – 2 тыс. экземпляров.
Определение, эпидемиология, тип наследования, этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, лечение, прогноз – по этой матрице про все 62 болезни, включенные в «Атлас…». В алфавитном порядке…
«Абеталипопротеинемия (abetalipoproteinaemia) – редкое врожденное заболевание с мультисистемными проявлениями, характеризующееся нарушением всасывания жиров, акантоцитозом и гипохолестеринемией… Распространенность меньше 1: 1 000 000 населения».
«Язвенный колит (ulcerative colitis) – диффузное воспаление слизистой оболочки толстой кишки, которое инициируется в прямой кишке и распространяется в проксимальном направлении… Распространенность составляет 22,3 на 100 тыс. населения (из них 10% – дети). Заболеваемость: 1,7 на 100 тыс. населения… При адекватном наблюдении и лечении продолжительность жизни соответствует таковой в популяции».
Что тут можно добавить? Только солидаризироваться с редакторами «Атласа…»: «Мы надеемся, что эта книга поможет ознакомиться широкому кругу педиатров с клиническими проявлениями редких (орфанных) болезней для раннего выявления, своевременного и адекватного лечения и профилактики возникающих осложнений».
Отсюда – правило № 2: Большой формат Большую науку не испортит.
УЧЕБНИК ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НАДОЕЛО УМИРАТЬ

Турчин А.В., Батин М.А.
Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная
катастрофа?
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 263 с.
85-15-4.jpg
Один из авторов, Алексей Турчин, на заседании философского клуба ОФИР заявил, что эта книга – «учебник по футурологии». (Далее все цитаты А. Турчина – с этого заседания.) И, если пробежаться по структуре оглавления, претензия именно такая: «Гл. 1: Футурология как наука»; «Гл. 2: История футурологии»; «Гл. 3: Методы прогнозирования»; «Гл. 4: Эволюционные и исторические закономерности»; «Гл. 5: Ускорение развития и сингулярность»; «Гл. 6: Искусственный интеллект (ИИ)»; «Гл. 7: Сверхтехнологии»; «Гл. 8: Бессмертие»; «Гл. 9: Глобальные риски»; «Гл. 10: Среда обитания и техника будущего»; «Гл. 11: Трансгуманизм»; «Гл. 12: Удаленное будущее» (sic!).
Сразу стоит пояснить, что глава, ради которой, как мне кажется, и затевалось это издание, аккуратно «упакована» ближе к финалу книги. Алексей Турчин: «Трансгуманизм – это марксизм сегодня. В будущем будут две основные партии – религиозные фундаменталисты и трансгуманисты... Смерть и страдания мы, трансгуманисты, рассматриваем как негатив… Есть идея – создать «Партию продления жизни». Уже создан и подготовительный комитет». Трансгуманизм тут – ключевое понятие. И вся эта глава 11 и написана как политическая прокламация. Не более того. Собственно, один из параграфов этой главы так и называется без обиняков – «Трансгуманистический манифест»: «Трансгуманизм – стремление к высшей справедливости и счастью. Нет ничего более несправедливого, чем смерть. Люди не заслуживают смерти. Смерть, старость и болезни делают человека несчастным». Тут, как говорится, хочется крыть, а нечем!
Нарочитая сухость и лапидарность изложения, подчеркнутая дидактичность – обилие редакционных подчеркиваний (как в школьном учебнике: правила – в рамочку); поля, занимающие одну треть ширины страницы, отданы под портреты персонажей от Платона и Карла Маркса до Джона Кеннеди и братьев Стругацких. Кстати, мне показалось это самым полезным элементом книги, своеобразный справочник по персоналиям, так или иначе причастным к идеям, развиваемым в книге.
85-15-5.jpg
«Криоохлажденный мозг почти полностью сохраняет информацию о схеме связей между нервными клетками (коннектом), на основании которой после размораживания можно будет восстановить информацию о личности».    
    Иллюстрация и текст из рецензируемой книги
Оформление переплета – Студия Артемия Лебедева. Судя по всему, авторы особенно гордятся этим фактом. Но парадоксальным образом, в том числе данное обстоятельство вносит «когнитивный диссонанс»: книга ни в коем случае не воспринимается как учебник. Иногда – как нарочитый трэш: «Вначале будут воскрешены те, кто был крионирован или чей мозг был сохранен другим способом. При этом из них самыми первыми будут оживлены те, кто был крионирован с наименьшими повреждениями, то есть последними по счету».
Причем я даже не обсуждаю сейчас возможность или невозможность (вероятность) этих сценариев. (Человек вообще не может ничего выдумать, чего, хотя бы потенциально, не содержится в окружающем его мире.) Я просто говорю, что это – другой жанр. В нынешнем виде (форм-факторе), заявленная цель книги – придание футурологии статуса серьезной академической дисциплины, – увы, никак не приближается к своему решению.
В общем книга-агитка, но не книга-идея. А ведь Алексей Турчин, казалось бы, предельно радикален: «Трансгуманизм исходит из того, что есть загробная жизнь». Но мне-то как раз не хватило радикальности в том варианте трансгуманизма, как он представлен в книге.
Бессмертие, в том или ином виде, безусловно будет достигнуто. Другое дело, что человек не хочет быть бессмертным, он просто хочет не умирать. Это уже – технология. Трансгуманизм идеально, как кажется, готов подарить эту технологическую возможность. Вернее – пообещать эту возможность, очаровать ею. Его метод – экстраполяция в будущее существующих технологических тенденций. Таковых сверхтехнологий трансгуманисты насчитывают три: нанотехнологии («…минимальные теоретические размеры способного к репликации наноробота – около 1 млн. атомов, то есть гораздо меньше, чем в живой клетке»); биотехнологии («В перспективе – развитие гибрида компьютера с биопринтером – биофаба, который позволит напрямую создавать биологические существа с заданными функциями»); информационные технологии («Навык передачи информации является связующим звеном всего информационного поля, и развитие этого навыка приводит к повышению вероятности создания искусственного интеллекта»).
Тот случай, когда форма влияет на содержание, вернее на восприятие содержания: «аляповатая» энциклопедичность – я бы так определил впечатление от этого издания.
Отсюда – правило № 3: Большой формат – это еще не гарантия Большой науки.

ЗВЕЗДЫ НАУКИ И ХИТРЫЙ ПОП БЕНТЛИ

Шишаков В.А., Выдающиеся деятели науки. Краткий очерк деятельности 24 выдающихся ученых (Приложение к серии портретов) / Научный редактор профессор К.Л. Баев, обложка и заставки худ. Ф.Л. Завалова.
– 2-е издание, М., Московский планетарий, 1940. – 64 с.
85-15-6.jpg
Достаточно редкая по нынешним временам форма этого издания в книговедении имеет специальное название – увраж: отдельные альбомные листы, вложенные непереплетенными в папку. В нашем случае в единой папке в комплекте с брошюрой идут 24 литографированных портрета выдающихся астрономов, наклеенных на паспарту. Тираж издания – 6000 экз.
Ничем не завуалированный пример пропаганды науки. Со всеми присущими пропаганде, - любой пропаганде, - достоинствами и недостатками.
Среди достоинств – отличное дизайнерское решение. Внутренняя поверхность папки оклеена темно-синей бумагой с рассыпанными по ней серебряными звездочками разной величины. Необыкновенно стильное оформление! Литографии выполнены с «единообразных по способу исполнения копий с лучших оригиналов» из фонда Московского планетария.
«…представлялось необходимым, поскольку эта первая серия портретов составлялась не просто как набор портретов выдающихся деятелей науки, а с соблюдением принципа взаимной связи и преемственности в научной работе и развитии научных достижений, эту связь и преемственность вскрыть и объяснить в пояснительном тексте. <…> В результате пояснительный текст принял вид небольшой книжечки, в которой освещены основные этапы развития новой (Коперниковой) астрономии», – поясняет логику издания В. Шишаков.
85-15-7.jpg
Портрет астронома Кассини (1625–1712) выглядывает из издательской папки.    Иллюстрация из рецензируемой книги
Недостатки… Неизбежное, намеренное даже, искажение и упрощение исторических реалий. Пропаганда – служанка идеологии. Идеи могут сосуществовать, идеологии непримиримы. Вот и В. Шишаков не удержался.
«Ньютон жил в такое время, когда без упоминания «имени Божьего» нельзя было рассчитывать на поддержку правивших имущих классов, как, впрочем, и теперь в странах, где у власти находятся всякие эксплуататоры <…> Отдавая дань этим требованиям, Ньютон согласился, по настоянию втершегося ему в доверие одного попа – епископа Бентли, включить во второе издание своих «Начал» «Общее поучение», в котором приписал первый толчок, якобы вызвавший движение планет и их спутников, «премудрому верховному существу». В последние же годы своей жизни Ньютон вообще впал в религиозную прострацию: будучи хилым стариком, он занялся богословскими вопросами».
Отметим все-таки, что Шишаков и сам находился под не менее плотным идеологическим прессингом, чем герой его очерка под влиянием «попа Бентли». И прессинг этот только возрастал со временем. Сравните выше процитированный отрывок про Ньютона с цитатой из другой книги того же Шишакова, вышедшей четырьмя годами раньше: «…гениальный математик отдал дань религиозным предрассудкам. Попав под влияние хитрого попа Бентли, он включил во второе издание своего бессмертного труда «Общее поучение», напечатанное в конце книги. Здесь Ньютон приписал «первый толчок» в мировом движении «власти могущественного премудрого существа». (Проф. К.Л. Баев и В.А. Шишаков. Творцы астрономии / Под ред. чл.-корр. АН СССР проф. С.Н. Блажко. – Москва–Ленинград ОНТИ, Гл. ред. научно-популярной и юношеской литературы, 1936. – 158 с. (Научные беседы выходного дня).
Отсюда – правило № 4: Большая наука больше любой идеологии.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1790
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3769
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2824
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2303

Другие новости