Доступ к Библиотеке Шнеерсона и сейчас открыт для всех желающих.
Фото c сайта: www.chabadinfo.com
Хотя с 16 января 2013 года файл давнего спора и пополнился решением вашингтонского судьи Ламберта, «включившего счетчик» для РФ, более важным для дальнейшей судьбы Библиотеки Шнеерсона мне представляется другое, тоже американское, тоже январское решение 1987 года. Тогда в Нью-Йорке федеральный судья Чарлз Сифтон вынес вердикт, что библиотека является собственностью движения (хасидов), а не частным наследием. Это перенаправляет спор от претензий шнеерсонова зятя Менахема, проживавшего в местечке Нью-Йорк, в квартале Бруклин, в сферы, можно сказать, «горнии», духовные, ибо хасиды есть во многих странах, в том числе и в России.
Итак, стороны заявляют…
Государственная библиотека: «Это наша культурная ценность».
Нью-йоркские хасиды (Хабад-истского толка): «Это наша религиозная ценность». Ставшее именем этого хасидского подразделения – Хабад является аббревиатурой, и первое из слов, его складывающих: Хохма (мудрость), что и склоняет к следующему решению, каким бы странным оно на первый взгляд ни казалось.
Самый знаменитый судебный аналог (а может, и… «прецедент»! – англо-саксонское право, как известно, основано на прецедентах) описан в Библии (3-я Книга Царств).
Две женщины судились пред царем Соломоном о ребенке: «Это мой сын!» – «Нет, это мой!» Соломоново решение (в кавычках и без) на том процессе известно всему миру: «Рассеките ребенка! Дайте каждой по половине». Одна согласилась с вердиктом, другая сказала: «Не надо, пусть уж она забирает его живого!» Соломон: «Отдайте ребенка той, уступившей. Она истинная мать его!»
Библия сообщает даже и о духовно-политических последствиях того судебного процесса: «И услышал весь Израиль, как рассудил царь. И стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия на нем…»
А если сегодня предложить рассечь детище шнеерсоново, поделить каждому по 6000 книг (примерно), а то и вовсе разрезать их все, каждую страницу, пополам и вручить по вороху: тебе, зав. библиотекой, половину, и тебе, хасид, другую…
Назовете такое «соломоново решение» вполне идиотской стилизацией под вердикт древнего царя? Сей архаичный «прецедент царя Соломона» в 2013 году, может, и выглядит неуместной шуткой, да есть одна загвоздка. Это для кого-то царь Соломон примерно что царь Салтан, царь Дадон (из «Сказки о золотом петушке»), царь Горох или там король Артур… Но уж для одной из судящихся сторон царь Соломон, библейский Шеломо – отнюдь не фольклорный элемент, а официальный религиозный авторитет, можно сказать, соавтор Библии. Вошедший в Священное Писание своими книгами: Песнь Песней, Притчи Соломоновы, («Мишле-Шеломо»), опять же: Екклезиаст. И Книга премудрости Соломона – он же.
Российская библиотека опирается на закон о национализации, на то, что все музеи мира, начиная с Британского, Лувра, состоят из коллекций, имеющих сходный юридический статус. И греки, египтяне тоже требуют вернуть им их фараонов, Венер, Зевсов… и летящую богиню Победы Нику Самофракийскую. Надо представить, что когда-то этим скульптурным шедеврам молились – в прямом, культовом смысле.
Но православные греки, египетские мусульмане, понятно, не скажут: «Верните религиозные ценности, мы продолжим им молиться, как наши предки». В греческих поданных исках – отсутствует (да и вообще как-то трудно представима) подпись, например, жреца Афродиты.
В нашем же случае и жрецы, и подписи, и даже мощное лобби – наличествуют, да еще как!
Хасиды, ранее сравниваемые с протестантами в христианстве, всегда были беспокойной сектой, и среди их вождей-цадиков, боровшихся с традиционными раввинами, потомки белорусского цадика Залмана отличались особо шумной судьбой. Дважды по ходатайству раввинов арестованного Залмана привозили в Петербург, на суд царей, уже русских, Павла и Александра.
Возможно, Александрово решение евреям тоже показалось в чем-то сродни Соломонову. Правда, «рассечься пополам» царь Александр своим «Положением о евреях» (1804) предоставил им самим: «Ежели в каком-нибудь месте возникнет разделение сект и раскол прострется до того, что один толк с другим не захочет быть в одной синагоге: в таком случае позволяется одному из них построить свою синагогу и выбрать своих раввинов». А собственно потомки самого беспокойного хасидского цадика Залмана и стали зваться Шнеерсонами.
Однако ж хасидский «протестантизм» не зашел так далеко, чтобы отвергать Писание, царя Соломона и его Суд. Так что предложим им рассечь пополам шнеерсоновы книги и посмотрим, кто уступит.
Ведь и вариант простой отдачи («Да заберите свои еврейские писульки!») тоже чреват. Легкое расставание можно будет понять как непризнание какой-то особой ценности этих. А там и до неуважения, и до антисемитизма недалеко.
А то счетчик, запущенный в Вашингтоне, тикает.