В туристическом психозе увидеть все шедевры Лувра посетители разглядывали картину не дольше пяти секунд.
Фото Reuters
В конце прошлого года в Париже был установлен новый рекорд посещения выставки картин. За три месяца экспозицию работ Клода Моне – 170 произведений великого импрессиониста – посмотрели 911,6 тыс. человек. Без малого – миллион! Абсолютный же рекорд принадлежит выставке сокровищ Тутанхамона: в 1967 году ее посетили 1,2 млн. человек. Но тогда сокровищами популярного фараона парижская публика имела возможность любоваться семь месяцев.
Как подчеркнул комиссар выставки Ги Кожеваль, успех ее «стал поистине грандиозным» в истории музеев Франции. Но помимо сугубо эстетических достижений – действительно замечательных – парижская выставка подтвердила и одно естественно-научное, если угодно, наблюдение. И сделано оно было как раз за год до выставки Моне и тоже в Париже, в Лувре.
Как сообщал американский журнал Wired, французский художник Лео Кайяр заметил, что в туристическом психозе увидеть все шедевры Лувра посетители разглядывали картину не дольше пяти секунд, а затем переходили к другой. В точности, как смотрят фотографии на экране компьютера или смартфона – замечали?
Теперь, если принять, что выставка Клода Моне работала в среднем по 12 часов в день без выходных, то легко подсчитать, что каждый посетитель задерживался у картин великого импрессиониста чуть больше четырех секунд. Похоже, это тот физиологический минимум, который необходим человеку – по крайней мере современному западному человеку, – чтобы успеть адекватно воспринять окружающий его мир. Или это ему только кажется, что он успевает адекватно воспринимать.
«Мы не интерпретируем то, что видим, мы видим то, что представляем, – отмечают авторы «Философского проективного словаря». – Изображения производят собственную действительность. Реальность выступает лишь как архив или склад, откуда отбирается или заказывается необходимое для производства образов». Может быть, только благодаря этому феномену, сформировавшемуся в последние пятьдесят лет, мы и успеваем получить чувство полной удовлетворенности от увиденного? Ведь нам надо спешить, у нас в распоряжении только четыре-пять секунд настоящего времени!
Изменилась сама стратегия смотрения. Здесь можно провести аналогию с изменившейся стратегией письма и чтения. «Детская» манера чтения, вылавливающая фабулу и пропускающая «описания», стала восприниматься как единственно возможная, взрослая, концентрированная на эффективности и информативности», – отмечает биолог и социолог Георгий Любарский. Вот и все эти рекорды посещаемости художественных выставок можно объяснить укоренившейся инфантильной стратегией восприятия визуальной информации, детской манерой смотрения, когда улавливается только фабула.
Стало уже общим местом отмечать, что с развитием компьютерной техники и информационных технологий у современных людей распадается почерк. «Поколение, рожденное нажимать на клавиши» – поговорка, всю глубину которой еще предстоит нам всем почувствовать на собственной шкуре. Но меняется не только почерк письма, связанный с тонкой моторикой пальцев, но и «почерк смотрения», связанный с моторикой взгляда. Это, кажется, еще вообще никто не изучал или по крайней мере учитывал.
Как бы там ни было, но квант осознанной активной фазы жизни современного человека, похоже, помещается в промежуток между двумя морганиями глаз – один раз в четыре-пять секунд. Эдакий штрих-пунктир, набор точек (морганий) и тире (активного визуального восприятия действительности) – вот из чего складывается этот процесс, который принято называть жизнь. Маркетологи и специалисты по рекламе это уже поняли. Поэтому изучению человека моргающего уделяется сейчас усиленное внимание.
Моргая, человек закрывает глаза на 400 миллисекунд, установили японские психологи. Таким образом, он «слеп» шесть секунд из каждой минуты. (То есть человек моргает в среднем 15 раз за минуту.) Это, к примеру, означает, что из полуторачасового фильма для зрителя теряются 15 минут. Японцы изучали, каким образом при просмотре видео люди умудряются не пропустить важную визуальную информацию. Уже почти и не воспринимается как метафора поэтическая строчка, посвященная Голландии: «За полчаса полстраны глазами прохлопав…»
И действительно. В феврале 2012 года сообщалось об исследовании, которое провели в Научно-технологическом университете Миссури (США). Оказалось, что на оценку сайта у человека в среднем уходило 20 секунд. Из них по 180 миллисекунд тратилось на изучение отдельных сегментов сайта и еще 2,6 секунды занимала фокусировка на той части страницы, которая привлекла наибольшее внимание. Прежде всего участники экспериментов обращали внимание на логотип сайта. И еще одно интересное наблюдение: чем дольше участник эксперимента оставался на сайте, тем более благосклонной была его оценка.
Вот в этом-то и причина головной боли рекламщиков – как задержать внимание человека на нужном визуальном объекте, в данном случае – сайте? Хотя бы те самые четыре-пять секунд, лучше – больше. А вот так, например…
В конце июня 2012 года были обнародованы данные исследования компании COG Research. Исследование показало, что 81% людей из тех, что при просмотре телевизора одновременно используют еще какое-то электронное устройство с контентом (например, ноутбук, смартфон или планшет), не переключают канал во время рекламного блока. Опять же, наверное, многие из нас замечали, что посетители музеев, которые используют электронные гиды (сейчас все чаще и iPad), движутся по залам немного медленнее.
По-видимому, здесь задействуются какие-то фундаментальные нейронные процессы. Иногда – весьма экзотические. Так, например, экспериментально доказано, что человек осознает свое решение уже после того, как оно было принято на уровне нейронной активности мозга. То есть наш мозг, который вроде бы и есть мы, на самом деле ведет какую-то свою игру независимо от нашего сознания. До 95–97% из происходящего в мозге не осознается.
Так что изменившаяся стратегия смотрения у современного человека, колоссальная нагрузка на правое, образное полушарие мозга в ущерб тренировке левого, аналитического, возможно, «дело рук» нейронных сетей, которые сами себе на уме. Это просто адаптационная реакция на развитие цифровых технологий. Гомо сапиенс, человек разумный, превращается в человека моргающего.
За время Второй мировой войны все воевавшие стороны сделали около 40 млн. фотоснимков, из них 30 млн. – аэрофотоснимки. За 2002 год в мире было сделано 12,4 млрд. цифровых фотоснимков, каждый четвертый кадр был распечатан на бумаге. Сколько будет сделано фотоснимков сегодня, через десять лет, даже страшно подумать! И все их надо просмотреть. Хотя бы по разу. Хотя бы – по пять секунд…