Если Россия ставит перед собой задачу развития собственного сектора высоких технологий, то они должны разрабатываться в самой стране.
Фото Андрея Ваганова
В конце прошлого года, 16 декабря, восьмая министерская конференция ВТО одобрила пакет документов, содержащий российские обязательства в рамках присоединения к ВТО. После ратификации соответствующих документов в России страна сможет стать полноправным членом ВТО уже к июлю 2012 года. Один из вопросов, возникающий в экспертной среде в связи с этим решением, – как присоединение к ВТО повлияет на развитие сектора высоких технологий в России.
ГАТТ, ГАТС, ТРИПС
Говоря о влиянии ВТО на высокие технологии, прежде всего следует отметить, что ВТО не имеет специального соглашения, министерской декларации или иного нормативного акта, регулирующего сектор высоких технологий. В отличие, скажем, от сферы сельского хозяйства, гражданского авиастроения, текстиля и ряда других отраслей.
На сектор высоких технологий распространяются положения базовых соглашений ВТО – ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), ГАТС (Генеральное соглашение по торговле и услугам), ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). Включая такие принципы, как режим наиболее благоприятствуемой нации, национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования, возможности использования органа по урегулированию торговых споров и проч.
В структуре права ВТО применительно к сектору высоких технологий можно отдельно выделить Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а также Соглашение по информационным технологиям (ИТА).
Развитие технологий требует значительных инвестиций в НИОКР, и эти инвестиции должны быть защищены. В ст. 7 ТРИПС указывается, что «охрана и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний, способствуя социально-экономическому благосостоянию и достижению баланса прав и обязательств». ТРИПС регулирует, в частности, требования к выдаче и защите патентов, компьютерных программ и проч.
Россия в рамках выполнения системных требований ВТО предприняла ряд существенных шагов по приведению национального законодательства и правоприменения в сфере защиты интеллектуальной собственности в соответствии со стандартами ВТО. Один из последних – создание специализированного арбитражного суда по разрешению споров, связанных с защитой интеллектуальных прав. Соответствующие поправки в законодательство были подписаны президентом РФ 8 декабря 2011 года. Суд начнет работать не позднее 1 февраля 2013 года.
В декабре 1996 года в Сингапуре была принята министерская декларация о торговле в сфере информационных технологий (ИТА), заложившая основу для либерализации торговли в сфере информационных технологий. Хотя ИТА не обязательное соглашение – на данный момент его подписали 70 членов ВТО, – оно охватывает 97% мировой торговли товарами в сфере информационных технологий. Среди участников соглашения – основные производители оборудования для высоких технологий – США, Евросоюз, Япония, Корея.
ИТА подразумевает обнуление ставок ввозных таможенных пошлин и иных платежей на широкий спектр товаров в сфере информационных технологий, включая, например, мониторы, компьютеры, кабели, рисиверы... Россия в рамках своего соглашения с ВТО также взяла на себя обязательства по подписанию ИТА. Один из прямых эффектов этого соглашения – обнуление импортных пошлин на продукцию информационных технологий, в то время как текущая средняя ставка на данную продукцию составляет 5,4%. Присоединение России к ИTA, несомненно, создаст дополнительные стимулы для развития ИТ-сектора в стране.
Поверх барьеров
Каковы же последствия членства в ВТО для сектора высоких технологий и экономики России? Пожалуй, можно выделить четыре основные группы последствий.
Во-первых, членство в ВТО приведет к снижению тарифных барьеров доступа на российский рынок для зарубежных производителей высокотехнологичных товаров и оборудования. Однако сразу следует отметить, что это – неоднозначная мера.
С одной стороны, большинство отечественных промышленных предприятий нуждается в обновлении своей технологической базы и основных фондов, которые уже давно морально и физически устарели. Так, результаты опроса, проведенного Центром по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в 2011 году среди ведущих отечественных промышленных компаний, показывают, что 19% респондентов основным преимуществом от присоединения России к ВТО считают снижение или отмену ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для компаний. Еще 16% считают преимуществом снижение или отмену ввозных таможенных пошлин на комплектующие для компании.
Помимо ИТА, Россией будут снижены ставки на различные виды оборудования. К примеру, на электрооборудование средняя ставка ввозной таможенной пошлины сократится с 8,4 до 6,2%. В качестве примера уступок при доступе на отечественный рынок можно привести сектор высокотехнологичных инструментов из США: аппараты для химического и физического анализа, спектрометры, спектрографы, геофизические инструменты, регулирующее и контролирующее оборудование и проч.
По оценкам американских специалистов, за 2008–2010 годы объемы экспорта американских высокотехнологичных инструментов в Россию составляли в среднем 355 млн. долл. ежегодно. При этом средний уровень тарифной защиты в России на данные виды оборудования составлял примерно 20%. После полной реализации Россией своих обязательств в рамках соглашений ВТО средний уровень тарифной защиты снизится до 4,3%.
Этот пример характерен своей неоднозначностью для всех тарифных уступок, предпринимаемых Россией в рамках членства в ВТО. Снижение барьеров доступа высокотехнологичных инструментов на отечественный рынок создает благоприятные условия для обеспечения лабораторий и научных центров современным научным оборудованием. С другой стороны, под удар ставятся отечественные производители аналогичной продукции и оборудования высоких технологий.
В ходе переговорного процесса по условиям доступа на отечественный рынок правительство РФ постаралось защитить критические отрасли отечественной экономики от чрезмерного давления импорта. Однако какие именно условия доступа были согласованы, станет известно после опубликования условий присоединения страны к ВТО. Тогда же для экспертного сообщества станет возможным оценить влияние соглашений ВТО на отечественных производителей высокотехнологичных товаров и оборудования.
Важно также отметить, что правила ВТО сохраняют возможности защиты отечественных производителей в случае чрезмерного давления импорта или недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных торговых партнеров. В частности, возможно введение специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер.
Во-вторых, членство в ВТО создаст возможность для доступа отечественных производителей высокотехнологичных товаров и оборудования на зарубежные рынки на недискриминационных условиях и защиты прав интеллектуальной собственности отечественных разработчиков. В данном случае членство в ВТО ставит Россию в контекст общепринятых норм и обязательств, что благоприятно скажется на российских производителях высоких технологий. Вопрос только в том, насколько много сейчас в России предприятий, способных конкурировать на глобальном уровне.
В-третьих, создаются дополнительные благоприятные условия для развития кооперации между российскими и зарубежными высокотехнологичными компаниями. Почему это важно, видно из следующего примера.
Известный цифровой гаджет iPod фирмы Apple содержит в себе 451 компонент. Несмотря на то что на iPod указано «Made in China», в Китае в действительности происходит только финальная сборка. Стоимость конечной сборки в структуре себестоимости iPod составляет всего 4 долл. при общей себестоимости около 150 долл. Различные компоненты для iPod производятся также, к примеру, в Японии, Индонезии, Тайване, США, Филиппинах.
Членство в ВТО, а значит соответствие российского законодательства международным стандартам, создает благоприятные условия для интеграции России в такого рода транснациональные производственные цепочки.
В-четвертых, ожидается, что членство в ВТО приведет к росту прямых зарубежных инвестиций в страну.
Опыт Китая показал, что за 10 лет членства страны в ВТО транснациональными компаниями в стране было открыто 333 научно-технологических центра. Несмотря на то что условия развития китайской и российской экономики существенно различаются, тем не менее этот факт свидетельствует о наличии потенциальной возможности для расширения инвестиций, в том числе и в научную сферу России со стороны зарубежных корпораций.
Автоматический рост исключен
Следует понимать, что присоединение к ВТО не превратит Россию автоматически в высокотехнологичную державу. ВТО регламентирует правила торговли, в которых технологическая компонента является лишь одним из элементов. В ВТО сейчас входит 153 страны. Большинство из них – развивающиеся. Они являются членами ГАТТ/ВТО многие десятилетия. И лишь немногие из них смогли сделать технологический рывок.
Если Россия ставит перед собой задачу развития собственного сектора высоких технологий, то они должны разрабатываться в самой стране. Это требует развития науки, образования, возможностей для использования научных достижений в промышленности и иных мер.
ВТО лишь создает благоприятные условия для производителей высокотехнологичных товаров и услуг при доступе на внешний рынок, защите прав интеллектуальной собственности, развитии и расширении кооперации между отечественными и зарубежными высокотехнологичными компаниями, а также привлечении в Россию зарубежных высокотехнологичных товаров и оборудования.
Однако то, насколько Россия сможет воспользоваться этими преимуществами для развития собственного сектора высоких технологий, будет зависеть от усилий государства, частного сектора и научного сообщества по защите и поддержке отечественных производителей высоких технологий.