К сожалению, современные дети мало пишут, а ведь рука действительно учит мозг.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Журнал Nature в качестве онлайнового сообщения представил результаты исследования изменений коэффициента интеллектуального развития (IQ), проведенного учеными лондонского Университетского колледжа. Работа началась еще в 2004 году, когда профессор Кэти Прайс с помощью фЯМР обследовала 33 подростков в возрасте от 12 до16 лет. Обследование было повторено через три года.
К своему удивлению, профессор и ее коллеги выявили существенные изменения IQ у своих подопечных, завершивших период полового созревания (пубертатный – от лат. pubis, то есть «лобок»). Некоторые тинейджеры повысили свой уровень более чем на 20 пунктов, в то время как интеллект других в той же степени снизился. Томограммы показали, что гормональная «революция» оказала воздействие не только на проявление вторичных половых признаков, но и на мозговые структуры.
Особый интерес исследователи проявили к тем образованиям мозга, которые отвечают за язык и математические способности, формирование знаний и память, мозговые «пикселы» образов и нахождение решений пазлов-картинок. При этом были выявлены четкие корреляции между томограммами и уровнем интеллекта.
Прежде всего улучшение показателей в разговорном жанре соответствовало повышению плотности серого вещества. Плотность, как известно, отражает количество нервных клеток в данном объеме коры. У успешных подростков произошло увеличение плотности в моторной зоне левого полушария. С конца ХIХ века известно, что именно левое полушарие ответственно за артикуляцию. Опухоль или инфаркты в нем приводят к правостороннему параличу от невозможности говорить, что было у Ленина и Сталина после ударов. Повышение невербальных, то есть неязыковых навыков сопровождается повышением плотности нейронов в переднем отделе мозжечка, отвечающем за тонкие движения пальцев рук.
Ученые отметили также, что улучшение в вербальной и невербальной сферах необязательно идет рука об руку друг с другом. Профессор Прайс признала, что не понимает, почему изменения IQ могут идти у тинейджеров в разных направлениях. Вполне возможно, что одни дети развиваются рано, в то время как другие позднее, компенсируя тинейджерское отставание в последующие годы. В школах же оценивают уровень полученных и усвоенных знаний на довольно раннем этапе и без учета воздействия пубертатного периода, говорит она.
К сожалению, современные дети мало пишут, а ведь рука действительно учит мозг. Нечто похожее происходит с детьми и вообще с людьми, занимавшимися спортом и утерявшими форму после прекращения тренировок. Прайс не так давно установила, что люди, научившиеся читать уже взрослыми, имеют большую плотность серого вещества в левом полушарии, нежели те, кто грамоте так и не научился. Она полагает, что мозговая структура может меняться и у взрослых, что отражается в повышении показателей IQ.
Новые результаты, полученные с помощью томографа, показывают справедливость народной мудрости, что учиться никогда не поздно. Это особенно актуально для нынешних взрослых, которым буквально каждый день приходится сталкиваться с разного рода новыми гаджетами, овладение которыми требует интеллектуального труда и напряжения. При этом люди жалуются, что им это уже не под силу. Однако надо помнить, что наш мозг представляет собой, как оказывается, весьма изменчивый орган, это его качество и нужно максимально эксплуатировать.