0
12104
Газета Наука Интернет-версия

08.02.2012 00:00:00

Сцены из семейной жизни Гомера

Александр Портнов

Об авторе: Александр Михайлович Портнов - доктор геолого-минералогических наук, профессор.

Тэги: гомер, брак, женщины


гомер, брак, женщины В произведениях Гомера много женских персонажей. Но чаще всего они – неверные, ветреные, лживые.
Ж. Энгр. Апофеоз Гомера, 1827

Поэмы Гомера – энциклопедия жизни древнегреческого общества. Поэт подробно рассказал обо всем, что его окружало, и в «Илиаде» и «Одиссее» можно найти изумительно точные картины природы, натуралистические описания кровавых сражений, рассказы о спортивных состязаниях и веселых праздниках...

В текстах поэм постоянно просвечивает личное отношение автора к описываемым событиям: он одновременно и зритель, и моралист, оценивающий разнообразные ситуации. Я говорю «зритель», потому что в отличие от общепринятого мнения убежден в том, что Гомер никогда не был слепым. Удивительно, что исследователи его творчества как бы не замечали точность его зарисовок природы, обилие света и цвета, обилие мелких деталей. В поэмах проступает богатейший жизненный опыт зрячего Гомера, который как бы говорит: «Было такое со многими моими знакомыми... и со мной тоже... знаю... помню... видел┘ расскажу...»

Гомер – женоненавистник?

Исследователи Гомера не обращали внимания на тот поразительный факт, что знаменитый греческий географ Страбон, живший на рубеже старой и новой эры, считал основоположником географии┘ Гомера и в своей «Географии» ссылался на его поэмы┘ 130 раз!

Страбон много путешествовал и мог сравнить личные наблюдения с описаниями Гомера. Однако он пришел к выводу о том, что Гомер лично видел больше него и сумел собрать такие сведения о дальних странах, которые многим поколениям ученых, включая самого Страбона, узнать не удалось. Это значит, что Гомер был не только поэтом, но и великим путешественником, наблюдателем с острым взглядом и удивительной памятью. Как любой путешественник, он надолго оставлял свой дом и жену, что не способствовало укреплению семейных отношений.

Внимательно читая «Илиаду» и «Одиссею», приходишь к мысли, что Гомер, о личной жизни которого нам практически ничего не известно, нередко рассказывает о себе, о своем личном опыте, о своей жизни... И когда дело касается семьи и семейных отношений, то рассказ у Гомера обычно получается грустный, невеселый, потому что женщины, независимо от того, чьи они жены – богов ли, царей или героев, – в большинстве случаев не радуют своих мужей.

Можно возразить: а любящая жена Гектора – Андромаха? Но она появляется в «Илиаде» только как плакальщица: для того чтобы горько рыдать перед выходом героя на битву из стен Трои и после его гибели в единоборстве с Ахиллом... А верная жена Одиссея – Пенелопа? Но ведь она не показана в семейной жизни, она знаменита лишь тем, что двадцать лет ждет пропавшего без вести мужа, отбиваясь от сотни женихов... Пенелопа – это далекий от реальности идеальный образ, «женщина-мечта» XII века до н.э.

Зато на фоне «идеальной» Пенелопы остальные жены в произведениях Гомера предельно реалистичны; они свободно дают волю своим худшим качествам; они лживы, злобны, неверны, коварны... Положительные начала у них вообще отсутствуют... Жить с ними – мучение даже для богов. Задумаемся – с чего бы это? Гомер – женоненавистник? Или он рассказывает о своей неудачной личной жизни?

Зевсовы муки

Один из самых отрицательных женских типов в поэмах – богиня Гера, жена Зевса. И владыка мира, всесильный Зевс, оказывается одним из самых несчастных мужей: ему приходится постоянно скандалить с женой. Вестница богов Ирида приносит Гере послание грозного мужа:

«Ты привыкла все разрушать,

что Кронид (Зевс. – А.П.)

не замыслит!

Ты ужасная псица

(сука?– А.П.) бесстыдная,

ежели точно

Противу Зевса дерзаешь

поднять огромную пику!»

(«Илиада», 8, 423)

При личной встрече супругов радости еще меньше:

«Грозно на Геру смотря,

провещал громодержец:

Козни твои, о злотворная,

вечно коварная Гера,

Гектора с поля свели...

Ударами молний тебя

избичую!»

(«Илиада», 15, 14)

Зевса, как настоящего мужчину, дьявольски раздражает постоянная слежка за ним жены:

«Все примечаешь ты,

вечно меня соглядаешь,

Но произвесть ничего

не успеешь: более только

Сердце мое отвратишь,

и тебе то ужаснее будет!»

(«Илиада», 1, 562)

«В помощь ли злобе твоей

и любовь, и объятия были,

Коими ты, от богов удаляся,

меня обольстила?»

(«Илиада», 15, 33)

Жена, естественно, отвечает мужу «взаимностью»:

«Зевса... Гера узрела, и был

ненавистен он сердцу богини...

Зевсу, коварствуя сердцем,

вещала державная Гера...»

(«Илиада», 14, 157, 329)

Что заставило Гомера так подробно описывать распрю в божественной семье? Почему так детально он описывает эволюцию семейных раздоров – с мелочей до полного разрыва:

«Распря, малая в самом начале,

она пресмыкается; после

В небо уходит главой

и стопами по долу ступает!»

(«Илиада», 2, 442)

Что остается делать мужу, ссорящемуся с женой?.. Напиться с горя:

«Мужу, трудом истомленному,

силы вино обновляет».

(«Илиада», 3, 261)

В то же время Гомер отнюдь не женоненавистник, женскую красоту в «Илиаде» высоко ценят даже старики:

«Старцы, лишь только узрели

идущую к башне Елену,

Тихие между собой говорили

крылатые речи:

Нет, осуждать невозможно,

что Трои сыны и ахейцы

Брань за такую жену

и беды столь долгие терпят:

Истинно, вечным богиням

она красотою подобна!»

(«Илиада», 2, 156)

Прекрасные богини не прочь были наставить рога своим могущественным мужьям. Шумную историю о скандальном романе богини любви Афродиты с богом войны Ареем Гомер вкладывает в уста певца Демодока:

«...Пел Демодок вдохновенный

Песнь о прекраснокудрявой

Киприде и боге Арее:

Как их свидание первое

в доме владыки Гефеста

Было; как много истратив

богатых даров, опозорил

Ложе Гефеста Арей,

как открыл, наконец,

все Гефесту

Гелиос зоркий, любовное

их подстерегши свиданье».

Обманутый муж, бог-кузнец Гефест тоже не был простаком: он выковал ловушку-западню из невидимых даже взору бессмертных богов железных неразрывных проволок, повесил сети над ложем, разостлал их на полу и сделал вид, что уходит из дома.

«Зорко за ним наблюдая,

Арей златоуздный тогда же

Сведал, что в путь

свой Гефест, многославный

художник, пустился.

Сильной любовью

к прекрасновенчанной Киприде

влекомый,

В дом многославного бога

художника тайно вступил он.

В то время дома одна

сидела богиня. Арей, подошедши,

За руку взял и по имени

назвал ее и сказал ей:

«Милая, час благосклонен,

пойдем на роскошное ложе;

Муж твой Гефест далеко;

он на остров Лемнос

удалился...»

Так он сказал, и на ложе

охотно легла с ним Киприда.

Мало-помалу и он,

и она усыпились. Вдруг сети

Хитрой Гефеста работы,

упав, их схватили с такою

силой,

Что не было средства

ни встать им,

ни тронуться членом;

Скоро они убедились, что

бегство для них невозможно;

Скоро и сам, не свершив

половины пути,

возвратился в дом свой

Гефест многоумный, на обе

хромающий ноги».

(«Одиссея», 8, 266)

Дальнейший скандал в олимпийском доме вполне понятен. В нем приняли активное участие многие боги-олимпийцы. Нет сомнения, что романтическая история с Кипридой списана с аналогичных шумных скандалов в древнегреческих городах.

А как без них прожить

Итак, женщины – неверные, ветреные, лживые. Они постоянно раздражают мужей, которые порядком потратились, отдав за них отцу жены дорогие подарки – фактически купив их. Такой предельно негативный образ замужних женщин наиболее характерен для ранней поэмы Гомера – «Илиады».

Нет, неспроста так много внимания уделил Гомер скверному характеру Геры. Возможно, что кроется за этим личное отношение темпераментного эмоционального поэта к своей собственной сварливой жене – неласковой, коварной и опасной.

В более поздней «Одиссее» отношение автора к женщинам остается недоброжелательным, но в ней появляются совсем иные мотивы, характерные скорее всего для одинокого пожилого человека, брошенного женой и наблюдающего с неодобрением за поведением легкомысленного прекрасного пола.

Одинокий Гомер, видимо, маялся бессонницей, иначе не говорил бы он, что «сон – усладитель», «сон – благодать» и «несносно лежать на постели, глаз не смыкая».

(«Одиссея», 20, 52)

Гомер наставляет неопытного слушателя, предупреждая его о грозящих опасностях:

«Ты знаешь, как женщина

сердцем изменчива:

В новый вступая брак,

лишь для нового мужа она

Помышляет устроить дом;

но о детях от первого брака,

О прежнем муже не думает,

даже словом его не помянет!»

(«Одиссея», 15, 20)

«...Любовь же всегда

в заблуждение женщин

И самых невинных

своим поведением

вводит».

(«Одиссея», 15, 420)

Сын Одиссея Телемах – юноша, не имеющий жизненного опыта. Однако он тоже рассуждает, как старик. В случайном разговоре он легко подвергает сомнению нравственность даже собственной матери – Пенелопы, вроде бы безупречной в своем поведении:

«Мать уверяет, что сын я ему (Одиссею. – А.П.), но сам я не знаю: ведать

О том, кто отец наш, наверное, нам невозможно!»

(«Одиссея», 1, 210)

Даже мудрейшая Афина Паллада – и та полна скепсиса по отношению к женщинам, она наставляет Одиссея:

«Слишком доверчивым быть,

Одиссей, опасайся с женою,

Ей открывать простодушно

всего, что ты знаешь,

не должно;

Вверь ей одно, про себя

сохрани осторожно другое».

(«Одиссея» 11, 440)

Неспроста, ох неспроста рассказывают герои Гомера такие печальные «наглядные» истории. Похоже, что не был счастлив гениальный поэт в семейной жизни: жена ему попалась сварливая и неверная; возможно, что она ушла от Гомера, бросив детей.

В древних легендах говорится, что у поэта была дочь, на которой женился ученик и друг Гомера эпический поэт Креофил. Очевидно, Гомер очень любил свою дочь – и похоже, что он именно ее вывел в образе Навсикаи, юной дочери мудрого царя Алкиноя, очаровательной девушки, исполненной всех добродетелей. Он словно желает ей семейного счастья, когда говорит:

«О, да исполнят бессмертные

боги твои все желанья,

Давши супруга по сердцу тебе

с изобилием в доме,

С миром в семье! Несказанное

там водворяется счастье,

Где однодушно живут,

сохраняя домашний порядок,

Муж и жена, благомысленным

людям на радость, недобрым

Людям на зависть и горе,

себе на великую славу».

Плутарх рассказывает, что именно у потомков Креофила в Малой Азии древнегреческий законодатель Ликург, живший в VIII веке до н.э., нашел практически неизвестные поэмы Гомера, поразился их гениальности, тщательно переписал тексты и привез их в Грецию. Думается, что произведения Гомера носили и автобиографический характер: ведь иногда он говорит о себе, о своем отношении к описываемым событиям, а в песнях появляется драгоценное для исследователя местоимение «Я»!

Похоже, что жизнь преподнесла Гомеру суровые уроки семейной жизни, они крепко запали ему в память – и поэт в назидание потомству «спроектировал» их на ситуации, в которых действуют герои его произведений. Не имеет значения, кто они – юноши или старцы, цари или боги-олимпийцы... Все они созданы поэтическим гением основоположника мировой литературы. Поэтому они говорят его языком, выражают его мысли и чувства и, безусловно, рассказывают о жизненном опыте и семейных проблемах самого Гомера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1241
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
786
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
553
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
787

Другие новости