0
2449
Газета Наука Интернет-версия

30.12.2011 00:00:00

4. Уход гения технической эстетики

Тэги: apple, джобс, бизнес


apple, джобс, бизнес Джобс был харизматиком и лидером, за которым шли в своеобразную Землю обетованную.
Фото Reuters

Стив Джобс, основатель компании Apple, скончался после продолжительной болезни 5 октября 2011 года в Пало-Альто, штат Калифорния. Спустя неделю журнал New Yorker вышел с обложкой, на которой бородатый Бог-отец диктует Джобсу заповеди, положив перед собой iPad.

Аналогии с Моисеем здесь вполне уместны. Джобс был харизматиком и лидером, за которым шли в своеобразную «землю обетованную» – внутренне интегрированный, замкнутый мир электронных устройств. Таким был его способ делать бизнес. Из всех бизнесменов только у Джобса статус культовой фигуры, «иконы» массовой культуры вроде Майкла Джексона или Мэрилин Монро.

Джобса часто называют провидцем, хотя более точно его роль в современной культуре охарактеризовал журналист Малкольм Гладуэлл. Это роль tweaker’а, настройщика, модификатора, революционность деятельности которого заключается не в том, что он нечто изобретает, а в том, что он знает, что можно сделать с изобретениями других. Именно «твикеры», инженеры, видящие комбинацию там, где остальные видят предметы, в свое время сделали Англию чемпионом в индустриальной гонке. «Твикер» Стив Джобс сделал с миром нечто такое, после чего мир не стал похожим на самого себя.

Например, компьютерная мышь. Джобс не придумал ее. Он подсмотрел ее во время обросшего легендами визита в офис фирмы Xerox в конце 70-х, а затем приспособил для нужд персонального компьютера. Он заменил консоль графическим интерфейсом. Без этого глобальная компьютеризация не стала бы возможной. Интернет остался бы уделом избранных. Новый тип человека – потребителя гигабайтов информации – попросту бы не сложился. Современное сетевое общество должно скинуться на памятник мыши. Впрочем, первый памятник Джобсу уже установлен. В Будапеште.

Джобс вернул категорию эстетического в сферу бизнеса и технических инноваций. Его продукты должны были «выглядеть», должны были стать тем, чем человек хотел бы пользоваться каждый день. Тем, на что он хотел бы смотреть. В общем, это был уникальный способ ведения бизнеса. Он держался на персональном вкусе, даре, способности моментально отделять привлекательное от непривлекательного. Эту модель (бизнес как искусство) можно воспроизвести лишь в том случае, если воспроизвести личность оценивающего, то есть Джобса. Это невозможно.

Джобс перешел от простой работы на потребителя к его формированию, воспитанию, выделению особого культурного сегмента, объединяющего потребителей технических новинок. Речь шла о создании замкнутого пространства для мобильного телефона, музыкального проигрывателя и планшетного компьютера, своего рода «экосистемы». Стратегия заключалась в том, чтобы не подстраиваться под мир, а втащить его внутрь системы. Технический и эстетический прозелитизм – вот как это можно было бы охарактеризовать. Секрет успеха этой стратегии опять же заключался в том, что вкус самого Джобса не только ему самому казался хорошим – он и массовым пользователем воспринимался как таковой.

Основатель Apple, пожалуй, был гением. Индивидуальная гениальность неповторима.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд придаст ускорение гражданским процессам

Верховный суд придаст ускорение гражданским процессам

Екатерина Трифонова

У первой инстанции забирают право регулировать поток апелляционных жалоб

0
290
Ты слишком любишь миноги

Ты слишком любишь миноги

Арсений Анненков

К 35-летию публикации романа Аркадия и Бориса Стругацких «Хромая судьба»

0
369
Под пение сирен

Под пение сирен

Вячеслав Харченко

Тщетные поиски тайны бытия

0
311
Доживать, ни о чем не жалея

Доживать, ни о чем не жалея

«НГ-EL»

Умер поэт и прозаик Бахыт Кенжеев

0
228

Другие новости