Джобс был харизматиком и лидером, за которым шли в своеобразную Землю обетованную.
Фото Reuters
Стив Джобс, основатель компании Apple, скончался после продолжительной болезни 5 октября 2011 года в Пало-Альто, штат Калифорния. Спустя неделю журнал New Yorker вышел с обложкой, на которой бородатый Бог-отец диктует Джобсу заповеди, положив перед собой iPad.
Аналогии с Моисеем здесь вполне уместны. Джобс был харизматиком и лидером, за которым шли в своеобразную «землю обетованную» – внутренне интегрированный, замкнутый мир электронных устройств. Таким был его способ делать бизнес. Из всех бизнесменов только у Джобса статус культовой фигуры, «иконы» массовой культуры вроде Майкла Джексона или Мэрилин Монро.
Джобса часто называют провидцем, хотя более точно его роль в современной культуре охарактеризовал журналист Малкольм Гладуэлл. Это роль tweaker’а, настройщика, модификатора, революционность деятельности которого заключается не в том, что он нечто изобретает, а в том, что он знает, что можно сделать с изобретениями других. Именно «твикеры», инженеры, видящие комбинацию там, где остальные видят предметы, в свое время сделали Англию чемпионом в индустриальной гонке. «Твикер» Стив Джобс сделал с миром нечто такое, после чего мир не стал похожим на самого себя.
Например, компьютерная мышь. Джобс не придумал ее. Он подсмотрел ее во время обросшего легендами визита в офис фирмы Xerox в конце 70-х, а затем приспособил для нужд персонального компьютера. Он заменил консоль графическим интерфейсом. Без этого глобальная компьютеризация не стала бы возможной. Интернет остался бы уделом избранных. Новый тип человека – потребителя гигабайтов информации – попросту бы не сложился. Современное сетевое общество должно скинуться на памятник мыши. Впрочем, первый памятник Джобсу уже установлен. В Будапеште.
Джобс вернул категорию эстетического в сферу бизнеса и технических инноваций. Его продукты должны были «выглядеть», должны были стать тем, чем человек хотел бы пользоваться каждый день. Тем, на что он хотел бы смотреть. В общем, это был уникальный способ ведения бизнеса. Он держался на персональном вкусе, даре, способности моментально отделять привлекательное от непривлекательного. Эту модель (бизнес как искусство) можно воспроизвести лишь в том случае, если воспроизвести личность оценивающего, то есть Джобса. Это невозможно.
Джобс перешел от простой работы на потребителя к его формированию, воспитанию, выделению особого культурного сегмента, объединяющего потребителей технических новинок. Речь шла о создании замкнутого пространства для мобильного телефона, музыкального проигрывателя и планшетного компьютера, своего рода «экосистемы». Стратегия заключалась в том, чтобы не подстраиваться под мир, а втащить его внутрь системы. Технический и эстетический прозелитизм – вот как это можно было бы охарактеризовать. Секрет успеха этой стратегии опять же заключался в том, что вкус самого Джобса не только ему самому казался хорошим – он и массовым пользователем воспринимался как таковой.
Основатель Apple, пожалуй, был гением. Индивидуальная гениальность неповторима.