Во время работы над созданием тектонической карты Кубы. На снимке: в колониальном шлеме – Андрей Книппер, в берете – Николай Лаверов, в военной форме (справа) – тогдашний президент Академии наук Кубы.
Фото из архива автора
Почти ровно год назад, 9 сентября, скончался выдающийся российский геолог, академик Андрей Львович Книппер, директор Геологического института РАН, лауреат Государственной премии (1995 год). Рисунок его научной карьеры соперничает по своей яркости с подробностями поразительной биографии. Только во внушительном томе могли бы разместиться: труды по офиолитам (океаническая литосфера древних океанов), тектоническая карта Кубы (первая в истории), его родная тетя Ольга Чехова («любимая актриса Гитлера», «агент Сталина», героиня сегодняшних исторических фильмов и книг), тетя его отца Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, и сам отец – композитор и контрразведчик Лев Книппер.
Геологическую судьбу академика Андрея Книппера во многом определила знаменитая научная теория тектоники литосферных плит, ассимилировавшая более раннюю гипотезу Альфреда Вегенера «дрейфа материков».
Сегодня дрейф континентов доказан, зарегистрирован методами космической геодезии, теория тектоники плит заняла свое место рядом с законами Ньютона, Ома. Но именно в СССР работы в «мобилистском» направлении привели к удивительным, практически важным результатам – в этом огромная заслуга академика Книппера. Он раскрыл происхождение важной геологической ассоциации (комплекса) пород: офиолиты.
Ранее считалось, что тела наиболее высокотемпературных пород, ультрабазиты, поднимались к поверхности земли подобно гранитам, с больших глубин в виде расплавов, выдавливанием из глубин раскаленной земной мантии. Книппер обратил внимание: в отличие от гранитных интрузий вокруг многих ультрабазитовых тел нет ореолов измененных пород, как это должно было быть в теории. Он обосновал новый, протрузивный, механизм внедрения ультрабазитов.
В условиях сжатия ультрабазиты приобретают пластичность и способны в холодном состоянии перемещаться в верхние слои земной коры. Являясь фрагментами верхней мантии Земли вместе с базальтами и кремнистыми породами, они получили название офиолитов и рассматриваются как океаническая литосфера древних океанов.
Негеологу нужно немного напрячь воображение, чтоб осознать всю революционность открытия академика Книппера. Офиолиты – следствие горизонтального тектонического движения! Массивные плиты континентов в своем движении срезают, подобно бульдозеру, более тонкую океаническую кору, собирая, перемещая и «выгребая» ее на поверхность земли. Таким образом, офиолиты – единственный шанс познакомиться и изучать состав океанической коры, формировавшейся более 3 млрд. лет и являющейся для нас более недоступной, чем даже поверхность Марса!
Вы спросите: «А технологии подводного бурения?» Но в том-то и фокус: глубокое бурение пока осуществимо на континентальных плитах и их шельфах. Озарение Вегенера и состояло в том, что он совмещал контуры не самих материков, а прилегающих шельфов. Бытовое пояснение: если б «откачать воду», понизив уровень Мирового океана на сотню метров, – открылись бы истинные контуры континентальных плит, далее – резкая ступень вниз, и на километровых уже глубинах – истинная океаническая кора. Она-то и доступна нам в виде офиолитов, как и доказал академик Книппер.
Практическая важность? Офиолиты, имеющие сложную классификацию, содержат руды ценных металлов. Например, гарцбургит-дунитовые комплексы – это залежи хромитов с высокими содержаниями платины (Урал, Турция). Выветривание офиолитов в условиях тропического климата образует коры выветривания, богатые никелем и кобальтом: Новая Каледония, Куба.
Строение поверхности Земли по теории тектонических плит. 1. Североамериканская плита; 2. «Кокос»-плита; 3. Карибская плита; 4. Евроазиатская плита; 5. Индоавстралийская плита; 6. Филиппинская плита; 7. Тихоокеанская плита; 8. Плита «Наска»; 9. Южноамериканская плита; 10. Шотландская плита; 11. Африканская плита; 12. Антарктическая плита; 13. Каролинская плита. |
И здесь тема движения континентов близко совмещается с социальными, революционными движениями ХХ века. Кубинский лидер Фидель Кастро сделал энергичные шаги к изменению ситуации, пригласив советских ученых.
Геологическая группа, включавшая Андрея Книппера и Николая Лаверова (ныне вице-президента Российской академии наук), провела огромную работу, составив первую в истории тектоническую карту Кубы (масштаб 1:1250000), прогнозы по важнейшим месторождениям металлов, прогноз нефтегазоносности флоридского полива. С группой постоянно находился рядом президент Академии наук Кубы. Сегодняшнее лидирующее положение Кубы в производстве никеля – следствие работы наших ученых.
Ученик академика Книппера, заместитель директора ГИН по науке, лауреат Государственной премии РФ, профессор Сергей Дмитриевич Соколов рассказывает об огромной важности его работ для нашей страны: «Созданные им тектонические карты, прогнозы – основа для работы уже непосредственно геологов-производственников. Ясная научная картина движения офиолитов, созданная Книппером, позволяет прогнозировать возникновение «ловушек» для месторождений нефти и газа, при горизонтальном перемещении пластин офиолитов и наползании (перекрытии) на осадочные породы, богатые органическим веществом. В результате создается природный экран, под которым концентрируются и не рассеиваются углеводороды».
Огромный успех имела Международная геологическая экскурсия на Кавказе в 1973 году в составе известных ученых Европы и Америки, а также ведущих геологов из разных регионов СССР. Ученые мира «экзаменовали» тектонические карты и модели, созданные ГИНом под руководством академика Книппера. Признание со стороны ведущих мировых специалистов представленных Книппером и его соратниками новых данных стало переломным моментом в утверждении мобилизма в нашей стране.
Настоящие фундаментальные исследования способны дать самые неожиданные повороты течению научной и даже государственной жизни. И работы академика Андрея Книппера получили в последние годы новое интересное применение: вопрос разграничения арктического шельфа. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года дает прибрежным государствам право на шельф, морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства. Дания, Норвегия, Канада, США, Россия подают заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа свои карты, порою несовпадающие. Но наличие общепризнанных геологических критериев ставит сегодня ученых в ситуацию уникальную – по результатам их научного спора в итоге пройдут государственные экономические границы. И здесь работы академика Книппера позволяют подкрепить российские заявления.