Некогда нынешний польский Вроцлав был немецким Бреслау. Это говорит не только об интересном переходе Б/В (Базилио/Василий, Бетензда/Вифезда, алебастр/алавастр в книге Бытия и т.д.), но также и о постепенной миграции древних людей с запада на восток. Ни о каких поляках латинские авторы, начиная с Галльских войн Юлия Цезаря, не писали. Однако жители Вечного города были хорошо знакомы с германцами, жившими по берегам могучей реки (слово, сохранив древний корень «ре», постепенно изменилось в современный «Рейн»).
Жили германцы большими семьями, и, что особенно поразило цивилизованных римлян, женщины у них были общими, а дети распределялись по старшинству потенциальных отцов. Но с лесными братьями римляне столкнулись на рубеже эр, поэтому мы не знаем, кто во времена каменного века жил в лесах задолго до того и был современником платоновской Атлантиды. Лишь благодаря случайной находке выясняется сегодня, что это были охотники, умевшие завалить оленя, прочные рога которого шли на изготовление оружия, хозяйственные поделки и т.д.
Вполне возможно, что перед мысленным взором первобытного художника, которого никто не учил изобразительному искусству и композиции, вставал образ искупавшейся в реке диковатой наяды, безмятежно отдавшейся ласковым солнечным лучам.
Вполне возможно также, что естественно разведенные в такой ситуации женские бедра порождали иные мысли в косматой голове охотника-костореза┘ По крайней мере так трактуют содержание своей находки археологи Вроцлавского университета во главе с Томашем Плонка, описавшие найденный одним из фермеров образчик первобытного искусства. Статья с описанием польской находки появилась в одном из последних номеров «Журнала археологической науки» (J. of Archeological Science).
Радиоуглеродный анализ, проведенный на месте находки, показал, что ее возраст составляет 10 900 лет. «Орнамент представляет собой группы зигзагов и изображение человеческой фигуры, возможно, женщины с разведенными ногами. Женщина, возможно, нагая, однако геометрический характер рисунка не позволяет нам быть в этом твердо уверенными, – поясняет Плонка. – Ведь фигура с таким же успехом может представлять и мужчину с поднятыми руками. На то, что это может быть женщина, вроде бы указывает сравнение с другими изображениями столь же раннего возраста».
Вполне возможно, что и зигзаги говорят все же в пользу женщины, поскольку это очень популярный мотив первобытного искусства, символизирующий воду и даруемую ею жизнь. В период значительного потепления и отступающих ледников последнего Великого похолодания воды вокруг резчика было более чем достаточно, считают ученые.
Ученые сейчас пытаются отнести найденный артефакт к ранним культурам Federmesser или Ahrensburg. Первая известна своими тщательно обработанными кремниевыми ножами и наконечниками копий, в то время как вторая славится своими умелыми охотниками, оставлявшими после себя нетронутые скелеты оленей, в грудной клетке которых находят каменные наконечники стрел. Археологи полагают, что это остатки ритуальных подношений жертвы первобытным духам лесов.
Относительно трактовки фигуры рисунка как женской Плонка говорит, что первобытных Венер и раньше находили в окрестностях Свидвина. Вспоминает он и явно женскую янтарную фигурку, найденную при раскопках неподалеку от германского городка Вейше, не говоря уже о найденной в 2006 году безглавой Венере из австрийской пещеры на Дунае, возраст которой свыше 30 тыс. лет.