Босфор – это по-гречески "коровий" или "бычий брод".
Фото Reuters
«И все цари на земле искали видеть Соломона┘ И они подносили ему в дар: ┘и благовония. И подарила она <царица Савская> царю великое множество благовоний и драгоценные камни» (3-я Царств 10:10; 11:25). Царица Савская прибыла с государственным визитом к Соломону в Иерусалим из далекой Сабеи, или Савеи, ее владения простирались от нынешнего Адена до Омана, занимая выгодное стратегическое положение благодаря контролю узкого пролива.
Пролив, который еще в древние времена был назван в честь божества Ормуз, чье имя означает «восток», ведет в большое внутреннее море. В него с севера впадает мощный речной поток, образованный слиянием двух великих рек, одна из которых еще греками была названа в честь тигров – Тигр, а другая «хорошим бродом» – Евфрат. В этом нет ничего удивительного, если помнить, что Босфор – это по-гречески «коровий» или «бычий брод». Междуречье, на плодороднейших почвах которого возникли первые цивилизации, эллины много позже назвали на свой лад Месопотамией (от potamos – «река», «поток»).
Вся эта топонимика сразу же приходит в голову, когда знакомишься с описанием новейших археологических находок, возраст которых составляет не менее 5 тыс. лет. Речь в первую очередь идет об удивительных погребальных башнях, сложенных без раствора из плоских камней небольшой толщины, напоминающих римский кирпич плинфу. Эти удивительные сооружения сохранились, в частности, неподалеку от оманского поселения Бат, раскинувшегося у подножия гор Хаджар. Древнее слово «бат» («бад») означает «город», «строительство» и т.д.
Для примера можно привести названия марокканской столицы Рабат и развалины древнего Рабата на Мальте, крепости Буды на Дунае и официальное название иорданской столицы Рабат-аль-Аммон – «Город солнца», а также Ашхабада и Исламабада. Последний находится в Пяндже, или Пенджабе, то есть в Пятиречье притоков величественного Инда (переводимого с греческого тоже как «река»). В древнем Пятиречье и долине Инда возникла загадочная Индская цивилизация, которую по традиции называют Хараппской или Мохеджо-Даро (последнее означает «Мертвый город», а Хараппа – индийская деревня, в которой 90 лет назад нашли развалины умершего города).
Раскопки в Лотале, что к северу от Бомбея (Мумбаи), показали, что среди ее достижений был и высокий уровень развития парусного судоходства. Это неудивительно для субконтинента, на просторах которого издревле выращивали хлопок, имеющий большое стратегическое значение. Из него и поныне делается парусина для морских судов. Хлопок и различные ткани из него, а также многие другие важные товары, например специи и естественные красители (не забудем об индийском индиго), вкупе со стратегическим сырьем – медью, необходимой для выплавки бронзы и латуни, – непрерывным потоком шли через пролив на север в междуречье Тигра и Евфрата. Этот регион еще в доассирийскую эпоху был центром тогдашнего мира, успешно соперничавшим с цивилизацией, возникшей в долине великой североафриканской реки, которую греки много позже назовут «айгуптос», то есть коптской (копты – самоназвание народа, который по примеру многих других называл себя просто «люди»).
Промежуточным звеном южного торгового пути между Индом и Междуречьем была цивилизация, возникшая на северо-восточной оконечности большого пустынного полуострова, который 5 тыс. лет назад был, по всей видимости, гораздо более обводненным. Жаркий и влажный климат способствовал бурному произрастанию эфироносов – растений и деревьев, из которых добывают благовонные субстанции.
Древние обитатели Сабеи, строившие для своих усопших высокие погребальные башни, возраст которых как минимум на тысячу лет больше пирамид, не только собирали дань с проходивших мимо них в обоих направлениях торговых судов. Им было что предложить и тем, и другим. Недаром много позже римляне назовут полуостров Аrabia Felicita, то есть Аравия счастливая (от fеliх – «плодородный», «благоденствующий», «удачливый», «тот, кому улыбнулась фортуна»). Про оружие и изготовление всякой утвари, в том числе и кухонной (утварь происходит от лат. utilitas – «кухонный»), из меди было сказано выше, специи же и благовония тоже имели и имеют даже в наши дни весьма прагматическое значение.
Специи необходимы для санации пищи, которая в жарком климате мгновенно «заселяется» патогенной микрофлорой. Древние ничего не знали о бактериях, но они были наблюдательны. То же относится и к благовониям и воскурениям, которые отпугивают насекомых. Представьте себе храм или святилище, куда собирается народ, не знающий, что такое мыло и шампунь для волос. Неудивительно, что благовония тоже были стратегическим товаром, позволявшим аккумулировать приличные денежные и иные активы, без которых невозможно крупномасштабное строительство.
О древнем индском присутствии в заливе археологи заговорили еще в конце 70-х годов, когда в ходе раскопок были сделаны находки знаменитых хараппских цилиндров-печаток. Владелец цилиндра прокатывал его по сырой глиняной табличке, на поверхности которой оставалась его «роспись» в виде знаков то ли письменности, то ли символов, смысл которых не дешифрован до сих пор. Именно в связи с этими находками знаменитый Тур Хейердал вместе с Юрием Сенкевичем и другими соратниками предпринял путешествие на тростниковой лодке, которую норвежский исследователь назвал, естественно, «Тигрис».
Оман в силу самых разных причин был долгие десятилетия закрыт для археологов, но начавшееся развитие султаната привело к девелоперскому освоению ранее не тронутых территорий. В результате из земли самым настоящим образом «поперло». Нечто подобное постоянно происходит в Каире и Александрии, Москве, Лондоне и Риме. Отсутствие собственных специалистов заставило власти султаната открыть его двери для иностранных специалистов, которые пришли во всеоружии современнейших методов исследований.
По другую сторону от Омана в самом западном индийском штате Гуджарат, на территории которого был открыт Лотал, тоже раскопали остатки целой цепочки прибрежных укрепленных поселений, жители которых, судя по находкам, сделанным там, тоже были активно задействованы – принимали активное участие – в торговле с тогдашним Западом. Самым настоящим мотором нынешней оманской археологической революции является Маурицио Тоси, который копал не только на родной Сицилии, но и в других странах, включая Иран, в частности в окрестностях города Шахр-и-Сохта на юго-западе страны.
Итальянского археолога будоражат видения древних цивилизаций и волнуют образы людей, некогда живших в их городах. Именно Тоси в далеком теперь уже 1981 году обнаружил в Омане первые следы присутствия на его территории торговых постов индской цивилизации. На протяжении почти трех десятилетий он объединяет три древнейшие цивилизации мира – Инд, Месопотамию и Египет – в единое целое, развивавшееся в неразрывной связи друг с другом. Его новые открытия в Омане позволили говорить о неком четвертом столпе Древнего мира. Открытая цивилизация не была лишь каким-то связующим звеном между уже известной мировой археологии тройкой больших и мощных «китов» доантичной эпохи.