0
3656
Газета Наука и технологии Интернет-версия

08.06.2011 00:00:00

Космос, который мы еще не потеряли

Владимир Власенко

Об авторе: Владимир Григорьевич Власенко - кандидат технических наук. Департамент инновационного развития и стратегических исследований ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева". Статья отражает частное мнение автора.

Тэги: космонавтика, двигатель, ракеты


космонавтика, двигатель, ракеты Макет возвращаемого ракетного блока многоразовой ракетно-космической системы на авиасалоне в Ле-Бурже.
Фото из архива автора

Пилотируемая космонавтика относится к числу высокотехнологических отраслей машиностроения с большим периодом окупаемости затрат. Поэтому просчеты и ошибки в стратегическом планировании развития ракетно-космической техники болезненно сказываются на национальной космической программе. В качестве примера достаточно привести историю создания и эксплуатации американской транспортной системы Space Shuttle, которая, просуществовав более 30 лет, состарилась и ушла на покой, похоронив 14 астронавтов и шансы на продолжение линии крылатых орбитальных кораблей.

Русский вектор

В отечественной космической истории таких просчетов тоже достаточно. Но вот линия на создание пилотируемых орбитальных станций, сформулированная и осуществляемая нашими инженерами, по сей день обеспечивает очевидное лидерство отечественных технологий в разработке и эксплуатации орбитальных станций, история которых началась 19 апреля 1971 года. В этот день первая орбитальная станция «Салют» положила начало новому вектору в освоении космического пространства. В дальнейшем этот подход был продолжен в орбитальных комплексах «Салют-7», «Мир», МКС. Именно к этому вектору последовательно присоединились США, Европа, Япония, Канада и другие страны.

Еще одно, пожалуй, самое важное достижение отечественной ракетно-космической промышленности – превосходство российского космического машиностроения в создании ракетных двигателей, не имеющих до сих пор мировых аналогов. Даже такие ЖРД (жидкостные ракетные двигатели), как F-1, американская лунная ракета Saturn-V, уступают аналогичным нашим двигателям РД-171 по величине тяги и удельному импульсу (или, говоря проще, по расходу топлива на единицу тяги). Достаточно сказать, что двигателями РД-180, которые признаны американцами лучшими в мире и представляют собой уменьшенный вдвое РД-171, оснащены современные американские ракеты Atlas-V. А «четвертина» РД-171 – основа двигательной установки ракеты «Ангара», которая должна выйти на летные испытания в 2013 году.

Начало следующего пятидесятилетия отечественной пилотируемой космонавтики положено постановлением правительства РФ о создании космодрома «Восточный» в Амурской области. Сейчас уже существует проектный план нового космодрома со стартовым и техническим комплексами, измерительным и командным пунктами, дорогами и другими жизненно важными сооружениями.

Из опубликованных Роскосмосом материалов следует, что на новом космодроме предполагается развернуть одноразовую ракету-носитель «Русь-МП» грузоподъемностью около 23 тонн, оснащенную двигателями РД-180. Такое решение свидетельствует о том, что у нашей «Технологии создания новых поколений ракетно-космической техники» нет будущего, вернее, дорога, по которой приказано идти ракетной отрасли, – это путь в прошлое за большие деньги. Доказательством тому служат следующие обстоятельства.

Куда тянет локомотив прогресса

Во-первых, в составе новой РН «Русь-МП» предполагается использовать двигатели, на которых американцы летают уже семь лет, а к моменту ввода в эксплуатацию нашей перспективной РН – 2015 год – отставание от США составит более 11 лет.

Во-вторых, результат принятых решений – это не только отставание, но, что значительно страшнее, уничтожение конструкторской мысли в конструкторских бюро, создающих ракетные двигатели. Дело в том, что система средств выведения нашей страны при таком раскладе будет построена на уже созданных двигателях РД-191 (система средств выведения «Ангара») и РД-180. Следовательно, пока будут эксплуатироваться ракеты, оснащенные этими двигателями, потребности в новых ЖРД не будет. Значит, кроме авторского сопровождения производства уже созданных двигателей, потребности в разработке новых двигателей не будет еще лет 50.

В-третьих, сегодня одноразовые ракеты, способные доставить на низкую околоземную орбиту грузы массой до 20 тонн, успешно эксплуатируют США (Atlas-V, Delta-IV), Россия (Протон, «Ангара А5» с 2013 года), Европа (Ariane-5), Япония (H-IIA), Китай (CZ-5). Амбициозные планы в этом направлении осуществляют Индия и Южная Корея.

Возникает вопрос, зачем России еще одна одноразовая ракета грузоподъемностью порядка 23 тонн, в то время как уже практически создана ракетная система «Ангара», летные испытания которой должны состояться в 2013 году?

Семейство РН «Ангара» создано на основе универсальных ракетных модулей УРМ-1 с двигателями РД-191. Оно включает в себя носители, способные доставлять на различные орбиты грузы массой от 3,8 до 25 тонн, а в перспективе – до 35 тонн, за счет комплектации различным количеством одинаковых модулей. Унификация модулей позволяет существенно сократить затраты на производство и эксплуатацию ракет.

Эх, раз, еще раз┘

На смену одноразовым ракетам должны прийти космические транспортные комплексы со ступенями многоразового использования. В качестве такой системы, которая должна сменить РН «Ангара», может быть использована многоразовая ракетно-космическая система первого этапа МРКС-1. В ее состав входит ракета с многоразовыми возвращаемыми ракетными блоками, наземный комплекс с автоматизированной системой управления послеполетной, предполетной подготовкой и пуском ракеты.

Такая система, разработанная в ГКНПЦ им. М.В.Хруничева – крупнейшем предприятии космической отрасли, стала победителем конкурса, который проводился Российским космическим агентством.

Система с минимальными затратами за счет применения многоразовых двигателей новой разработки, более эффективных, экологически чистых компонентов топлива, многоразовых ракетных блоков, автоматизированных технических и стартовых комплексов позволяет выводить в космос грузы массой от 20 до 47, а в перспективе до 60 тонн.

Для сравнения достаточно сказать, что МРКС-1 для запуска пилотируемого корабля сжигает один двигатель тягой 150 тонн, а РН «Русь-МП» – три двигателя тягой более 370 тонн каждый (необходимо заметить, что стоимость двигателя пропорциональна его тяге).

Очевидным и понятным критерием эффективности близких по классу ракет служит такая величина, как расход топлива, а также фактор, определяющий стоимость пуска, – это масса одноразовых блоков и количество ракетных двигателей, которое расходуется за один пуск (см. таблицу).

Стоимость создания многоразовой системы, конечно, больше, чем стоимость создания ракеты «Русь-МП». Но детальный анализ показывает, что разница состоит только в затратах на научные исследования, что в полной мере соответствует требованиям президента России о необходимости инвестировать средства в новейшие технологии. По существу принятие программы создания многоразовой ракетно-космической системы означает лидерство страны в мировой космонавтике в течение следующих 50 лет.

Финансовые ресурсы на создание действительно инновационной, не имеющей мировых аналогов космической транспортной системы могут быть консолидированы, если цели создания МРКС-1 подчинить федеральную космическую программу. Для этого надо объединить затраты на космодром «Восточный», разработку нового двигателя и перспективные средства выведения.

Между тем Роскосмос претворяет в жизнь планы создания на новом космодроме весьма посредственной ракеты среднего класса повышенной грузоподъемности. Так, в январе 2011 года руководитель Роскосмоса – на тот момент Анатолий Перминов – заявил: «Что касается ракетных комплексов, пилотируемых кораблей, они идут по отдельной федеральной космической программе, поэтому там общая стоимость создания перспективной пилотируемой транспортной системы, создания нового ракетно-космического комплекса «Русь-М», всего наземного технологического оборудования, космической инфраструктуры – там общая сумма около 180 миллиардов рублей. Вот общие цифры по созданию космодрома «Восточный» до 2015 года» (Москва, РИА Новости).

Системный кризис в Роскосмосе повлек за собой принятие ошибочных решений. Очевидно, что назрели перемены, о которых уже высказывались аналитики.

Текущий год – годовщина триумфа нашей космонавтики – может стать переломным, все зависит от того, найдется ли сила, способная исправить допущенные ошибки и сделать практическую космонавтику локомотивом технологий. Чтобы стать двигателем прогресса, у космической отрасли имеются почти все необходимые условия.

Название РН ⌠Протон■ ⌠Ангара А5П■ ⌠МРКС-1■ ⌠Русь-МП■
Год начала полетов 1965 2013 2022 2015
Расход топлива, кг/сек 3157 2974 2916 3553
Количество расходуемых двигателей 11 5 1 3*2
Масса одноразовых блоков, тонн 50 45 15 60

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1858
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1587
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1368
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
997

Другие новости