11.05.2011 00:00:00

Космический "удильщик"

Тэги: космос, звезды

космос, звезды Мультиверс – пена вселенных.
Фото с сайта www.sixtyfourbit.org

В конце прошлого года свет увидела книга известного американского космолога Брайана Грина «Скрытая реальность: параллельные миры и глубокие законы космоса» – The Hidden reality: Parallel universes and deep laws of the cosmos. В ней рассказывается о ставшей вдруг весьма популярной М-теории, излагающей возможность существования как минимум десятка параллельных вселенных-миров, о реальности которых мы, исходя из своего повседневного опыта, просто не подозреваем. Критики же считают, что эта теория попросту не проверяема (un-tеstable) ни путем наблюдений, ни тем более экспериментально – так сказать, игра досужего ума.

Но пылкие сторонники М-теории вполне справедливо указывают на то, что и Эйнштейн не верил в расширение нашей «родной» Вселенной. Не верили люди в инфляцию первоначальной Вселенной, родившейся после Большого взрыва. Считалось научным жаргоном и выражение «космический каннибализм», за счет которого супермассивные черные дыры набирают свою непомерную массу. Сегодня все перечисленные реалии космологии и астрофизики тестируются и изучаются учеными разных стран┘

Люди, увлекающиеся ихтиологией, знают про глубоководного удильщика, имеющего специальный вырост на голове, на конце которого в небольшой сумке развиваются светящиеся во мгле микроорганизмы. С помощью этого светящегося органа удильщик ловко ловит жертв, попадающихся на светящуюся приманку. В честь этой хитроумной рыбки астрономы назвали самую яркую на сегодняшний день ассоциацию суперзвезд (Dragonfish) во Вселенной, светящихся энергоемким голубым светом. Сделано это было с помощью инфракрасного космического телескопа имени Спицера (Spitzer).

Космический «удильщик» расположен всего лишь в каких-то 32 тыс. световых лет от нас. Не замечали его яркой светимости раньше только потому, что он «стыдливо» скрывается за плотным пылевым облаком в созвездии Южный Крест, видимом только у австралийцев-антиподов, то есть в Южном полушарии. Есть и другая причина подобной скрытности: из 2,5 млн. энергоемких фотонов желтого света, испускаемых удаленными объектами в нашем направлении, земных телескопов достигает всего лишь один, все же остальные в силу своей высокой энергии теряют ее во взаимодействиях с самыми разными объектами межзвездной среды.

Совсем другое дело – фотоны инфракрасного света, обладающие ничтожно малой энергии, в силу чего они практически ни с чем не взаимодействуют на своем пути (поэтому предупреждающий свет – красный, видимый даже в тумане, а инфракрасный излучатель глубоко прогревает ткани тела).

Респектабельный астрономический журнал Astrophysical J.Letters опубликовал статью канадских ученых, описавших почти четыре сотни чрезвычайно горячих и ярко светящихся голубых звезд в ассоциации «удильщика». Ультрафиолетовые кванты излучения этих звезд обладают настолько большой энергией, что буквально «сдирают» электронные оболочки атомов, оставляя после себя разогретую плазму. Надо полагать, что за счет такого и более мощных излучений происходит повторная ионизация межзвездного водорода, который начинает после этого светиться.

Но истинное «веселье», считают ученые, начнется тогда, когда эти сверхгорячие звезды начнут взрываться, что может произойти в течение ближайших миллионов лет. После их взрыва начнут образовываться молодые звезды, тем самым еще больше обогащая наш Млечный Путь новыми порциями кислорода и магния, а также других более тяжелых элементов, которые являются биогенными, то есть необходимыми для зарождения жизни на планетах.

А наблюдатели из Техасского университета в г. Остин вместе с коллегами из мюнхенского Института внеземной физики считают, что супермассивные черные дыры никак не коррелируют с загадочной темной материей. Дыры, представляющие собой компактные объекты в недрах-сердцевине галактик, образуются, согласно современным представлениям, двумя путями. Один из них приводит нас к взрыву, а другой остается загадкой, хотя и допускается, что в рождении дыры принимает участие темная материя с ее экзотической физикой. Пока сотрудники двух научных учреждений связи роста дыры с указанным видом материи и привязанности дыр к галактическим дискам не обнаружили. Исходя из этого они приходят к выводу об упрощении задачи по поиску черных дыр в центре галактик. Именно в эти центры, как в гравитационную пропасть, «падает» вовлекаемый газ, питающий квазары.