Бушмены пустыни Калахари выходят на охоту.
Фото с сайта www.venividi.ru
Большой коллектив ученых из американских университетов и Института эволюционной биологии в Барселоне с помощью двух методов секвенирования («чтения») ДНК провели масштабное исследование геномного разнообразия в Африке. В результате они пришли к выводу, что анатомически современный человек возник на юге Черного континента, хотя антропологические находки свидетельствуют в пользу его восточной части. Вывод подтверждается недавними находками антропологов, сделанными в Южной Африке.
Демография, история и лингвистика утверждают, что примитивные охотники-собиратели стали мигрировать с юга Африки около 60 тыс. лет назад. Тем не менее до сегодняшнего дня сохранились бушмены – «обитатели буша» – пустыни Калахари, некоторые предки которых выселились в экваториальные леса, дав пигмеев, а также немногочисленных хадза (Наdza) и сандава (Sandawa) Танзании.
Нынешнее исследование затронуло не только 90 современных охотников-собирателей, но также представителей 21 народа, ведущих оседлый образ жизни, а также семи популяций Северной Африки. Из европейцев для сравнения были взяты жители североитальянской Тосканы.
Пару лет назад было установлено, что геном бушменов характеризуется самым большим разнообразием, возникшим в результате его древности и максимального накопления мутаций (самого большого в мире). В геномах современных людей, предки которых вышли из Африки, такого количества мутаций накопиться не успело.
Анализ геномов показал, что бушмены Южной Африки, пигмеи и танзанийские сандава наименее родственны всем другим африканцам, например тем же йоруба и масаям экваториальных областей. Родство резко уменьшается, начиная с 14-го градуса южной широты и 12-го градуса восточной долготы. Обособленность «перволюдей» максимально проявляется начиная с 22-го и 20-го градусов соответственно (на юге родство оставляет –0,9, в то время как на севере Африки +0,6). Оно и понятно, если учесть историю арабского завоевания стран Магриба, начиная с Египта и кончая Марокко. Нулевое значение приходится на линию, соединяющую Африканский Рог и Гвинейский залив.
Геномные данные подтвердились и при ген-типировании антигенов совместимости А-С (их аллелей), которое обычно проводят при подготовках к операциям трансплантации органов и тканей. Генетики знают, что гены иммунологического «родства»-совместимости являются самыми полиморфными, то есть различающимися, поэтому доноров того же костного мозга приходится искать среди десятков тысяч людей по всему миру. Оказалось, что представители тех же бушменов Калахари имеют 30 вариантов антигена А. Всего у бушменов насчитали 82 аллеля, отвечающих за синтез антигенов А-С, в то время как в мире их число не превышает 25 на популяцию. Это еще одно конкретное доказательство геномной древности охотников-собирателей Южной Африки.
Ученые проверили состояние конкретных генов, в частности РОТ и TUSC, мутации которых вызывают рак. Известно, что упомянутые гены совместимости локализуются в коротком плече шестой хромосомы. Проверка их состояния показала, что у южан высокая частота тех аллелей, которые отвечают за устойчивость к инфекционным заболеваниям и за реакцию иммунной системы на атаки разного рода патогенов.
Ученые пришли к выводу, что южноафриканские охотники-собиратели являются самой разнообразной в геномном смысле группой, довольно резко отличающейся от других африканских народов, не говоря уже о североафриканцах и европейцах. Они представляют собой типичный географический «изолят», столь любимый эволюционистами, состояние генома вызвано тысячами лет оторванности развития.