Некоторые распределения ученых-россиян по регионам мира.
Источник: С.В. Егерев, "Зарубежный ресурс российской науки", www.researcher-at.ru
В российском инновационном секторе складывается достаточно критическая ситуация, связанная с большим оттоком на работу за рубеж наиболее талантливых молодых ученых, научных специалистов и разработчиков. Только в прошлом году в рамках профессиональной эмиграции в США уехали 56 тыс. человек, в Израиль – около 13 тыс., в Австралию – 12 тыс., в Германию – 9 тыс. и в Канаду – 8 тыс. человек. Пугающим является не само количество эмигрирующих, а то, что уезжают самые лучшие. Уезжают ученые, способные к созидательной научной работе, чьи идеи – та самая основа технологического и инновационного развития.
Столь высокие темпы профессиональной научной эмиграции объясняются прежде всего агрессивной политикой ведущих западных государств и государств Юго-Восточного региона по привлечению наиболее талантливых и перспективных ученых из других стран мира к работе в своих научных и высокотехнологических секторах. К их числу относятся США, Великобритания, Германия, Франция, Израиль, Австралия, Китай, Южная Корея, Япония, Канада, Малайзия, Сингапур... С целью привлечения иностранных научных талантов в этих странах приняты и реализуются специальные государственные программы, которые включают в себя создание большого числа высокооплачиваемых рабочих мест непосредственно для иностранных специалистов, предложение льготных условий ассимиляции и получения гражданства, предоставление широкого комплекса социальной поддержки.
Во многих странах утверждены специальные квоты на привлечение иностранных научных специалистов. В США этот показатель составляет 300 тыс. вакансий, в странах Европейского союза – 500 тыс., в Японии – более 200 тыс. Одновременно с этим на постоянной основе осуществляется мониторинг научных публикаций и научных работ с целью определения ученых, являющихся носителями наиболее перспективных и революционных научных идей. Для целевого привлечения таких специалистов выделяются специальные гранты и предоставляются руководящие должности в крупных научных центрах.
Результатом реализации данных программ стало то, что на сегодняшний день более 90 тыс. молодых российских молодых ученых и специалистов на постоянной основе работают в США, 40 тыс. – в Германии, 20 тыс. – в Великобритании, около 4 тыс. – в Японии и около 25 тыс. – в Китае.
Причины такой политики лежат в чисто экономической сфере. Доход от привлечения одного научного специалиста в области точных наук и технологий составляет около 300 тыс. долл., которое государство должно было потратить на его обучение. Успешная работа такого специалиста способна принести доход, исчисляемый десятками миллионов долларов. В США иностранные ученые составляют основу экономического успеха страны в технологической сфере. На их долю приходится 25% всех новых технологических разработок и 28% от общего числа технологических компаний с суммарным доходом более 55 млрд. долл.
Россия является одним из главных поставщиков научных кадров в западные страны, и соответственно она одна из наиболее пострадавших стран в результате проводимой политики научной интервенции. При сохранении подобного положения страна может остаться без ученых, способных к созданию новых научных идей и технологий. Как показывают исследования НАИРИТ, при текущих темпах профессиональной эмиграции к 2018 году Россия может практически полностью лишиться креативного научного слоя. В этом случае создание собственного инновационного сектора станет просто невозможным, и мы опять окажемся в технологической зависимости от западных стран.
Именно поэтому задача сохранения в стране талантливых ученых – одна из самых важных. Необходимы специальные государственные программы, которые бы создали для таких специалистов благоприятные условия для научной деятельности, побудив их остаться работать в своей стране. И решение этой задачи требуется уже в ближайшее время.