Эскизный проект аппарата для суборбитального космического туризма компании Armadillo Aerospace.
Минувший октябрь запомнится несколькими знаковыми событиями в истории космического туризма. Во-первых, прошел испытание в режиме свободного планирования туристический космический корабль (хотя правильнее назвать его ракетопланом) SpaceShipTwo («Космический корабль два» – англ.). Машина отделилась от своего самолета-носителя (его еще называют летающей платформой) WhiteKnightTwo («Белый рыцарь два» – англ.) на высоте 13 700 метров и совершила 11-минутный полет без включения собственных двигателей.
Напомним, что данный аппарат создается и будет эксплуатироваться компанией Virgin Galactic, основанной британским миллиардером Ричардом Брэнсоном и известным американским авиаконструктором Бартом Рутаном. Планируется построить несколько таких машин. Из восьми мест на корабле лишь два займут пилоты. Остальные шесть – пассажиры. Опять же в конце октября Ричард Брэнсон открыл первый космопорт на Земле – Virgin Galactic возвела его в штате Нью-Мексико, США, в 70 километрах к северу от города Лас-Крусес. Туристов предполагается отправлять с космопорта в суборбитальные полеты, первый старт будет дан уже в течение ближайших полутора лет. По крайней мере так предполагается.
Согласно типичному сценарию полета SpaceShipTwo, будет выведен на стартовую позицию в атмосфере на высоту около 15 километров летающей платформой WhiteKnightTwo, после чего отделится от нее, запустит собственные двигатели, разгонится до скорости свыше 4500 километров в час, поднимется на высоту более 100 километров, а затем спустится на Землю.
Вся миссия от взлета до посадки продлится около 2,5 часа. На высоте свыше 100 километров пассажиры корабля смогут обозревать Землю до 1000 миль (1609 километров) с каждого борта. Пилоты, двигаясь на скорости, близкой к скорости сваливания (минимальная скорость, на которой летательный аппарат может продолжать полет в воздушной среде), смогут удерживать SpaceShipTwo на высоте примерно 100 километров в течение 30 минут.
По критериям расположенной в Швейцарии Международной федерации аэронавтики, граница между атмосферой и космосом проходит на высоте 100 километров, а потому пассажиры SpaceShipTwo, пересекшие эту отметку, будут автоматически считаться астронавтами. Согласно заявлениям Virgin Galactic, к настоящему моменту уже 340 человек официально зарегистрировались в качестве будущих туристов для полета на SpaceShipTwo.
Вторым знаковым событием стал полет в космос┘ выигранный за банку пива. Евгений Ковалев из Санкт-Петербурга победил в конкурсе, проведенном одной из российских пивоваренных компаний и техасской компанией Armadillo Aerospace. Он должен отправиться в полет в 2012 году на суборбитальном космическом корабле, разрабатываемом компанией. Правда, машина эта, представляющая собой капсулу, которая поднимется с помощью ракеты-носителя на определенную высоту, а после спустится на парашюте, еще не построена, и если Ковалеву так и не удастся слетать на ней в 2012 году, то организаторы конкурса выплатят ему денежный эквивалент данного полета в размере 200 тыс. долл.
Интерьеры космопорта «Америка». Фото предоставлено пресс-службой Virgin Galactic |
Впрочем, в истории космонавтики это будет не первой попыткой предоставить обычному человеку возможность практически за спасибо выйти за пределы атмосферы. В 2008 году 32-летняя стюардесса одной из французских авиакомпаний Матильда Эпрон выиграла возможность бесплатно совершить суборбитральный полет на космическом корабле Rocketplane XP компании Rocketplane Kistler, съев обычную шоколадку Nestle и найдя на обертке код победителя конкурса. Увы, Kistler обанкротилась до того, как построила этот корабль, а потому Матильде выплатят стоимость ее неудавшейся космической миссии в размере 147 тыс. евро.
Эти конкурсы на первый взгляд приближают к воплощению мечту основоположника практической космонавтики Сергея Королева, который когда-то сказал: «Недалек тот день, когда в космос будут летать по профсоюзным путевкам». Но насколько суборбитальные полеты являются реальными космическими миссиями?
В массовом сознании полет в космос – это прежде всего длительное ощущение невесомости, возможность увидеть под собой поворачивающийся шар Земли. Однако ничего этого суборбитальные экскурсии не дадут. Ощущение гравитации в SpaceShipTwo будет пропадать лишь на верхушке параболической траектории его полета. Более того, если непрерывная невесомость на борту «Союза» или шаттла при полете по орбите обеспечивается действием законов физики, то ее длительность на борту туристического ракетоплана, измеряемая несколькими минутами, – мастерством пилотов, которые должны максимально точно выдерживать данную параболу. Поэтому продолжительность невесомости в SpaceShipTwo может быть в одних полетах заметно меньше, чем в других. Из-за этого некоторые пассажиры этого корабля могут почувствовать себя «обманутыми».
По мнению летчика-космонавта Сергея Крикалева, начальника Центра подготовки космонавтов имени Гагарина (ЦПК), суборбитальные экскурсии – это «подскоки», которые нельзя назвать космическими миссиями. «Я бы скорее сравнил их с высотными полетами на самолетах», – отметил он. Что же касается ощущения невесомости – одного из главных атрибутов «настоящего» полета в космос, то ее можно испытать с помощью американской компании Zero-G, предоставляющей всем желающим полеты на невесомость в специально оборудованном «Боинге-727». Машина эта делает за один рейс 12–15 парабол, создавая на борту в общей сложности до 8 минут невесомости. Стоит это развлечение около 5000 долл., что в 40 раз меньше цены билета на SpaceShipTwo или на будущую капсулу Armadillo.
Предоставляет подобные услуги и ЦПК с помощью самолета Ил-76ЛЛ. Интересно, что в ходе своих полетов Zero-G даст вам также возможность испытать лунную гравитацию, составляющую примерно одну шестую, и марсианскую – примерно одну третью от земной силы тяжести.
Окончательный вердикт – являются суборбитальные миссии полетами в космос или нет – вынесут пассажиры будущих туристических кораблей. Однако, возможно, их ощущение космоса ограничится лишь осознанием того, что они смогли пересечь его официальную границу.