Драйвером модернизации всегда и везде является система образования. Зависимость расходов на одного учащегося от уровня экономического развития региона.
Источник: "Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее", ПРООН, 2010
В Москве был представлен доклад «Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее», подготовленный российскими экспертами в рамках Программы развития ООН (ПРООН). Методологический принцип, на основе которого готовятся подобные доклады, – подсчет так называемого индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Итоги реализации целей развития тысячелетия (ЦРТ) будут подводиться ООН в 2020 году. Но для России уже сегодня можно сделать некоторые выводы. «Показатель ВВП – плохой показатель для РФ, – считает Сергей Бобылев, руководитель авторского коллектива доклада, профессор экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. – Эта модель себя исчерпала. Ориентироваться на него для Российской Федерации уже некорректно. Акцент надо делать на качественном развитии, а не на объемах нефти, газа и металлов». Действительно, упущенный экспорт РФ от высокой энергоемкости национальной экономики обходится в 100 млрд. долл. в год.
А тут еще качественное изменение параметров эпидемии ВИЧ на российских просторах. «Регионы с высокими доходами и регионы ресурсной экономики – центры развития этой эпидемии, – поясняет Наталья Зубаревич, профессор географического факультета МГУ, руководитель региональных программ Независимого института социальной политики. – Так было. И сейчас происходит процесс «передачи» этих привычек в бедные регионы. Происходит растекание эпидемии ВИЧ».
Россия могла бы сделать ставку в повышении ИРЧП на развитую систему образования: в нашей стране 47% населения имеют образование не ниже среднего профессионального. По этому показателю мы уступаем только Канаде (48%) и значительно опережаем все остальные страны. Но и в этой сфере все не так просто. «Уровень образования растет, а качество рабочей силы не растет, – отметила при обсуждении доклада Татьяна Малеева, директор Независимого института социальной политики. – Кажется, шанс на модернизацию является невостребованным, в обществе нет потребности в модернизации».
А автор первой главы – «В поисках долгосрочной стратегии для России» – профессор, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Мау высказывает и вовсе «крамольную» мысль, выделяя аспекты экономической политики в условиях постиндустриальной фазы модернизации. «Во-первых, отказ от промышленной политики в традиционном значении этого слова, то есть от попыток определения долгосрочных отраслевых приоритетов, на которых государство могло бы сосредоточить внимание и сконцентрировать ресурсы┘ На самом деле не существует объективного критерия для выделения отраслевых приоритетов┘»
А.В.