0
3265
Газета Наука Интернет-версия

22.09.2010 00:00:00

Так смеяться мог только Гинзбург

Борис Швилкин

Об авторе: Борис Николаевич Швилкин - доктор физико-математических наук, в.н.с. Физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Тэги: гинзбург, наука, вино


гинзбург, наука, вино Академик Виталий Гинзбург никогда за словом в карман не лез.
Фото Андрея Ваганова, 1996 год

Нобелевский лауреат Виталий Лазаревич Гинзбург многие годы дружил с Иваном Алексеевичем Яковлевым. Познакомились они тогда, когда Гинзбург был еще студентом физфака МГУ, на котором преподавал Яковлев. Их связывала общая многолетняя работа в журнале «Успехи физических наук», а также работа над учебниками по физике для студентов.

Профессор Иван Алексеевич Яковлев был интересным рассказчиком, обладал блистательной памятью, и ему было о чем рассказать. Его дед Иван Яковлевич Яковлев считается основателем чувашской письменности. По долгу службы он тесно соприкасался с Ильей Николаевичем Ульяновым, и они дружили не только между собой, но и семьями вплоть до последних лет. В свое время Володя Ульянов, позднее Ленин, после казни его брата – цареубийцы, сам убитый горем и подавленный семейной трагедией морально, несколько дней жил у Яковлевых в Симбирске, и они, как могли, утешали его. Однако любовь к Володе не помешала Ивану Яковлевичу позднее изречь: «Как же мог такой хороший юноша превратиться в такого разбойника?»

Иван Алексеевич был на редкость интеллигентным человеком, целиком погруженным в науку и преподавание физики и устраненным от мирских проблем. Однажды летом, в середине тридцатых годов, будущий академик Михаил Александрович Леонтович и его жена Татьяна Петровна – большие любители путешествий, пригласили его в туристический поход по Кавказу. Поскольку Иван жил в центре неподалеку от фирменного винного магазина на Тверской улице, ему поручили купить там сухое вино для похода.

По дороге в магазин Иван не переставал восхищаться сообразительностью Михаила Александровича: «Вот ведь какой умный, берет сухое вино, чтобы не таскать тяжелые бутылки!» Придя в магазин, он попросил продать ему сухого вина. «Какого?» – спросила продавщица и кивнула на огромный стеллаж, сплошь уставленный бутылками. «Вот тебе и сухое вино», – промолвил про себя сконфуженный Иван.

А уже после войны в Москве прошел слух, что в коммерческом винном магазине на Тверской улице появилась «Малага» из винных погребов поверженного вермахта. По слухам, вино это попивали немецкие генералы. Узнав об этом, кто-то из профессоров физфака попросил Ивана Алексеевича купить пару бутылок. «Очень уж хвалила это вино моя покойная мама, а я так его и не попробовал», – сказал он. Иван Алексеевич купил вино и принес его профессору. Одну бутылку тут же продегустировали сотрудники лаборатории. Однако вино, и не только Ивану, пришлось не по вкусу. «И что же в нем так понравилось маме?» – удивился профессор.

В августе 1998 года мы с женой Наташей, ничего не зная о давнишней дегустации Ивана Алексеевича, побывав в Испании, пригласили его к себе домой посмотреть видеофильм и цветные фотографии. «Заодно попробуем и знаменитую испанскую «Малагу», – обмолвилась Наташа. «Малагу?» – оживился тот, – обязательно приеду!»

Вино ему очень понравилось. «Да, – сказал он, – ведь права же была мама моего знакомого, видать, победителям после войны вместо «Малаги» подсунули немцы какой-то суррогат». Вот тут-то и рассказал Иван Алексеевич историю про вино Третьего рейха.

В 2002 году я, наконец, записал все рассказы Ивана Алексеевича и решил издать их в память о нем в виде небольшой брошюры. Зная о дружбе Виталия Лазаревича и Ивана Алексеевича, я решил показать Гинзбургу эти рассказы и узнать его мнение о них. Он разрешил мне приехать к нему в ФИАН и принял в своем крошечном кабинете, целиком заваленном бумагами и книгами. Протягиваю ему рукопись. А Виталий Лазаревич и говорит: «Да не хочу я это читать». «Вот тебе и раз», – подумал я.

Тогда я, смирившийся с неудачей своего визита, попросил его прочитать только один рассказ «Наивный дегустатор вин» – самый последний рассказ в сборнике. Виталий Лазаревич согласился. И тут вдруг случилось такое, чего я уж никак не ожидал. Прочитав рассказ, Гинзбург, видимо, представивший хорошо известного ему Ивана Алексеевича, стал хохотать, да так, что тело его начало раскачиваться во всех трех измерениях, да еще с большой амплитудой. Мне, по правде говоря, стало даже страшно за него. Так, от всей души, мог смеяться только Гинзбург.

«Оставляйте рукопись, я прочитаю, и мы ее где-нибудь опубликуем», – предложил он. В тот день я поздно вернулся домой, и жена сообщила мне, что трижды звонил Виталий Лазаревич и даже поинтересовался, не я ли жена Наташа из рассказа о «любителе вин»?

На следующий день я позвонил Виталию Лазаревичу, и он сказал мне, что ему сборник понравился, за исключением рассказа о Петре Капице, который он попросил не печатать. Виталий Лазаревич направил меня к Бенедикту Сарнову выяснить его мнение и пообещал попробовать опубликовать рассказы в журнале «Наука и жизнь», членом редколлегии которого он являлся. Сарнов одобрил идею напечатать рассказы и сделал два замечания об А.С. Пушкине и о видном деятеле ОГПУ Якове Агранове.

В журнале «Наука и жизнь» печатать не стали. Сборник «Рассказы университетского профессора», снабженный предисловием Виталия Лазаревича, позднее напечатали в издательстве физического факультета МГУ – в альма-матер Виталия Лазаревича.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Комментарии официальных органов на материал «НГ» от 02.10.24 об изменении тарифов

Комментарии официальных органов на материал «НГ» от 02.10.24 об изменении тарифов

0
440
Новое правительство Франции отложило выборы в Новой Каледонии

Новое правительство Франции отложило выборы в Новой Каледонии

Данила Моисеев

В Париже хотят перевести конфликт в своей заморской территории в экономическое русло

0
303
Потребительская эйфория сходит на нет

Потребительская эйфория сходит на нет

Ольга Соловьева

Повседневные траты населения РФ продолжают замедляться

0
467
Индия отвергла предложение создать азиатское "НАТО"

Индия отвергла предложение создать азиатское "НАТО"

Владимир Скосырев

Геннадий Петров

Инициатива, выдвинутая премьером Японии, провалилась

0
432

Другие новости