0
7344
Газета Наука Интернет-версия

23.06.2010 00:00:00

Высшая математика Арнольда

Александр Абрамов

Об авторе: Владимир Михайлович Тихомиров - профессор Московского университета имени М.В.Ломоносова; Александр Михайлович Абрамов - член-корреспондент Российской академии образования.

Тэги: арнольд, наука, математика


арнольд, наука, математика Академик Арнольд в кулуарах летней научной школы в Дубне, 2006 год.
Фото предоставлено Московским центром непрерывного математического образования

В самом начале месяца, 3 июня, наука потеряла ученого широчайшего диапазона – выдающегося математика современности Владимира Игоревича Арнольда (12.06.1937–03.06.2010). Умер он в Париже; похороны состоялись на Новодевичьем кладбище в Москве 15 июня. Мир утратил личность необычайной яркости и одаренности, чьи научные интересы охватывали огромные пространства математики и естествознания. Невозможно смириться с мыслью, что эта трагедия действительно произошла.

Сын математика

Вся жизнь Владимира Игоревича была восхождением на высочайшие вершины. Детство его прошло в окружении выдающихся личностей. Он родился в Одессе, где в Новороссийском университете у выдающегося математика С.О.Шатуновского учился его отец, ставший замечательным математиком и педагогом – первым доктором педагогических наук в СССР. Четыре поколения его родных по отцу были связаны с математикой. Среди близких родственников по отцу было также много людей, служивших на Черноморском флоте (двоюродные братья отца – пять адмиралов).

Мама Владимира Игоревича Арнольда – искусствовед по образованию. Она была племянницей одного из самых выдающихся физиков нашей страны – Леонида Исааковича Мандельштама, основоположника целой школы, среди учеников которого были будущие академики И.Е.Тамм, М.А.Леонтович, А.А.Андронов и другие. Общение с ними оказало очень большое влияние на мальчика.

В Москве Арнольды жили в одном из арбатских переулков, в самом центре города, который еще мальчиком Арнольд знал как никто. Он стал учиться в знаменитой 59-й школе, из которой вышло множество выдающихся людей, в частности, математиков, механиков и физиков. Владимир Игоревич с большой любовью вспоминал своих учителей, особенно учителя математики И.В.Морозкина, от которого он приобрел, по его словам, «первый математический опыт». Большое влияние на юношу оказало и его участие в домашнем кружке А.А.Ляпунова, носившем название ДНО – добровольное научное общество. Там обсуждались самые глубокие проблемы науки.

13-я проблема

В 1954 году Арнольд становится студентом механико-математического факультета Московского университета (в ту пору других университетов в Москве не было). «Плеяда великих математиков, собранных на одном факультете, представляла собой явление совершенно исключительное, и мне не приходилось встречать ничего подобного более нигде», – вспоминал Арнольд. При этом им были названы имена (последовательность имен принадлежит В.И.) А.Н.Колмогорова, И.М.Гельфанда, И.Г.Петровского, Л.С.Понтрягина, П.С.Новикова, А.А.Маркова, А.О.Гельфонда, Л.А.Люстерника, А.Я.Хинчина и П.С.Александрова.

Когда Арнольд учился на втором курсе, Андрей Николаевич Колмогоров объявил семинар для младшекурсников. На первом заседании, говоря о дальних перспективах, А.Н. сказал, что можно помечтать и о том, чтобы найти подходы к решению 13-й проблемы Гильберта о невозможности свести функции многих переменных к суперпозициям функций меньшего числа переменных.

А далее произошло непредвиденное: Андрей Николаевич неожиданно для самого себя с неслыханной энергией стал атаковать проблему Гильберта и сделал решительный прорыв в ее опровержении. Он доказал, что непрерывные функции многих переменных можно свести к функциям трех переменных. Последний шаг в решении проблемы Гильберта он предоставил своим последователям. Этим последователем оказался третьекурсник Арнольд.

В апреле 1957 года на столе Колмогорова лежала ученическая тетрадочка в клетку – курсовая работа студента третьего курса Владимира Арнольда. В ней была решена 13-я проблема Гильберта. Это была первая работа Арнольда, сделавшая его имя известным всему математическому миру. А затем началась череда открытий, само перечисление которых занимает несколько страниц.

В своей дипломной работе Арнольд далеко развил один колмогоровский метод в теории динамических систем. Затем дальнейшее развитие этот метод получил в работах выдающегося математика Юргена Мозера. Теория, построенная этими тремя математиками, получила название КАМ-теории – теории Колмогорова–Арнольда–Мозера. Эта теория получила многочисленные приложения к математике, механике, космологии, физике.

Арнольдом были преобразованы целые математические области. Например, «теория особенностей». В философии со времен Гегеля высказывалась идея о том, что «при переходе количества в качество» эволюционные процессы нередко совершают скачки. На этом во многом строилась «теория революций». Процессы со скачками стали интенсивно изучаться в середине прошлого века. Один из основоположников нового направления, французский математик Р.Том, предложил название – «теория катастроф».

В работах Арнольда эта теория получила выдающееся развитие. Всегда избегающий неоправданной рекламы, В.И. называет это направление «теорией особенностей», подчеркивая, что она возникла в работах Х.Уитни в 50-е годы.

Велики его достижения в естествознании – гидродинамике, космологии, теории потенциала. С увлечением и убежденностью Арнольд развивал и пропагандировал идеи Пуанкаре о том, что математика – это часть естествознания.

Педагог, путешественник, книжник

Арнольд служил своей профессии и просвещению на всех возможных поприщах. Он основал выдающуюся математическую научную школу, написал замечательные учебники (его учебник по классической механике сравнивают с величайшим произведением научной литературы – «Математическими началами натуральной философии» Ньютона), множество монографий и обзорных статей, посвященных проблемам математики. Он вел страстную борьбу против обскурантизма и примитивизации науки, за фундаментальное математическое образование на всех уровнях – от дошкольного до университетского. На всех трибунах – от выступлений в прессе до Государственной Думы.

Начиная с руководства знаменитым школьным математическим кружком в 50-е годы, Арнольд очень много внимания уделял непосредственной работе со школьниками. В 1963 году он участвует в работе первой летней математической школы, а последние десять лет ежегодно проводил на юношеских школах в Дубне. Прочитанный В.И. курс для первых выпускников ФМШ (ныне – им. А.Н.Колмогорова) стал не только педагогическим шедевром (оказывается, школьникам можно серьезно рассказать о современной математике!), но и содержал крупный научный результат. По инициативе Владимира Игоревича были созданы Московский центр непрерывного математического образования и Независимый Московский университет.

Арнольд был удостоен множества званий, докторских степеней и наград. Среди премий – премия Московского математического общества (1958; ею Владимир Игоревич особенно гордился), Ленинская премия (1965; вместе с А.Н.Колмогоровым), Крафоордская премия Шведской академии наук (1882), Харвиевская премия Техниона (1994), Государственная премия Российской Федерации (2007), Премия имени Жунь-Жуньшоу (2008; ее называют Нобелевской премией Востока).

Общая одаренность его личности проявлялась в самых разнообразных его реакциях и увлечениях. Он был необычайно ярким экскурсоводом по Парижу. Приученный с детства к велосипеду Игорем Таммом, он совершал длительные, порой – стокилометровые, велосипедные прогулки по Подмосковью и по окрестностям Парижа. При этом он и здесь совершал топографические съемки, фиксируя места, где находились поляны с грибами, щавелем, земляникой или кустарники с малиной.

По ходу дела им совершались и гуманитарные открытия (вызвало всеобщий восторг его открытие связи эпиграфа к пушкинскому «Евгению Онегину» с текстом из «Опасных связей» Ш. де Лакло).

Замечательную характеристику Арнольда дал его учитель – Андрей Николаевич Колмогоров. Будучи смертельно больным (через четыре месяца его не стало), фактически лишенный возможности говорить (его речь сковывала болезнь Паркинсона), Колмогоров продиктовал приветствие своему ученику к его 50-летию. В ту пору, когда Арнольд был невыездным и не имел крупных академических званий, Колмогоров выразил «свое убеждение в том, что происходит чествование первого советского математика, не только по силе полученных результатов, но и по темпераменту личности, по способности воспринимать новое и смелости в преодолении препятствий».

* * *

Владимир Игоревич Арнольд начал свой путь в бессмертие. Все связанное с ним – необыкновенная одаренность личности, творчество, служение человечеству – делает его образ незабываемым для всех, кому посчастливилось соприкоснуться с ним на своем жизненном пути.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1085
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
669
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1303
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1297

Другие новости