0
3872
Газета Наука Интернет-версия

09.06.2010 00:00:00

Евразия, которую мы потеряли

Марат Бисенгалиев

Об авторе: Марат Кабдушевич Бисенгалиев - историк, страновед.

Тэги: евразия, россия


евразия, россия Когда-то южной границей Маньчжурии служила Великая Китайская стена, проходившая примерно по линии раздела сухого и влажного климата.
Фото Reuters

В последние годы в нашей стране поиск «национальной идеи» стал чем-то популярным и престижным. В связи с этим на телеэкранах и в СМИ появляются люди, которые сыплют таким словами, как «примордиализм» и «хартленд», говорят об «имперском мышлении и о «евразийском пространстве». Вот что говорил один из самых видных представителей евразийской мысли – Н.И.Трубецкой. «Национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая своим национализмом.

Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию – Евразией, ее национализм – евразийством... ни панславизм для русских, ни пантуранизм для евразийских туранцев, ни панисламизм для евразийских магометан не должны быть на первом плане, а евразийство».

Евразия как расширенная Россия

Термин «Евразия» в школьном понимании возник сравнительно недавно – лишь в начале XIX века, когда Гумбольдт объединил два материка Старого Света для противопоставления их Свету Новому. Особого смысла в этом, честно говоря, не просматривается, и новая жизнь Евразии как некоей расширенной России вполне разумна. Единственная проблема – возникла эта самая новая жизнь Евразии лишь в 20-е годы, когда историческую Россию сменил большевистский СССР. В итоге евразийцы сошли со сцены практически бесследно, оставив своим идейным наследникам множество здравых для дореволюционного времени идей.

Попробуем осмыслить евразийское пространство в его целостности. Для начала придется сделать одно допущение... Лев Николаевич Гумилев, хотя и не может считаться идеологом евразийства, вполне убедительно нарисовал картину единства «Руси и Великой степи», восходящей к татаро-монгольскому игу.

Проще всего, когда границы идут по горным хребтам или, на худой конец, морям. Смело проведя линию вдоль побережья Северного Ледовитого океана, получим естественные границы России – Евразии от Мурманска до Берингова пролива.

От Аляски по цепочке Алеутских островов границы Евразии ясно тянутся до Камчатки, далее по ее берегу до Курильской гряды и упираются в японский остров Хоккайдо. На всякий случай упомяну, что всерьез японским этот остров стал лет 150 назад, не больше. Причина тому – его суровый климат, который японцы переносили крайне плохо. Да и от Сахалина Хоккайдо отделяет мелководный пролив Лаперуза, от следующего же японского острова Хонсю – глубоководный пролив Цугару.

Но вернемся на материк. Весьма важные и для современной России границы нашего Дальнего Востока проходят либо по реке Амур, либо вообще по абстрактным географическим линиям. К счастью, в момент их проведения – окончательно в 60-е годы XIX века – китайцев там было негусто, так что на данный момент они пока подтверждены еще и этнографически.

«Степь да степь кругом»

Да, российский Дальний Восток и есть сама «Великая степь», точнее – ее горная часть. Маньчжурия, колыбель накатывающих на Запад орд кочевников, имеет весьма четкие границы с трех сторон. В те же самые недавние времена, когда Хоккайдо не имел японского населения, Маньчжурия не имела населения китайского. Собственно же маньчжуры, воинственный кочевой народ, напомнили русскому писателю Гарину-Михайловскому запорожских казаков! Кстати, забайкальские казаки жили с маньчжурами и монголами достаточно дружно, чему границы вовсе не мешали. В частности, кровавый атаман Семенов даже хорошо говорил по-монгольски, и значительную часть своего времени – как до революции, так и после – проводил в Маньчжурии.

Правда, южной границы у Маньчжурии нет. Когда-то таковой служила Великая Китайская стена, проходящая примерно по линии раздела сухого и влажного климата, затем климат поменялся, а передвинуть стену не получилось. Потихоньку окитаились и маньчжуры, и сегодня мечты о «Желтороссии», звучавшие громко года так до 1907-го, представляют собой чисто исторический интерес.

Волею случая уцелела в первозданном «великостепном» виде Монголия, бывшая, можно сказать, частью единого с Россией пространства еще недавно. Следуя вдоль ее южных границ, представляющих вполне разделительную пустыню Гоби, можно незаметно попасть в Синцзян, чуждый и китайской, и евразийской цивилизациям. Дело в том, что его население исповедует ислам и считает себя частью исламского мира.

Но маленький штрих. Синцзян делится хребтами Тянь-Шаня на северную и южную части. Причем в северной находятся и значительные анклавы не столь уж исламизированного казахского и киргизского населения, и истоки рек Или и Иртыша, крайне важные для прилегающих территорий Евразии в экономическом плане. Да и климат более суров и мало способствует традиционному для исламизирующихся народов орошаемому земледелию. То есть опять налицо географическая подсказка, которую не услышали ни царские, ни советские власти.

Покинув евразийское Семиречье и следуя на Запад вдоль хребта Каратау, видим, что к югу от него находится область жаркого климата, хлопководства и ислама. К северу – зерноводческо-кочевые территории со смешанным населением, мало склонным к религиозному фанатизму.

Так происходит примерно до Аральского моря, затем границы опять приходят в пустыню, по которой могут идти любым способом аж до самого Каспия. Интересно, что область древнего поливного земледелия Хорезм, где зимой по-евразийски холодно, все равно выпадает по всем прочим параметрам из общего ряда, оставаясь органической частью исламского мира.

Пересекая Каспий, географическая линия Евразии продолжается сначала рекой Терек, а затем Главным Кавказским хребтом – кстати, заодно отделяющим и Европу от Азии. И климат к югу от него, и настрой населения, и его обычаи и нравы – все тут чужое. Далее – Черное море до дельты Дуная и политическая граница.

За Днестром жизнь другая

«Русские на Прут – турки на Серет» – так описывал действия своих «чудо-богатырей» полководец Суворов. В итоге Прут без малого 200 лет был границей России. Но вот объективные географические параметры, такие как климат и плотность населения, ясно указывают: за Днестром жизнь другая. Вообще, западная граница России-Евразии вернее всего прослеживается не по рекам и не по национальным расселениям, а по климату.

«Не наш» климат другой, мягкий, хотя вполне может быть и несолнечным (как в Прикарпатье, к примеру). При этом никаких ясных границ типа горных хребтов вполне может и не быть.

Итак, граница Евразии проходит по реке Днестр, далее – по историческим границам Подолии и Волыни, примерно составляющим нынешнюю административную границу между Львовской и Тернопольской областями и старую царскую – между Холмщиной и Люблинщиной (самая западная Волынь, на местном жаргоне «Закерзонье», окончательно потеряла свой украинский характер в 1946–1947 годах, а ее население оказалось или в СССР, или на бывших немецких территориях, переданных Польше). В Белоруссии границу провести сложнее, и, наверное, единственно правильный путь – учет национального фактора.

Вопрос о Балтике совершенно иной. Опыт включения этих народов в состав России скорее отрицательный, а в случае с эстонцами – просто невозможный. Кстати, именно с эстонцами у Евразии достаточно четкая граница – по широкому Чудскому озеру и реке Нарве. Явно неспроста!

Последний реальный рубеж мы увидим на Карельском перешейке. Но это и не старая, и не новая граница. А что-то наподобие последнего предложения тов. Сталина на переговорах 1939 года – линия «Выборг–Вуокса». К северу от нее болота превращаются в каменистую местность. Ну и народ, соответственно, под стать природе – «сумрачный», по политкорректному определению Черчилля.

Далее – безлюдный Лапландский север, который принадлежит тому, кто сильнее в данный момент.

Внутри контура

И в заключение можно заглянуть внутрь «естественно-географического контура», представляющего собой гипотетическую Евразию. Внутри его, наверное, процентов на 90 оказались народы, не принадлежащие ни к исламской, ни к китайской, ни к европейской цивилизациям. При определенных условиях они могли стать единым суперэтносом – славяно-тюркским с вкраплениями дружественных финских, кавказских (осетины, кабардинцы) и балтийских наций. А дополнительно окружить себя еще одним кольцом (правда, не сплошным) из нейтральных и дружественных народов, не принадлежащих в то время к конкурентным суперэтносам – западноевропейскому, исламскому, китайскому: латыши, литовцы, галичане, словаки, румыны, болгары, сербы, греки, грузины, армяне, иранцы, корейцы.

Впрочем, чуть не забыл упомянуть еще один народ, издавна проживавший в том числе и на евразийских просторах. Речь идет о евреях, коренных жителях Белоруссии и Украины. Их полная интеграция в западноевропейскую цивилизацию была признана последней вовсе не изначально, а только в 60-х годах XX (!) века. И досталась еврейскому народу очень дорого.

Понятно, что выходцы из Палестины вряд ли могут стать евразийцами, но не забудем о гипотезе А.Кёстлера, предположившем хазарские (то есть тюркские) корни восточноевропейского еврейства («Тринадцатое колено»), и идею А.Буровского о том, что евреи-ашкенази – в первую очередь потомки коренного населения Галиции и Польши («Евреи, которых не было»). Достаточно активное участие евреев в смешанных браках в советское время показывает, что «еврейско-славянский антагонизм» во многом надуманное явление.

Как Евразия прирастала чем попало

Довольно любопытно, что принятая в Российской империи совершенно по другому поводу классическая формула «самодержавие – православие – народность» довольно точно описывает имевшиеся в наличии пути государственного строительства. Что из этого вышло?

На шею к русскому крестьянину посадили «кавказских дворян», коими оказались аж 20% населения Грузии. Бессарабия была территорией лояльной, но румыны затаили обиду на дележ их территории между турками и русскими. О поляках и говорить нечего – наверное, не было у русского царя более неверноподданных, чем они. Что до финнов – то эта территория стала активным получателем средств из российского бюджета. Даже столицу – Хельсинки – и ту построили, можно сказать, с нуля.

Последующие результаты внешней, неевразийской политики тоже отрицательные. В соответствии с самодержавной солидарностью царь Николай I подавляет венгерское восстание. Венгры, потомки выходцев из Сибири – народ, кстати, евразийский, становятся злейшими врагами России. А спасенный Франц Иосиф II уже через пять лет отплатит Николаю черной неблагодарностью.

Перескочим через 30 лет – грандиозная балканская кампания Александра II («освободителя братьев славян»). В минусе – финансовая катастрофа российской казны, приведшая к кабальной зависимости сперва от французских банков, а впоследствии и от французских политиков. В плюсе – микроскопическая Южная Бессарабия и непринципиальные приращения на Южном Кавказе.

В результате кровопролитных и крайне затратных войн на Западе и Юге испорчены отношения со всеми соседними странами: Швецией, Германией (русская граница рядом с Берлином), Австро-Венгрией, Румынией и Турцией. Освобожденные славяне и единоверцы вовсе не жаждут быть вечными должниками освободителей и либо проводят независимую внешнюю политику, либо, попав в состав России, ведут борьбу с властью всеми возможными методами, включая террор.

Кстати, даже такой ангажированный Западом политик, как Витте, услышав ура-патриотические рассуждения придворной камарильи о том, что по итогам «победоносной войны с германцем» в состав России войдут Польша и Восточная Пруссия, буквально взвыл и спросил: «Нам что, мало проблем со своими поляками, евреями и остзейцами? Еще миллионы новых понадобились?»

Другой значительный государственный деятель – Столыпин – в план не выпавших ему 20 спокойных лет развития страны включил предоставление независимости Польше в ее этнографических границах. Мудро, хотя и мало выполнимо в окружении «имперцев».

Итог Первой мировой оказался прямо противоположным ожидаемому, а для триумфаторов-большевиков евразийские идеи не выдерживали конкуренции с мировой революцией и царством диктатуры пролетариата.

Российские власти всегда искали братьев на стороне, за пределами естественного евразийского пространства, и им активно помогали. То чужие цари, то единоверцы, то славяне, то международное рабочее движение, то мировой социалистический лагерь, то прогрессивное человечество и т.д. А свое евразийское пространство обустраивать было как-то некогда.

Изменится ли что-нибудь когда-нибудь? Хотелось бы, ведь Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана – и, может даже, Украины – в перспективе может вырасти в нечто евразийское. Будем ждать!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
565
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
576
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
461
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
314

Другие новости