Ситуация морального выбора, собственно говоря, и делает нас людьми.
Сальвадор Дали. Искушение святого Антония. Музей Royaux des Beaux-Arts de Belguca, Брюссель
В Америке идет интенсивный процесс трансформации системы ценностей. Что такое система ценностей?
В каждой культуре многие действия связаны с оценками хорошо-плохо. Помочь больному – хорошо, обидеть ребенка – плохо. Однако прикрепления к действию соответствующего ярлыка «хорошо» или «плохо» недостаточно, чтобы система ценностей нормально работала. Совершая действие с ярлыком «плохо», человек должен испытывать хотя бы маленький укол совести. Если такого укола нет, то, даже зная, что действие плохое, человек будет совершать его так же легко, как и хорошее.
Недавние психологические исследования показывают, что, выбрав «зло», человек повторяет мысленно свой выбор и только после этого принимает окончательное решение. Однако если он выбрал «добро», повторный выбор не производится... Таким образом, выбрать «добро» человеку психологически легче, чем «зло», конечно, при условии, что выбор «зла» вызывает укол совести. Люди способны испытывать такой укол, если действия, которые они совершают, оцениваются как плохие некоторым высшим авторитетом. Таким авторитетом может быть Бог, харизматический лидер или общество в целом. Тогда оценка действия становится нормой. В результате социальных потрясений может произойти разрушение системы ценностей. Многие оценки перестают быть социальными нормами и превращаются в пустые слова.
В течение последних двух десятилетий в России происходили радикальные изменения. На общественную арену вышел преступный мир со своими ценностями, потеснившими стандарты советской эпохи и дореволюционного времени. Кроме того, возникло огромное число новых ситуаций, для которых у общества не было норм. Например, как себя вести в ситуации рыночной сделки? Нормы советской эпохи требовали от человека принципиального, бескомпромиссного отношения к другому человеку, а в условиях рынка нормой должно быть стремление к компромиссу, без которого сделка невозможна.
Сейчас Россия переходит от второй этической системы, которая досталась ей в наследство от советского общества и в рамках которой серьезные конфликты между людьми разрешались вышестоящей инстанцией, к первой этической системе, где конфликтующие стороны сами могут достигнуть компромисса, не теряя лицо. Процесс перехода, однако, идет чрезвычайно медленно.
Как сделать так, чтобы укол совести происходил не тогда, когда человек заключает соглашение, а когда он драматизирует свои отношения с другим человеком? Подобные проблемы возникают не только в рамках торговли. России необходима серьезная модернизация морали. Она даже более необходима, чем модернизация экономики и промышленности.
Прежде чем обсуждать возможный путь данной модернизации, рассмотрим такую ситуацию. Молодой чиновник, выдающий некоторые разрешения, вымогает деньги у обращающихся к нему людей. Он знает, что почти все другие чиновники, работающие в его организации, поступают подобным образом, отдавая часть денег своему начальству. Такое поведение стало нормой, и чиновник не испытывает никаких уколов совести, изымая очередную порцию денег. Таким образом, действие «требовать деньги» перестало быть для него негативным. Поведение этого чиновника опасно не только тем, что он грабит людей, но и тем, что своими действиями он разрушает мораль общества. Глядя на него, и другие будут грабить, не испытывая при этом уколов совести.
Теперь представим себе, что в средствах массовой информации (Интернет, телевидение, радио) появляется текст, исходящий от общепризнанного авторитета и описывающий стандарт поведения в этом случае. Ситуация: начальник требует взымать с граждан дань. Норма: отказаться выполнять это распоряжение. Допустимый компромисс: отказаться выполнить, но дать начальнику понять, что его распоряжение не будет предано огласке.
Этот пример я привожу для иллюстрации. Только россиянин, погруженный в свое общество, может сформулировать норму поведения в такой ситуации и предложить форму компромисса. Пусть приведенный выше текст прочли чиновник и его начальник. Их поведение от этого вряд ли изменится. Однако деформация нормы может быть остановлена. Если и граждане, которым нужны разрешения, ознакомлены с этой моральной нормой, то люди, совершающие поборы, будут вызывать у них не только страх, но и презрение. Знание этого может вызвать у чиновника уколы совести.
В условиях современной России авторитетными источниками моральных норм не могут быть какие-либо лица, комиссии и организации. Источником норм может стать только все общество в целом.
Может ли общество как целое создать для себя развитую систему ценностей и систему моральных предписаний? Может. Эти предписания должны готовиться большим числом рядовых граждан и маленьких инициативных групп, на первом этапе работающих независимо. Каждый участник описывает несколько проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни, и предлагает свои варианты правильного в них поведения. Дополнительно к этому в Интернете создаются сайты, на которых участники могут помещать результаты своей работы.
Второй этап состоит в обобщении материалов, находящихся на сайтах. Итогом этой работы станет набор из сотен описаний стандартных ситуаций вместе с нормативными правилами поведения. Этот набор должен публиковаться, непрерывно корректироваться и дополняться, чтобы отражать естественные изменения моральных норм. Такая работа увенчается успехом, если в ней примут участие люди, принадлежащие различным кругам, в том числе педагоги, военные, студенты, священнослужители.
Думаю, что не только финальный результат, но и процесс массового создания свода норм будет способствовать модернизации морали.