Если бы динозавры были чуть-чуть попроворнее и успели погрузиться в Ноев ковчег, то, возможно, наша сегодняшняя жизнь выглядела именно так.
Джеймс Гурни. «Динотопия». Источник: dmt-nexus.com
Недавно в Нью-Йорке вышла книга эволюционного генетика Чикагского университета Дж. Койна «Почему эволюция истинна» (J.Coyne «Why Evolution is True», 2009). Автор начинает с того, что все хотят знать об эволюции, но мало кто осмеливается простым доходчивым языком объяснить, что же это такое. В этот естественный зазор и «пробирается» креационизм.
Койн признает, что современные эволюционисты ведут нескончаемые споры вокруг главной проблемы видообразования, про которое сам Дарвин не сказал ничего определенного. Ей была посвящена большая статья в журнале Nature, вышедшем через месяц после дня рождения автора «Происхождения видов». В ней приводится ответ знаменитого эволюциониста Дж. Холдейна, который на вопрос теологов о Создателе – Сreator – ответил, что тот «имел неординарную любовь к жукам», создав больше всего их видов!
Название терминов «креационизм» и «креативность» происходит от латинского «креаре» – «создаю» и «созидаю», «творю» и «выращиваю». Креационизм имеет еще и другое название – «Разумный замысел» – Intellectual Design. Главный аргумент в этой концепции – необычайная сложность живого мира. Она настолько многоуровневая – биосфера и человечество, отдельный организм и его клетка, цитоплазма и ядро, хромосомы и геном, отдельный ген и кодируемый им протеин, – что не могла, мол, быть создана случайным образом и лишь под действием «вульгарного» отбора.
Современный креационизм ведет свое начало от книги Г.Морриса «Научный креационизм», увидевшей свет в 1974 году. За шесть лет до этого в Принстоне был удостоен докторской степени голландец Н. Рупке, участвовавший в раскопках, проводившихся адвентистом Коффином, по совместительству членом американского «Геологического общества Потопа». Моррис, кстати, был соавтором книги «Потоп Творения». Рьяные сторонники креативного Потопа исходят из находки 1908 года, когда на меловой террасе реки Паллукси, что течет в южном Техасе, были найдены трехпалые следы древнего┘ динозавра, пробежавшего по илистому берегу около 120 миллионов лет назад!
Об удивительной находке – первых следах динозавров, ставших известными палеонтологам, – благополучно забыли до 1960 года, когда вышла книга «Потоп от времен Сотворения», в которой авторы ничтоже сумняшеся заявляли, что среди трехпалых динозавровых отпечатков видны и┘ человеческие следы! Не смущало «сотворенцев» и то, что размер стопы древних гигантов мысли – «перво-Адамов» – достигал 15–20 дюймов, то есть полуметра и больше. Весь этот креативный дизайн был направлен против Дарвина.
Все доводы креационистов были развенчаны в 1986 году на специально созванной конференции, посвященной следам на реке Паллукси. Оказалось, что пальцы, отпечатавшиеся в меловой породе, имели когти, что у человека не может быть по определению. Моррис, принявший вместе с другими креационистами участие в конференции, признал, что «в настоящее время нет научных свидетельств, доказывающих наличие следов человека на берегах Паллукси». Он также посоветовал своим коллегам «не использовать следы Паллукси в качестве доказательства против теории эволюции». Казалось бы, что все разрешилось самым естественным образом, однако, как выяснилось, «жив курилка».
Креационисты тоже читают статьи молекулярных биологов. Сторонники интеллектуального дизайна использовали в качестве довода непознаваемой сложности замысла Создателя молекулярное строение белкового «мотора», обеспечивающего движение бактериального жгутика. В течение нескольких десятилетий, прошедших с момента появления первых электронно-микроскопических снимков этого самого мотора, креационисты использовали их в качестве довода «против Дарвина» и как свидетельство акта божественного созидания.
И вот накануне дарвиновского юбилея в журнале «Тенденции в микробиологии» выступил Л.Снайдер из Бирмингемского университета со статьей «Разнообразие бактериальных жгутиков и эволюция». В ней он описал гомологию, то есть биологическое родство, между протеиновым компонентом жгутикового мотора и белком – транспортером магниевых ионов, проводящим в клетку необходимый ей магний. Так ученым приходится «защищаться» от людей, использующих биологическое невежество публики, чтобы морочить ей голову заявлениями о неспособности природы за миллиарды лет создать сложные структуры.
Креационизм пришел к нам из-за океана, поскольку в тех же США с ним довольно жестко борются, пресекая всякие попытки его проникновения и протаскивания в государственные школы. Не далее как в 2005 году Верховный суд страны решительно отклонил резоны и доводы сторонников Разумного плана, который был объявлен принадлежностью креационистов и их религиозных предшественников, поэтому не может преподаваться в школе. Хотелось бы, чтобы и наши дети, учащиеся государственных школ, были ограждены от всего этого, а просто изучали органическую эволюцию живого и неорганическую, которая постоянно идет в глубинах Вселенной.