В Канаде в экзаменационных тестах обязательно есть вопросы по болезни слона, мышки или лягушки.
Фото из архива автора
В конце апреля в Москве пройдет Международный ветеринарный конгресс. Съедутся тысячи российских ветврачей, лучшие мировые специалисты сделают доклады и проведут мастер-классы. Все это организует Ассоциация практикующих ветврачей, которая уже больше пятнадцати лет фактически занимается постдипломным образованием в ветеринарии.
Тема ветеринарии не так часто появляется в СМИ, а если и появляется, то только в связи с какими-то чрезвычайными ситуациями. Между тем ветеринарное благополучие в той или иной стране – неотъемлемый элемент нормального развития общества в целом. Я бы хотел затронуть только одну сторону проблемы – поговорить о проблемах высшего ветеринарного образования.
Сегодня в отечественной ветеринарии сложилась парадоксальная ситуация. В России сейчас больше ветеринарных факультетов, чем во времена Советского Союза. Если в 1995 году ветеринарных врачей готовили в 34 вузах Минсельхоза, то за последнее десятилетие к ним прибавилось еще девять, не считая шести вузов, подведомственных Минобрнауке РФ.
С другой стороны, в клиниках и хозяйствах вакансии ветеринарных врачей есть, и руководители сетуют, что не могут их заполнить.
Да, у нас был перекос в ветеринарном образовании – в сторону продуктивного животноводства. Но сейчас нет полноценных кадров и для него. Птицефабрики, крупные животноводческие комплексы тоже не могут найти себе нормального врача.
У меня есть коллекция перлов из ответов студентов ветеринарных специальностей на экзаменах. «Сердце у животного болит, когда оно волнуется». Точка. Это – все познания. Симптомы отравления поваренной солью: «Животное упирается головой в стенку или кормушку». Признак мочекаменной болезни: «Выпученный живот». Такие детские, совершенно неграмотные ответы дают иногда почти готовые специалисты!
Выражая мнение ветеринарного сообщества, скажу: уровень подготовки выпускников недостаточный и они не готовы к самостоятельной работе – ни в области ветеринарии сельскохозяйственной, ни в обычной частной практике ветеринарии мелких домашних животных. То есть попросту не соответствуют своему государственному диплому: «Специальность 111201 – Ветеринария. Квалификация – Ветеринарный врач широкого профиля».
Конкурс на ветеринарные факультеты сильно упал – 1,1–1,3 человека на место, 2–3 – это уже событие. В некоторые вузы берут почти всех подавших документы.
Ветеринарной общественности и государству следует осознать опасность некачественной подготовки ветеринарных специалистов. Неграмотный специалист не способен защитить государство от заноса инфекций из-за рубежа, не может качественно провести ветеринарно-санитарную экспертизу. И надо понимать, что это – угрозы не только для животного, но и для человеческого населения страны. Поскольку ветеринарный контроль – часть системы продовольственной безопасности страны.
Сегодня в высших учебных заведениях практически не преподают предметы, связанные с системой государственного ветеринарного надзора. Подготовка специалистов для работы в Россельхознадзоре не соответствует современным реалиям.
Каковы причины упадка нашего ветеринарного образования?
С моей точки зрения, происходит элементарное распыление средств. Нет ни одной столицы мира, кроме Москвы, где в одном городе находятся три ветеринарных вуза! Да и вокруг Москвы тоже порядочно вузов, где вас возьмутся учить на ветврача. И каждый регион, каждый субъект РФ считает за благо иметь сельскохозяйственный вуз – и в нем ветеринарный факультет.
Прием «мелких домашних животных» ведет доктор Сергей Середа. |
В то же время многие заслуженные ветеринарные высшие учебные заведения не имеют не то что современной, а просто минимальной базы. Зачастую один и тот же преподаватель совмещает, например, эпизоотологию, паразитологию, акушерство и бог знает что еще. Но в вузе не может быть многостаночников, там нужна узкая специализация преподавателей. И если в Московской ветакадемии это как-то еще соблюдается, то на периферии ветеринарные вузы находятся в катастрофическом состоянии.
К примеру, у нас сегодня практически не осталось специалистов по лечению лошадей, утрачена школа. Хирургов для сложных операций приходится приглашать из-за рубежа. Нет анестезиологии – предмета такого нет. Как, впрочем, нет и хороших анестетиков (не только для лошадей – для любых видов животных – диких, домашних, сельскохозяйственных). Ингаляционный наркоз? Для крупных животных даже оборудования такого нет – ни в одном вузе. Нет ультразвуковой аппаратуры и нормальных электрокардиографов для спортивных лошадей, и беговых дорожек, где нагрузку определяют.
У нас единственная страна, где еще сохраняется заочное ветеринарное образование. Академик Скрябин как-то сказал: «Вы ляжете на операционный стол к хирургу-заочнику? Нет, никогда!» А у нас животных оперируют и лечат люди, которые раз в год приезжают на месячные сессии, где они должны научиться оперировать, изучить эпизоотологию, а остальное должны постичь самостоятельно.
За последние 15 лет российские ученые не представили ни одного доклада на Всемирный ветеринарный конгресс по болезням мелких животных, единицы сделали это по болезням продуктивных животных. Мы не можем никого послать обучаться в другую страну, потому что люди не знают иностранных языков.
Меня часто упрекают, что я сужу обо всей системе подготовки ветеринарных кадров с точки зрения специалиста по мелким домашним животным. Но, я считаю, нельзя раздирать живую специальность на части. Это одна и та же профессия. В той же Канаде в экзаменационных тестах обязательно есть вопросы по болезни слона, мышки или лягушки.
Да, на самом деле во всем мире 70% ветеринарных специалистов занимаются pets – домашними любимцами. Сейчас на нас уже не смотрят, как на изгоев, хотя еще не понимают, какую роль домашние животные стали играть в современном обществе. Но это не значит, что надо давать знания только по мелким домашним животным.
Наша страна уже подписала Болонское соглашение о двухуровневой программе высшего образования. Как будут на нее переходить – неизвестно. Мне говорят: да зачем это надо, у нас особый путь. Я не считаю количество уровней принципиальным. В Канаде, например, ветеринарное образование двухуровневое – что, там врачи хуже, чем у нас? Главное, чтобы хороших специалистов готовили. Пусть мы отличаемся от всех, но давайте отличаться в лучшую сторону!