ВСТУПЛЕНИЕ
Вода - прекрасный растворитель. И может растворяться в других жидкостях. Вода и керосин образуют молекулярный раствор, при котором молекулы воды располагаются в пространстве между молекулами керосина. Чем более нагрет керосин, тем больше в нем может быть растворено воды. При понижении температуры керосина вода выделяется в виде микрокапель или в виде микрокристаллов (при отрицательной температуре). Она может собираться в небольшие капли или небольшие снежинки и оседать на дно емкости, либо находиться во взвешенном состоянии в объеме керосина. При понижении температуры ниже 0˚С микрокапли также замерзают. В расходных баках самолетов установлены струйные насосы, создающие турбулентное течение, которые подхватывают капли или льдинки и не дают им накапливаться на дне бака, чем обеспечивается нормальная подача топлива в баки. Эти процессы достаточно изучены. Определено возможное количество растворенной воды в керосине, установлены нормы для нормального обводненного керосина, имеются индикаторы, которые реагируют на воду, и в зависимости от изменения их цвета определяется пригодность керосина. Этими же индикаторами проверяется керосин в топливозаправщиках и в баках хранилищ керосина. Проводятся летные испытания систем топливопитания самолетов с введением воды в керосин в 2-3 раза больше, чем нормируемое значение. Все эти испытания самолет Ан-124 выдержал и получил право летать.
Нашими исследованиями было доказано, что в реальных условиях воды в керосине может быть в десятки раз больше нормированного значения. Несмотря на то, что помпажи двигателей при взлете самолета в г.Иркутске произошли на взлетном режиме двигателей, членами Госкомиссии собирались «в одну корзину» все зафиксированные помпажи, на любом режиме двигателя, в том числе и по доводке двигателя, для того, чтобы доказать возможность одновременного выключения двух двигателей. Т.е. работа Госкомиссии была тенденциозной.
НАДО ВОСПРИНИМАТЬ ДОВОДЫ ДРУГИХ
Наша версия о том, что в топливе самолета, взлетавшего в г.Иркутске, было глубоко нештатное количество воды, превратившейся в льдообразования при температуре минус 22˚С, и что эти льдообразования перекрыли топливные фильтры баков либо саржевые фильтры теплообменника, не воспринималась специалистами, учеными в том числе, и разработчиком самолета Ан-124.
Все обстоит гораздо сложнее. В химии и физике ничего не говорится о внутримолекулярных растворах пара воды и о том, что этот пар может великолепно растворяться в воде и керосине. И самое главное - НЕЗНАНИЕ, ЧТО НА ЭТОТ РАСТВОР НЕ РЕАГИРУЮТ ИНДИКАТОРЫ ВОДЫ ДО КОЛИЧЕСТВА (ВЕСОВОГО) ВОДЫ ВНУТРИМОЛЕКУЛЯРНОМ РАСТВОРЕ ПРЕВЫШАЮЩЕМ НОРМИРУЕМОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО В 10 РАЗ.
А раз об этом не знали, то и не принимались соответствующие меры на тот случай, если этого пара в керосине окажется слишком много. При изучении высказанной нами версии на предприятии, в лабораториях и на стендах, практически круглосуточно, в течение 102 дней велись всевозможные испытания и исследования.
Результаты этих испытаний и исследований передавались Государственной комиссии, но ничего не было принято во внимание.
Складывалось впечатление, что мы говорим с глухими┘ А возможно, эти отчеты даже не читали.
НАШИ АРГУМЕНТЫ
Нами было спроектировано, изготовлено большое количество установок и устройств (в том числе и довольно сложных), оборудованных системами и датчиками для записи процессов, были засняты на видеопленку многие процессы, с общей продолжительностью записи более 300 часов. При этих исследованиях было установлено, что керосин, словно губка - воду, поглощает пар воды. При прохождении теплого пара воды над поверхностью керосина, он поглощался в таком количестве, что за определенное время (если перевести его в воду) в керосине оказывалось воды в 100 раз больше нормированного значения. При том же времени пропускания пара, при нормальной температуре над поверхностью керосина, в керосине оказывалось воды в 10 раз больше нормированного значения. Вне всякого сомнения, если бы время пропускания этого пара было увеличено в 10 раз, то керосин бы приобрел воды в 100 раз больше нормированного значения. Т.е. здесь действует накопительный процесс.
Был поставлен простейший опыт. В цехе была оставлена открытая емкость с качественным керосином на ночь. Утром вынесена на мороз, и вода была выморожена, лед взвешен. Его оказалось примерно в 3 раза больше нормируемого значения воды в топливе. А если перевести на вес льдообразований при турбулентном течении в баке – то льдообразований было бы более чем в пять раз больше по весу, чем нормируемое значение воды в топливе.
КЕРОСИН ОБЛАДАЕТ СПОСОБНОСТЬЮ НАКАПЛИВАТЬ В СЕБЕ ВОДУ.
Выше было сказано, что это внутримолекулярный раствор пара воды, и что на него не реагируют индикаторы воды. Керосин при этом изменял цвет (темнел). При охлаждении керосина происходила конденсация пара воды, вода опускалась на дно бака, при отрицательной температуре - замерзала.
Собранный лед взвешивался, и вес этого льда сравнивался с нормированным значением. Отчеты об этих экспериментах имеются и передавались Госкомиссии. Если процесс охлаждения керосина проходил при включенных струйных насосах, т.е. при турбулентности, во всем объеме керосина в баке появлялись своеобразные льдообразования величиной от малых кристаллов до 5 мм ( в объеме).
Эти льдообразования при сливе керосина также собирались и взвешивались. Такие же льдообразования получались и при распылении на поверхность керосина воды, и при вбрасывании инея. То есть здесь уже изучалось, какие будут идти процессы, если попадет в расходный бак эмульсия, состоящая из воды и топлива. Взвешиванием установлено: при сливе керосина из бака через шелковый фильтр вес этих своеобразных, типа спрессованного снега, льдообразований был примерно в 1,6 раза большим, чем вводилось пара или снега в виде эмульсии. Часть кристаллов проходила через шелковый фильтр, потому что слив керосина производился через фильтр, находящийся в комнате. Кристаллы, задержавшись, быстро таяли и проходили через фильтр в виде воды. Это были своеобразные льдообразования, двухкомпонентные – состоящие из керосина и воды. Здесь уже приняли участие внутримолекулярный раствор пара воды и внутримолекулярный раствор пара керосина. Пар керосина, так же, как и пар воды, мог существовать только в виде внутримолекулярного раствора, т.к. температура была ниже кипения керосина, при котором мог существовать чистый пар керосина. Если в керосин добавить антикристаллизационные присадки, то при температуре ниже 8-9˚С образовывались тестообразные коричневого цвета образования. К сожалению, взвесить такие образования нам не удавалось, так как при выемке их из раствора на поверхность третий компонент таял буквально мгновенно.
Из сказанного выше следует: из-за того, что мы не могли взвесить малые кристаллы льдообразований, можно утверждать, что вес двухкомпонентных льдообразований должен быть в 1,8 раза больше, чем воды (вес воды плюс вес керосина). А вес трехкомпонентных образований должен быть приблизительно в 2,7 раза больше веса воды (вес воды плюс вес керосина, плюс вес антикристаллизационной присадки).
До проведения исследований мы не встречали в литературе упоминания об образовании двух- и трехкомпонентных льдообразований. Это для нас было открытием.
Исследования велись не только в лабораториях, но и на испытательной станции. Там в испытательном боксе была оборудована топливоподача в двигатель, такая же, как на самолете, с таким же баком, с таким же объемом и длиной трубопроводов, как на самолете до средних двигателей. Бак имел самолетные системы, насос, струйные системы, фильтр, дно бака имело стрингеры. Нами были исследованы все виды льдообразований, со всеми кристаллизационными присадками, изучены процессы перекрытия топливных фильтров в расходном баке и саржевых фильтров в теплообменнике, установленных на двигателе. Процессы таяния льдообразования и их скопления на дне баков - на многочисленных фото фиг.2.1; 2.2. Вы видите фотографии о сказанном нами выше.
Скопление льдообразований на дне бака. |
Скопление льдообразований на входе в баковый насос. |
Некоторые члены Госкомиссии приезжали на предприятие, изучали отчеты, присутствовали на испытаниях. Они признавали результаты наших испытаний, но все заканчивалось так: «Где и откуда взялась вода? Ведь керосин был заправлен кондиционный, при контроле качества в керосине, сливаемом с баков для проб, не обнаружено воды. Ваши испытания интересные, но они не имеют отношения к событиям в г. Иркутске». Такое дремучее непонимание и нежелание понять можно объяснить только одним: «Должно быть так, как мы посчитаем нужным».
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ?
При сливе керосина через установленный в баке самолетный фильтр льдообразования забивали полностью ячейки фильтра. Но при этом керосин просачивался, и нами было установлено минимальное количество просачивающегося через забитый фильтр керосина. Это происходило при отрицательной температуре топлива.
При повышении температуры топлива до, приблизительно, 0˚С- минус 1-2˚С все льдообразования, которые находились на дне, отрывались от дна и благодаря турбулентному течению, создаваемому струйными насосами, снова разбивались примерно на такого же размера льдообразования, и при сливе керосина происходило забивание этими льдообразованиями сетки фильтра. Таким образом, забивание фильтров льдообразованиями возможно при охлаждении керосина до минусовых температур и при нагреве его от минусовой температуры до температуры около 0˚С и минус 1-2 ˚С.
КАК ВЕДЕТ СЕБЯ ВОДА
Было изучено также, как ведет себя вода, оказавшаяся на дне бака при положительных температурах керосина, При сливе керосина из бака даже мелкие капли воды, находящиеся на дне, не реагировали никоим образом на слив, даже если они располагались от сливной воронки всего на 2 см. Т.е. при сливе воды из бака необходимо, чтобы работали струйные насосы, и тогда в сливаемом керосине может оказаться вода.
Однако, даже при турбулентных течениях, вода, находящаяся в межстринговых пространствах бака, оставалась, часть ее перетекала через отверстия в стрингерах, и, конечно, абсолютно ясно, что при отрицательных температурах керосина эта вода замерзнет. Это была вода и своеобразный раствор воды.
Необходимо отметить, что эти исследования велись в баке, равном по объему расходному баку самолета, в котором был вмонтирован самолетный фильтр, а также были установлены струйные насосы. Дно бака сначала было ровным, а затем были установлены стрингеры такие же, как в топливном баке. Эти испытания велись и в меньших баках.
На фиг. 2.3 показано фото с парящими в топливе льдообразованиями.
Парящие льдообразования в топливе. |
ОТСТУПЛЕНИЕ № 14
Незнание и результаты незнания
Так как индикаторы воды, до определенного значения, не реагируют на внутримолекулярный пар воды, и керосин не вымораживался с целью исследования, сколько в нем воды, совершенно не было известно, какой керосин находится в баках самолета, какой - в топливозаправщиках, какой он в емкостях хранилищ керосина. Госкомиссией утверждалось, что везде был керосин кондиционный. Как можно говорить о кондиционности керосина, не зная, что такое пар воды, сколько его может быть растворено в керосине, не зная накопительных процессов, происходящих при соприкосновении керосина с паром воздуха, не зная об образовании двух- и трехкомпонентных льдообразований, каких они могут быть размеров и как льдообразования могут перекрывать фильтр, какие при этом могут происходить изменения в топливе, поступающем в двигатель, и какие будут последствия при работе двигателя на этом топливе. И на все эти вопросы у нас были ответы, и были отчеты, но Госкомиссией не принимались во внимание.
ОТСТУПЛЕНИЕ № 15
Что надо знать и помнить
1. Пар воды при соприкосновении с поверхностью керосина поглощается керосином (растворяется в нем).
Этот растворенный пар при переводе в воду может в десятки раз превышать нормируемое значение воды в топливе.
2. На внутримолекулярный раствор пара воды в топливе, до определенного количества пара, НЕ РЕАГИРУЮТ ИНДИКАТОРЫ ВОДЫ. Для индикаторов воды – пар этот невидим.
3. На сегодня есть только один способ определить количество
воды в топливе: замораживанием керосина до температуры топлива ниже минус 10 ˚С при отстое. Льдообразований, осевших на дне, будет по весу приблизительно на 10% больше, чем воды в топливе – это потому, что при оседании на дно капли воды, кристаллы движутся и образуют, в малом количестве, двухкомпонентные льдообразования.
4. При сливе топлива из баков на отбор проб, вода, находящаяся на дне баков, не сливается вместе с керосином, даже капли воды, находящиеся на расстоянии 2 см от сливаемой воронки, не реагируют на слив керосина.
5. Для того, чтобы в сливаемом топливе появилась вода, топливо в баке необходимо турбулизировать, т.е. включить струйную систему.
6. Размер многих льдообразований в керосине может достигать размеров больших, чем ячейки фильтра (3х3 мм или 3,5х3,5 мм), и они могут забить фильтр топливных баков, а мелкие кристаллы льдообразований могут забить саржевые фильтры теплообменников. Об этом будет сказано в следующем разделе.
7. Вода в топливе, антикристаллизационные присадки, не образуют с керосином стойкие растворы, и поэтому при стоянке самолетов оседают на дно баков, при отрицательных температурах - замерзают. А при температурах около плюс 2˚С – минус 2˚С могут отставать от дна, турбулентными течениями при работе струйных систем разбиваться на льдообразования, и могут перекрыть топливоподачу в двигатель.
Влияние льдообразований и воды на работу двигателей и последствия будут изложены в разделе, где будет говориться о работе двигателя.
Необходимо также помнить, что льдообразования в топливе возникают при попадании инея со стенок баков и при образовании эмульсии воды и топлива. Вес этих льдообразований будет при двухкомпонентных льдообразованиях в 1,8 раза больше веса воды или инея, попадающих в керосин, и в 2,7 раза больше веса воды и инея - при образовании трехкомпонентных льдообразований.
Все, что говорилось в этом отступлении, доказано при наших исследованиях и имеется в отчетах.
ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
Ранее было доказано, что воде присущ ее спутник, внутримолекулярный раствор пара и воды, который при растворении в воде образует раствор воды и пара воды. Как следует из раздела об образовании раствора воды и керосина, керосин, так же, как и вода, имеет своего спутника - внутримолекулярный раствор пара керосина и керосина. И он также растворяется в керосине. Нетрудно догадаться, что двухкомпонентный лед образуется при взаимодействии внутримолекулярного раствора воды и внутримолекулярного раствора пара керосина. А это уже говорит о многом.
Природные явления происходят по строгим правилам. Для обобщения достаточно изучить одно явление и далее сформулировать уже закон в глобальном виде.
ОТКРЫТИЕ № 4
Всякой жидкости присущ внутримолекулярный раствор пара и этой жидкости, и образованию молекулярного раствора этой жидкости и внутримолекулярного раствора пара этой жидкости.
ОТКРЫТИЕ № 5
Всякое твердое тело, которое прежде чем затвердеть, находилось в жидком состоянии, образует молекулярный раствор этого твердого тела и внутримолекулярного раствора пара этого тела.
Открытия № 4 и № 5 могут иметь практическое значение, и особенно большое значение может иметь открытие № 5 ,т.к. при «размораживании», т.е. при превращении твердого тела в жидкость, и при последующем затвердении могут измениться его характеристики. Т.е. это тело может стать «живым», т.е. - лучшим.
Примечание. Многие из этих открытий мною были опубликованы в журнале «Авиапанорама» за май-июнь 1998 года, в журнале «Авиация и время» № 3 за 1998 г.