В честь 200-летия со дня рождения выдающегося британского ученого Чарльза Дарвина и 150-летия выхода его главного труда "Происхождение видов путем естественного отбора" – одной из важнейших книг в истории науки, в Англии была выпущена юбилейная двухфунтовая монета. На ней "лицом к лицу" – Дарвин и обезьяна.
Буклет с юбилейной монетой
В 1831 году 22-летний англичанин Чарльз Дарвин был зачислен в качестве натуралиста в команду исследовательского корабля «Бигль» (Beagle), направлявшегося к берегам Южной Америки для проведения картографических измерений. Вместо запланированных двух лет экспедиция заняла почти пять лет. Дарвин увидел самые отдаленные уголки планеты – Южную Америку, Фолклендские и Галапагосские острова, Австралию, острова Индийского океана.
Джентльмен-натуралист без жалованья
Он только что окончил колледж Христа в Кембридже. Ему светила карьера священника. И хотя он интересовался ботаникой, став учеником и последователем Джона Генсло, кембриджского профессора ботаники и директора университетского ботанического сада (а также прослушал курс геологии профессора Адама Седжвика), еще ничем заметным на этом поприще себя не проявил. Как же Дарвин попал на «Бигль»? Оказывается, как... «джентльмен-натуралист», без жалованья.
Официальный натуралист «Бигля» уже был назначен – старший врач корабля Роберт Маккормик. Правила морского этикета запрещали близкие контакты капитана с офицерами и экипажем, будучи аристократом, потомком короля Чарльза II, чем весьма гордился, капитан Роберт Фицрой нуждался в образованном компаньоне-собеседнике равного с ним социального происхождения и статуса – иначе он был бы вынужден обедать в течение всего вояжа в одиночестве. Компаньонство предложили нескольким известным ученым (в том числе учителю Дарвина – Генсло), которые по различным причинам отказались. Генсло рекомендовал Дарвина, как нельзя лучше подходившего для этой цели: образованный и религиозный молодой джентльмен, питающий интерес к естественной истории.
Перед отплытием Фицрой передал Дарвину только что вышедший первый том «Основ геологии» Лайеля об эволюции горных пород – поскольку сам весьма интересовался геологией. А буквально через несколько месяцев Маккормик оставил корабль и Дарвин стал единственным натуралистом «Бигля».
Во время путешествия он периодически посылал в Кембридж образцы флоры и фауны, писал Генсло, который помогал ему советами и представлял дарвиновские находки в британские научные общества. Дарвин отослал в Англию более 529 видов и 3907 образцов! (Многие из них и сейчас хранятся в музейной коллекции Кембриджа.) В итоге ко времени возвращения в Англию он уже был известен в научных кругах.
После возвращения в Англию Дарвин обрабатывает образцы и изучает свои путевые заметки. В 1838 году Дарвин знакомится с нашумевшим и шокировавшим викторианское общество трактатом английского экономиста Томаса Мальтуса – «Опыт о законе народонаселения» (1803). Мальтус постулировал, что общество основано на борьбе, поскольку численность населения растет в геометрической прогрессии, а ресурсы – лишь в арифметической. В конце концов ресурсы истощатся вовсе. Эта апокалипсическая перспектива сдерживалась, по Мальтусу, войнами, голодом, болезнями.
Для Дарвина, как он писал, не было ничего легче, чем принять «универсальную правду борьбы за существование». Он понял, что мальтусова конкуренция – тот механизм, который объясняет эволюцию. Что выживают лучшие из лучших, наиболее приспособленные к среде. Что природа – не неизменная гармония со дня сотворения, а виды могли и могут сменять друг друга и уходить в небытие. Отправная точка дарвинизма была найдена.
Вскоре Дарвин женился на своей кузине Эмме Веджвуд, они переезжают в поместье Даун Хаус (графство Кент), где он работает над теорией эволюции в течение 20 лет. За это время он стал известным специалистом по усоногим ракам, получив медаль Королевского общества за работу по их систематике. Но ничего по эволюции не публикует, боясь неприятия общества. Боялся он и церковного осуждения. И не беспричинно, как увидим.
Два автора одной теории
Дарвин мог бы работать еще годы и годы над своей «Длинной рукописью» – это был уже третий вариант его труда. Он написал уже около полутора тысяч страниц, когда в мае 1858-го он получил статью от Альфреда Уоллеса из Индонезии – малоизвестного еще зоолога, который пришел к тем же выводам, что и Дарвин. Уоллес просил у Дарвина содействия с публикацией в лондонском журнале. Дарвин по совету друзей срочно готовит свою статью для публикации – абстракт из «Длинной рукописи» и посылает обе статьи – свою и Уоллеса – в Линнеевское общество в Лондон. Первого июня 1858 года на заседании Общества было представлено два автора – Дарвин и Уоллес и две статьи, вскоре напечатанные.
А в ноябре 1859 года Дарвин публикует «Происхождение видов». Уоллес мало-помалу уходит из поля зрения, добровольно отдав пальму первенства маститому ученому. Если вначале он признавался как равноправный соавтор, то XX век полностью сдвинул фокус на Дарвина. Но вопрос – насколько концепция Дарвина была сформирована им до получения статьи от Уоллеса, циркулировал в научных кругах.
Нынешний юбилей вновь поднял вопрос не только о возможном влиянии Уоллеса, но даже и о его возможном приоритете. Об этом – недавно выпущенная книга Роя Дэвиса, бывшего продюсера научной программы Би-би-си, над которой он работал 12 лет. А британский юрист Дэвид Холлмарк нанял специалистов для компьютерного анализа трудов и писем обоих ученых и намерен вскоре представить результаты. Но виток истории уже произошел – и мы возвращаемся к истории завоевания мира «Происхождением видов».
Первый тираж (1250 экз.) был продан мгновенно – явление небывалое для научного труда. Уже через два месяца книгу снова переиздали. Но одновременно нарастала и критика.
Тем не менее новое учение постепенно овладевало умами. Томас Гексли, ближайший друг Дарвина и проповедник дарвинизма (он и ввел этот термин) выразил настроение умов в следующей фразе: «Дарвин или пророк Моисей – третьего не дано».
Легендарный корабль «Бигль», на котором Дарвин совершил свое кругосветное путешествие. Вытащен на берег в устье реки Санта-Крус. Рисунок Ч.Мартенса |
Русский подбор
Принцип борьбы за существование как движущей силы эволюции – да и сам Мальтус (автор термина «борьба за существование») – никоим образом не был созвучен русской ментальности. Первый полный перевод Мальтуса на русский язык появился лишь в 1868-м – четыре года спустя после первого перевода «Происхождения видов». Но его идеи неоднократно обсуждались в российской периодической печати.
Лев Толстой в трактате-завещании «Так что же нам делать?» так отзывается о Мальтусе: «Весьма плохой английский публицист, сочинения которого все забыты и признаны ничтожными из ничтожных». Николай Чернышевский проверяет его расчеты и показывает их математическую несостоятельность. А Владимир Одоевский в «Русских ночах» говорит, что «Мальтус есть последняя нелепость в человечестве»...
Так же русские дарвинисты воспринимали введение мальтузианства в теорию эволюции – как ошибочное и неприемлемое. Известный биолог Николай Данилевский характеризовал труд Дарвина «чисто английским, включающим в себя не только все особенности направления английского ума, но и все свойства английского духа».
Если для Дарвина и других ведущих британских эволюционистов выражение «борьба за существование» было обращением к здравому смыслу, а приспособленность означала вытеснение конкурента, то первые русские дарвинисты понимали приспособленность как взаимоприспособление. В первых переводах на русский язык дарвиновский термин был переведен как подбор. Подбор как выбор природой тех или иных особей для поддержания «дивного строя» природы.
В конце XIX века появился новый перевод дарвиновского труда, выполненный Климентом Тимирязевым; в нем уже правильно использовался термин отбор. Но отношение к роли конкуренции в эволюции долго не менялось. (Интересно, что выдающийся русский мыслитель Александр Богданов, создатель науки тектологии – первой общесистемной теории, уже в 20-е годы прошлого века как один из стержневых системных принципов использовал архаический к тому времени термин русского дарвинизма – подбор. По его мнению, именно подбор соответствовал и истинному смыслу дарвинизма.)
Что служило причиной такого различного восприятия природы в России и в Британии? Князь Петр Кропоткин, выдающийся русский мыслитель, географ, биолог и теоретик анархизма отмечал, что в Сибири они «тщетно искали того обостренного соперничества между животными одного и того же вида, к которому приготовило нас чтение работы Дарвина». И, дополняя Дарвина, он создал альтернативную теорию эволюции – взаимная помощь как фактор эволюции.
Как недавно доказано, свободного размножения, по Мальтусу, в природе нет даже у бактерий. Неограниченное размножение – не эволюция природы, а ее редкие патологии – раковые опухоли или нашествия саранчи. Но «тень Мальтуса» витает и поныне, настолько мощным оказалось последействие мифа...
═ Скелет гигантского ленивца Megatherium, найденный Чарльзом Дарвином в Южной Америке. Источник: рисунок из книги А.Д.Некрасова «Чарльз Дарвин». – М., 1957 |
Британия чествует Дарвина
Специально к нынешнему юбилею Чарльза Дарвина в Кембриджском университете создана интернет-дарвиниана – 70 тыс. отформатированных страниц и 175 тыс. изображений оригинальных публикаций. Это наиболее полное собрание всех материалов, относящихся к Дарвину. Впервые опубликованы частные бумаги Дарвина из библиотеки Кембриджа. Среди них – дневник Дарвина, который он вел на «Бигле», записные книжки, тетрадь полевых наблюдений на Галапагосских островах. (Она была украдена в 80-е годы, но сохранилась микропленка.)
Дарвин-200 – программа, посвященная влиянию научных идей Дарвина, проходит с 1 июля 2008 года, дня рождения новой теории (в этот день 150 лет назад были представлены статьи Дарвина и Уоллеса), до 24 ноября 2009 года – юбилея выхода книги «Происхождения видов». В программе – более двухсот выставок, презентаций, докладов, туров, представлений, которые проходят по всей Англии.
С 5 по 10 июля 2009 года фестиваль Дарвина состоится в Кембридже. В Шрусбери – городке, где родился Дарвин, каждый год проходит Дарвиновский фестиваль. («Эволюция началась в Шрусбери» – гордо гласит интернет-страница.) В этом году 12 февраля в городском центре Шрусбери будет водружен торт с 200 свечами.
В Лондонском музее естественной истории в Кенсингтоне сейчас проходит выставка «Дарвин: Большая идея, большая выставка». У входа в зал – портрет Дарвина с прижатым к губам пальцем и подписью: «Зная, что ваша идея возмутит общество, держали бы вы ее в секрете?» В центре экспозиции – витрина, где на бархатной фиолетовой подушке находятся две невидные птички – два пересмешника из знаменитой коллекции, собранной Дарвином на Галапагосских островах. Они впервые выставлены на широкое обозрение. Именно изучая вариации этих маленьких птичек, Дарвин и сделал запись: «Зоология архипелагов вполне заслуживает исследования, ибо такого рода факты могут подорвать неизменность видов». Эта запись – историческое начало долгого пути мыслителя к теории эволюции. И над витриной надпись: «Два важнейших экспоната в истории науки».
Интересны личные вещи Дарвина: записные книжки, одна из которых открыта на его знаменитом рисунке эволюционного древа, впервые выставлена шкатулка, бережно хранимая потомками Дарвина. В ней – семейные реликвии, в том числе раковины, привезенные Дарвином из путешествия на «Бигле».
А совсем недавно праправнук Дарвина Рэндал Кейнз обнаружил в старой шкатулке подлинные волосы из знаменитой дарвиновской бороды. Они были собраны домочадцами уже после смерти Дарвина с его рабочего стола и хранились в конверте незамеченными.
Нужна ли религии хорошая наука?
Еще в XVI веке вышел трактат «Ноев ковчег, его форма и вместимость», доказывающий, что ковчег не мог вместить всех ныне живущих видов. Сторонники естественного богословия допускали идею эволюции, ибо творец не мог уследить ежеминутно за развитием сотворенного им мира...
В преддверии юбилея на официальном сайте Англиканской церкви появилась новая страница, посвященная Чарльзу Дарвину, его взаимоотношениям с Англиканской церковью, с которой он был связан не только на протяжении всей жизни, но и посмертно – он похоронен в Вестминстерском аббатстве. Помещены высказывания и самого Дарвина о постепенной потере им веры. Там же – статья главы отдела по общественным связям Малколма Брауна «Хорошей религии нужна хорошая наука». В этой статье есть и такие строчки: «Чарльз Дарвин, к Вашему двухсотлетию Англиканская церковь должна принести Вам извинение за непонимание Вас и за нашу первую неправильную реакцию, вызвавшую непонимание теории во всем религиозном мире».
Дело в том, что уже в 1860 году, через несколько месяцев после выхода «Происхождения видов», в Оксфорде произошло интеллектуальное сражение оксфордского епископа Сэмюэла Уилберфорса и «бульдога Дарвина» – Томаса Гексли. В конце дебатов Уилберфорс спросил оппонента – через дедушку или через бабушку он произошел от обезьяны? Тот сказал, что согласен вести родословную от обезьяны, а не от невежи... К сожалению, протокола этого заседания не велось, все детали и аргументы исторической битвы не сохранились, но известно, что обе стороны равно считали себя победителями. (Бывший учитель Дарвина преподобный Седжвик укоризненно написал ему: «В прошлом ваш друг, ныне – один из потомков обезьяны».)
Браун отметил, что в учении Дарвина нет ничего противоречащего христианскому учению. Это модель «хорошего научного метода. Он наблюдал природу, развил теорию, чтобы объяснить то, что он видел и начал долгий и мучительный процесс собирания доказательств. В результате наше понимание мира расширилось. Сам Иисус побуждал людей наблюдать окружающий мир и размышлять...». Но хотя руководство церкви отметило, что статья Брауна отражает ее позицию, однако официального заявления все-таки пока не последовало.
Появится ли новая теория эволюции и новая картина мира – покажет время.
Лондон