Петров-Водкин один может изменить образ целого города. Художник Сергей Серов. "К.С.Петров-Водкин в Хвалынске".
Источник: hiero.ru
Западные маркетологи утверждают: «Многие думают, что соревноваться надо в экономике. На самом деле соревноваться надо в уникальности». Различимость места, его отличие от других – залог его успешного включения в современное экономическое пространство.
Ресурсы для конструирования имиджа
Сказанное верно, даже если речь идет о таких, казалось бы, неэкономических «родимых пятнах», как наличие в городе старинной библиотеки или архитектурного памятника. В некоторых случаях для экономического подъема города оказывается достаточно, например, сооружения уникального архитектурного объекта (как это произошло в испанском Бильбао). Во многих городах процветание основано на так называемой экономике событий – когда основные поступления в бюджет связаны с проведением регулярных масштабных фестивалей, выставок, конференций и т.д.
Ресурсы для конструирования имиджа могут быть любые: природные, ландшафтные, исторические особенности, местные легенды, достопримечательности, экономические достижения прошлых лет, современные фестивали и ежегодные праздники... Важно грамотно выстроить основанный на них имидж.
Имидж и географический образ
Имидж территории – это совокупность или система базовых обобщенных представлений об определенной территории, создаваемая, представляемая и транслируемая преимущественно с помощью СМИ в конкретных политических, социокультурных, экономических целях. Имидж территории, как правило, является частью географического образа. В самом простом виде географический образ – система знаков, символов, стереотипов, архетипов, мифов, характеризующих определенную территорию.
При создании имиджа территории могут использоваться те же представления (знаки, символы, мифы и т.д.), что и при разработке географического образа. Имидж территории можно рассматривать как часть ее географического образа, представленную в СМИ: если географический образ в целом – «айсберг», то имидж территории – надводная часть «айсберга». Иногда, в ходе интенсивных политических кампаний или кампаний в СМИ, имидж территории может приобретать по отношению к географическому образу временную, относительно непродолжительную самостоятельность, отрываясь от своей образно-географической основы.
В отличие от собственно географического образа имидж территории может очень быстро приобретать положительные или отрицательные значения. Например, положительный имидж Нижегородской области как локомотива российских реформ 1990-х годов; отрицательный имидж Петербурга как криминальной столицы России в конце 1990-х – начале 2000-х годов. (Не случайно и очень говорящее название популярного телевизионного сериала, мыльной оперы – «Бандитский Петербург».)
Имидж города рассматривается обычно как один из важных и значимых вариантов имиджа территории в целом; чаще всего именно образ конкретного города – ядро представлений об определенной территории.
![]() Непременный атрибут хвалынских реалий – яблоки, пусть даже в качестве закуски. Кузьма Петров-Водкин. «Розовый натюрморт». Источник: tretyakovgallery.ru |
Дед Мороз и яблоки
Идеальный имидж города, во-первых, вырастает из его естественных особенностей, а не придумывается с потолка, а во-вторых, вбирает в себя максимально возможное количество таких особенностей: и природные, и социальные, и культурные, и экономические. Конечно, есть примеры успешной раскрутки имиджа города, не укорененного в природном или социально-культурном наследии города. Наиболее известный случай – превращение Великого Устюга в родину Деда Мороза. Тем не менее подобный имидж «из ниоткуда» требует гигантских средств на продвижение и, кроме того, – это показывает пример того же Устюга – может быть поначалу негативно воспринят местным населением.
Хороший пример оптимального способа формирования имиджа – небольшой волжский городок Хвалынск в Саратовской области. Стратегия развития Хвалынска, очевидно, должна находиться в сфере туризма. Как определенное условие рассматривается минимальное развитие местной промышленности, по преимуществу пищевой, в том числе основанной на переработке яблок; сувенирной и т.п.
Как и во многих малых городах, в Хвалынске, по сути, давно развивается индустрия воспитания детей. Малые города, сохраняя красивый ландшафт и относительную экологическую чистоту, постепенно превращаются в инкубаторы по воспитанию здорового поколения (и особенно летнего отдыха детей). Для поддержания данной функции малый город должен обеспечить помимо стандартных медицинских и образовательных услуг доступные источники дополнительного образования – кружки, секции, спецшколы, а также для отдыха, занятий спортом. Все это как минимум дополнительные рабочие места для местных жителей. Большинство названных линий развития Хвалынска могут быть связаны с идеей дома, гостеприимства, уюта, а также здоровья.
Что касается имиджевых ресурсов, то в Хвалынске они уникальны по набору и степени готовности. Основные элементы образа города сложились еще до революции. Образ типичного волжского города – торгового, с оживленной пристанью, с особым волжским характером жителей, с характерными легендами о разбойниках; Сосновый остров на Волге как место основания и «житница» города (был затоплен при образовании Саратовского водохранилища), один из главных мифов города; яблоки: яблочные сады, вкусные местные сорта, обширная география «поставок» местных яблок; целебные источники, пригородный курорт Черемшаны, зона отдыха; уникальные для европейской части России по высоте и красоте меловые горы.
Заметим, что окончательный выбор стратегического имиджа Хвалынска невозможен без детального анализа перспектив его развития. Тем не менее уже на данном этапе очевидна репрезентация итогового имиджа Хвалынска.
![]() Те же пейзажи, те же мотивы. Кузьма Петров-Водкин. «Весна», 1935 |
Петров-Водкин: библиотека брендов
В XX веке к образу Хвалынска добавляется его представление как уникального гнезда художников, родины Кузьмы Петрова-Водкина и целой плеяды других деятелей искусства. Далеко не каждый малый город России отмечен на стольких полотнах. Хвалынская живописная традиция предоставляет практически готовую базу для продвижения имиджа Хвалынска. Книга Петрова-Водкина «Хлыновск» – по сути, готовая энциклопедия хвалынских брендов: здесь и Волга, и яблоки, и Хвалынские горы. Живопись художника – это коллекция уникальных образов хвалынского пространства.
Наследие Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина можно рассматривать как уникальный и абсолютно не используемый в данный момент ресурс продвижения практически любой хвалынской продукции – от яблочного джема (производимого не просто из яблок, а из знаменитых хвалынских яблок, воспетых еще Петровым-Водкиным) до горнолыжного курорта. Ведь хвалынский курорт расположен не просто на Приволжской возвышенности, не просто обладает такими-то параметрами склонов и набором услуг – он находится в действительно уникальном ландшафте, вскормившем творчество выдающегося художника. Странно, что это явная особенность, выделяющая хвалынский горнолыжный курорт в ряду других, никак не используется для его рекламы.
Образы Хвалынска у Петрова-Водкина настолько универсальны, четки и емки, что могут смело использоваться для «маркирования», выделения Хвалынска при почти любой траектории развития города.
Для осуществления данной идеи необходимо минимум два шага. Первый: выбор наиболее выгодных живописных образов Хвалынска и создание из них «библиотеки бренда» (при адекватном разрешении проблемы авторских прав). Второй: петрово-водкинский «Хлыновск» в идеале должен продаваться, что называется, на каждом углу, дополненный красочной картой, соотносящей то или иное место книги с реальным современным пространством.
* * *
На примере Хвалынска хорошо видно, что имиджево-территориальное (или территориально-имиджевое) проектирование должно стать важнейшей частью стратегических территориальных планов. В широком смысле необходимо говорить об образно-географическом проектировании – сфере научной и практической деятельности, направленной на разработку, конструирование и внедрение географических образов территорий различного ранга и уровня. Это могут быть сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, административный район, субъект РФ, федеральный округ, историко-географический район, этнокультурный район, государство в целом.
В общем, на наш взгляд, образно-географическое проектирование должно быть частью общественного (социополитического, социокультурного, социально-экономического) и государственного проектирования и программирования.