Один из самых больших для своего времени дирижаблей – дирижабль "Цеппелин" в небе над Берлином. Возможно, скоро он покажется детской игрушкой по сравнению с современными конструкциями.
Источник: почтовая открытка, 1930 год
Еще в середине 70-х годов прошлого века под руководством члена-корреспондента АН СССР, заместителя генерального конструктора Андрея Туполева Сергея Егера в СССР начали строить дирижабль, который был похож на сплющенный бублик – летающее кольцо. От четырех до шести турбовинтовых двигателя, грузоподъемность 150 тонн – все это должно было обеспечить решение главной задачи, под которую проектировался этот гигант: перевозка никеля из Норильска. Проект был доведен до высокой степени готовности, однако в силу разных обстоятельств так и не был реализован. Но идея, как оказалось, не умерла┘
Как стало известно корреспонденту «НГ», в Авиамодельном спортивном клубе Московского авиационного института (АСК МАИ) завершены работы по созданию модели грандиозного аэростатического летательного аппарата – «Локомосканера». О некоторых параметрах этого летательного аппарата нам сообщил Александр Багдатьев, руководитель пресс-службы Федерации авиамодельного спорта России.
По словам Багдатьева, «основной проект предусматривает создание уникального аппарата большой грузоподъемности, который будет представлять из себя «дирижабль» дисковой формы. Максимальные характеристики подобных аппаратов, заложенные в проекте: диаметр – 250 метров, высота около 100 метров, грузоподъемность около 1500 тонн при скорости до 300 километров в час. Круглосуточный полет огромного аэростата должен обеспечить экипаж из 30 человек, работающий в три смены. Планируется, что полетом «Локомосканера» будут одновременно управлять два пилота. Максимальная дальность полета, – 5000 километров».
Как подчеркнул Александр Багдатьев, необычный летательный аппарат разрабатывается по заказу группы компаний «Метапроцесс», «занимающейся проектированием и внедрением газохимических технологий для получения метанола и синтетической нефти из природного, в том числе попутного, газа».
«Это очень перспективный проект, который обладает уникальными характеристиками и сочетает в себе интересные возможности самолета, вертолета и аэростата», – отмечает заместитель главного конструктора проекта «Локомосканер» Орфей Козлов.
Впрочем, хотя разработчики подчеркивают оригинальность этой разработки (ведь «Локомосканер» по большому счету отличается и от дирижабля, и от вертолета, и от самолета), идея такого летательного аппарата, что называется, носится в воздухе.
Так, в 2005 году Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA, Defense Advanced Research Projects Agency) объявило о начале разработки программы строительства сверхтяжелого транспортного дирижабля. Проект получил название Walrus («Морж»). Тактико-технические данные этого монстра воздухоплавания впечатляют и сопоставимы с проектом «Локомосканер»: грузоподъемность от 500 до 1000 тонн, дальность действия более 22 тыс. км, время пребывания в полете не менее недели. Для сравнения: самый большой дирижабль в мире – американский «Акрон», летавший в 30-е годы прошлого века – имел объем 184 тыс. кубометров, нес на борту 5–7 самолетов и перевозил до 200 пассажиров, не считая нескольких тонн груза, на расстояние до 17 тыс. км без посадки.
Тогда же промелькнула информация, что еще одна американская компания JP Aerospace по заказу Пентагона разрабатывает совсем уж нечто трудновообразимое. Даже название проекта отсылает нас к какому-то роману в жанре фэнтези – Dark Sky Station. Длина дирижабля – не поверите! – 1,8 км. Высота полета от 30 до 42 км. Для связи с базовой станцией на Земле предусматривается специальный дирижабль-челнок.
Важно подчеркнуть, что во всех перечисленных выше проектах речь идет об аппаратах тяжелее воздуха, а не о классических дирижаблях. То есть подъемную силу будет создавать не только наполненный газом баллон, но и сама аэродинамика этих летательных аппаратов. Как утверждают эксперты, сплющенный бублик, или профиль летающей тарелки, – очень эффективная конструкция с точки зрения аэродинамики. Фактически это не что иное, как летающее крыло.
Так что разработки АСК МАИ – это самый что ни на есть мейнстрим в современном дирижаблестроении. Сотрудники АСК МАИ уже испытали действующую модель «Локомосканера» диаметром 1,7 м. Снабженная четырьмя электрическими двигателями, она показала возможность совершать полет по прямой, делать развороты, самостабилизироваться при порывах ветра. «Планируется, что в дальнейшем будет изготовлена модель, снабженная дополнительно маршевыми двигателями, – пояснил Александр Багдатьев. – В ходе летных испытаний, проведенных в МАИ, модель успешно продемонстрировала все свои возможности, в том числе совершила тестовые маневры и передала телевизионный сигнал с бортовой камеры на наземные мониторы».
Так, будет выглядеть «Локомосканер», если, конечно, найдутся заказчики на его постройку. Фото предоставлено пресс-службой Федерации авиамодельного спорта России |
Для отработки основных решений на этапе моделирования к проекту были привлечены Игорь Трифонов и Александр Волковой. Оба – хорошо известны в авиамодельных кругах. Игорь Трифонов – заслуженный мастер спорта, двукратный и действующий чемпион мира в классе моделей «Воздушный бой». Александр Волковой – вице-президент АСК МАИ, много лет отдавший работе в большой авиации. Оба конструктора – выпускники МАИ.
На втором этапе, к 2010 году, планируется создать прототип диаметром 40–50 м и грузоподъемностью до одной тонны. Понятно, что дальнейшая судьба проекта будет зависеть от количества заказчиков и серьезности их намерений. Впрочем, разработчики полагают, что больших аппаратов такого типа не потребуется особенно много – 5–6 аппаратов грузоподъемностью около 600 тонн закроют все потребности, возникающие сегодня при освоении Сибири и Дальнего Востока.
Но создание даже такого ограниченного парка «Локомосканеров» потребует проведения очень серьезных научно-исследовательские и опытно-конструкторские работ. Вот для сравнения некоторые данные, которые помогут оценить масштаб затрат. Как сообщалось в официальном пресс-релизе DARPA, подрядчики создания летающего «Моржа», корпорации Lockheed Martin Corp. и Aeros Aeronautical Systems Corp., планировали потратить на разработки около 3 и 3,3 млн. долл. соответственно.
По словам разработчиков из АСК МАИ, кроме нефтегазовых концернов, которые намерены с помощью «Локомосканера» перевозить буровые комплексы и продукты своего производства, большой интерес проявили Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, Министерство обороны РФ и некая французская компания, занимающаяся запуском спутников.
«МЧС полагает, что этот аэростат будет полезен при тушении лесных пожаров, военные заинтересованы в нем как в экономичном разведчике, – рассказывает Орфей Козлов. – Что касается французской аэрокосмической компании, то она заинтересована в удешевлении процесса доставки своих спутников к месту старта. Сейчас нет ни одного транспортного средства, куда их спутники могли бы поместиться целиком, поэтому приходится доставлять их к стартовому комплексу в разобранном виде. Словом, возможностей и перспектив у данного проекта множество».
Весь вопрос в том, трансформируется ли этот интерес в реальные финансовые потоки.