Новость, прямо скажем, несколько неожиданная. Агентство Интерфакс сообщает, что некая частная фирма заказала Экспериментальному машиностроительному заводу имени Мясищева (ЭМЗ) проект ракетоплана для суборбитальных туристических полетов. Космический корабль рассчитан на двух пилотов и 14 туристов. В дальнейшем количество пассажирских мест может быть увеличено. Известны и некоторые технические детали проекта.
Космический корабль будет крепиться «на спину» самолета-носителя. В его качестве планируется использовать транспортный самолет 3М-Т. На высоте нескольких десятков километров ракетоплан отделится от самолета и поднимется к границе атмосферы и космоса на высоту около 100 км. При этом пассажиры испытывают состояние невесомости. По данным агентства, программа создания авиационно-космической системы (АКС) с модулем КМ-91 рассчитана на 3,5–4 года. Стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составит около 15–20 млрд. руб.
Какая же сила тянет, вернее, выталкивает человека в космос? В чем антропологические корни этой «охоты к перемене мест»?
Жертвы грамматического взрыва
Доказано, что уже около 2 млн. лет назад произошел первый исход homo habilis (человека умелого) из своей первоначальной экологической ниши – зоны Восточно-Африканского рифта (так называемая гипотеза Out of Africa). Очень вероятно, что подобные волны «исхода» повторялись затем как минимум три раза. Последний такой поход – уже homo heidelbergensis, непосредственного предшественника homo sapiens, – произошел совсем недавно – 200–100 тыс. лет назад. Эта «охота к перемене мест» и стала определяющим генетическим механизмом эволюции нашего вида.
Происходила ген-культурная коэволюция. Например, в когнитивной психологии давно установлено, что 250–175 тыс. лет назад (и это – удивительное совпадение с третьей волной миграции предков человека разумного из Африки!) произошел так называемый «грамматический взрыв»: мозг человека стал развиваться так, что возникла потребность в грамматике, в языке. Природе по большому счету это не нужно! Человек, который заговорил – пошел в сторону от природы; в сторону культуры. Эти выводы подтверждаются и данными генетических исследований.
Так, известно, что для построения мозга экспрессируются 75% генов в геноме человека. (Для сравнения: почки, печень, кожа, сердце нуждаются в экспрессии 3–5% генов.) Новизна, какое-либо неожиданное событие или впечатление – главное условие, чтобы включить в работу гены, ответственные за формирование и функционирование нервной системы человека. Источником, а вернее, способом предъявления новых и новых стимулов к развитию нервной системы и могли быть путешествия – физическое перемещение тела в пространстве. Хороший пример этому – статистика развития авиатуризма.
«Построить самолет больших размеров не удастся никому и никогда», – заявил инженер авиакомпании Boeing после первого полета самолета, поднимавшего в воздух 10 человек. Сказано это было около 80 лет назад.
Но технологии не остановить. Не случайно, кстати, тогда же рождается такая профессия, как стюардесса.
Эллен Черч, медсестра из штата Айова, в начале 1930 года написала письмо в офис авиакомпании United Airlines, в котором высказала мысль, что молодые дамы, как она, могли бы помогать пассажирам во время полета. 15 мая 1930 года Эллен Черч приветствовала 11 пассажиров на борту «Боинга-80А», вылетавшего из Окленда, штат Калифорния. Мисс Черч не только получила работу в авиакомпании, ей поручили выбрать и обучить еще семь девушек. Претендентки обязаны были иметь диплом медсестры, быть не старше 25 лет, весить не более 52 кг, а рост их не должен был превышать 162 см.
Вряд ли будет сильным преувеличением сказать, что главной причиной возникновения этой профессии стало все возрастающее стремление людей путешествовать на дальние расстояния с использованием нового средства передвижения┘ Технологии не остановить.
По данным аналитической компании Official Air Guide (Лондон), которая каждый день анализирует информацию о полетах более чем 1000 авиакомпаний, статистика по коммерческим полетам выглядела следующим образом: в 2001 году было совершено 2 318 609 рейсов; в 2003-м – спад, вызванный последствиями теракта в Нью-Йорке: 2 099 743 рейса; но к 2007 году – новый рекорд: 2 513 642 рейса.
Правда, технологическая экспансия, которую порождает основной инстинкт путешественника, имеет и обратную сторону. Так, по мнению профессора Ларса Йоханссона, секретаря международного экологического авиационного комитета, авиастроительная промышленность не в состоянии покрыть дефицит перевозок и удовлетворить растущий на 4–5% в год спрос на них. С другой стороны, каждый новый лайнер в воздухе наносит непоправимый вред атмосфере планеты и всему человечеству.
Британский писатель и футуролог Йорик Блюменфельд рисует и вовсе апокалипсическую картинку не такого уж и далекого будущего. 2070 год: спустя десять лет после введения экологического запрета на большую часть путешествий наступит очередь интернета – он будет разделен на несколько не связанных между собой частей. К 2090 году люди будут знать о мире за пределами своего региона куда меньше, чем за 100 или 50 лет до этого.
Сеть против
И тут мы подобрались, возможно, к самой реальной опасности для мирового туризма – феноменально быстрому и глобальному по своим масштабам развитию так называемого cyberspace, киберпространства. По крайней мере Йорик Блюменфельд далеко не единственный визионер, который предсказывает «атрофию» инстинкта путешественника у будущих поколений.
Динамика киберпространства действительно впечатляет: сегодня в экономически развитых странах доля пользователей сети интернет достигает 80% населения. Как заметила еще в 1997 году известная сетевая активистка Эстер Дайсон, «все будут в интернете, за исключением некоторых упрямцев». Физическое перемещение тела в пространстве становится вроде бы неактуальным. Инстинкт путешественника переходит в категорию атавизмов┘
Однако архетипические модели поведения, доставшиеся нам в наследство от homo habilis’ов, по-видимому, имеют даже более фундаментальный характер, чем мы можем себе представить. Что с человеком ни делай, он упорно стремится путешествовать. И никакая всемирная паутина ему не помеха в этом стремлении. Особенно наглядно это становится видно, если наложить на график развития киберпространства данные по динамике мирового туризма. В 2000 году в трансграничном туризме участвовало 700 млн. человек; в 2006-м – 842 млн.; в 2007-м – 900 млн. По прогнозным оценкам, к 2020 году их количество увеличится до 1,6 млрд. человек.
Но, как это ни парадоксально, интернет-аддикция и антропологическая страсть к путешествиям имеют одну и ту же психологическую природу. Наслаждение от компьютерных игр и езды на большой скорости основывается на эстетике напряжения как стабильного состояния. Потребность в переменах также связана с этим принципом.
«Это тенденция в поведении человека, выраженная в готовности искать разнообразные, новые, сильные впечатления и идти ради них на физический и социальный риск, – подчеркивает немецкий психолог Петер Винтерхофф-Шпурк. – То есть человек испытывает потребность непрерывно поддерживать определенный (индивидуально различный) уровень внутренней активации».
Предельной, по крайней мере на современном этапе развития земной цивилизации, формой реализации генетически заложенной в нас программы «путешествий» и становится космический туризм.
Туризм и пустота
Согласно определению из Википедии, «Космический туризм – оплачивающиеся из частных средств полеты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях».
Если всю предшествующую историю человечества одним из самых главных побудительных мотивов к путешествиям было стремление «посмотреть, как живут люди в других странах», набраться впечатлений, то цель космического туризма принципиально другая – набраться ощущений. Не исключено, что это и есть отличительный признак нового представителя вида homo – homo cosmicus viator.
Первые не признаки даже, но предощущения появления «человека, путешествующего в космосе», есть уже в работах русских космистов. Так, по Николаю Федорову, весь космос – обширная равнина, которая начинает заселяться по законам фронтира. «Изучение новых планет – «открытие новых землиц» по выражению наших казаков», – пишет Федоров. Само пространство для него – вещество.
Еще более радикален в своих умозаключениях Константин Циолковский: «Как в свое время география вышибла из нас представление о величии родной деревушки, так астрономические познания уничтожат авторитет Земли». Цель экспансии человека в космос – совершенствование собственно Вселенной.
Федоровы и Циолковские оказались правы.
По состоянию на сентябрь 2007 года, после первого полета в космос, совершенного Юрием Алексеевичем Гагариным 12 апреля 1961 года, в космосе побывало 463 человека. Пять человек из этих почти пятисот – космические туристы. То есть люди, заплатившие собственные деньги за возможность побывать на космической орбите (в данном случае – на борту Международной космической станции, МКС).
На октябрь 2008 года запланирован полет Ричарда Гарриотта. Предполагается, что сын астронавта NASA Оуэна Гарриотта отправится на МКС на российском космическом корабле «Союз». Гарриотт-младший станет первым космонавтом во втором поколении. Он также может стать первым туристом, который получит задание на проведение научных экспериментов на орбите от коммерческих организаций.
Таким образом, космический туризм имеет хотя и весьма короткую, но уж очень интересную историю. Мало того, посещение МКС, то есть орбитальный космический туризм, – это только одно из направлений. В последние несколько лет бурно развивается и другое – полеты в космос на специально созданных для заатмосферного туризма летательных аппаратах.
Во всем мире существует как минимум два десятка проектов кораблей для заатмосферного туризма. Описание некоторых, наиболее проработанных и в техническом, и в коммерческом плане проектов представлены в таблице.
В отличие от орбитального космического туризма, стоимость одного билета, например, на аппарате SS2 – всего около 200 тыс. долл. (Примерно столько же стоят не самые дорогие наручные мужские часы в московских бутиках.)
Дальнейшие перспективы туризма очевидны – клиентам будет предложено такое развлечение, как космический дайвинг. Источник: a.abcnews.com |
Все, кто совершит эту миссию, будут, по американским критериям, автоматически считаться астронавтами. (Для этого нужно подняться на высоту более 50 миль (80 км) над Землей.) Правда, по критериям Международной федерации аэронавтики (Лозанна, Швейцария), граница атмосферы и космоса проходит на высоте более 62 миль (100 км).
Есть и еще один важный аспект, который делает наиболее перспективным развитие именно суборбитального космического туризма, – безопасность.
Так, по экстремальности туристические полеты на МКС (или в будущем, возможно, на другой орбитальный комплекс) сравнимы с покорением Эвереста: из каждых 100 альпинистов, добравшихся до «крыши мира», 4 навсегда остаются на ее склонах. Примерно такой же уровень риска существует в настоящее время и для экипажей космических кораблей. Причем за последние 20 лет, в связи с катастрофами «Челленджера» в 1986 году и «Колумбии» в 2003-м, унесшими жизни 14 человек, уровень риска стал еще выше. Очевидно, что в такой ситуации трудно говорить о массовости космического туризма.
Суборбитальные ракетно-космические системы, по мнению экспертов, способны привести к появлению кораблей, риск полета на которых будет не выше, чем на современных пассажирских лайнерах. Например, конструкторы SS2 ставят себе целью обеспечить уровень безопасности разрабатываемых ими «туристических» кораблей, который был достигнут в течение первых пяти лет существования частных пассажирских авиакомпаний (1920-е годы) и который был в среднем в 100 раз выше, чем у современных пилотируемых космических аппаратов. И это – хороший ориентир.
Если сейчас риск катастрофы со смертельным исходом составляет в пилотируемой космонавтике 1:62, то у первых регулярных воздушных перевозчиков пассажиров в 1927–1928 годах он был 1:5500, в 1934–1936 годах уже 1:31 000, а у нынешних авиакомпаний – 1: 2–5 млн. полетов. Для сравнения: один из 33 000 вылетов в современной истребительной авиации заканчивается аварией с гибелью летчика. (Автор приносит свою благодарность Юрию Карашу, доктору наук (Ph.D.) США по специальности «Космическая политика и международные отношения», члену-корреспонденту Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, который предоставил и прокомментировал данные по оценкам безопасности космического туризма.)
Как бы там ни было, глава группы компаний Vergin, британский миллиардер Ричард Брэнсон в январе 2008 года объявил о создании первого в мире космического турагентства – Vergin Galactic. Первые билеты уже раскуплены, и среди пассажиров, приступивших к подготовке к полету, есть джентльмен в возрасте 88 лет. Сейчас на веб-сайте компании зарегистрировалось около 85 000 человек, проявивших интерес к полетам на SS2. В общей сложности они уже внесли 21 млн. долл. за свои предстоящие суборбитальные миссии.
«Сегодня мы открываем эру массового туризма в космос. В течение первых 12 лет нашего проекта сотни тысяч людей смогут совершить путешествие в космос», – заявил на пресс-конференции в Нью-Йорке 24 января 2008 года конструктор корабля Барт Рутан.
* * *
Начавшееся 2 млн. лет назад освоение предками homo sapiens окружающего их пространства, привело сначала к стремительной эволюции самого вида. Сегодня все тот же основной инстинкт путешественника буквально выталкивает человека в космическое пространство. «Тотальное, непрерывное путешествие в пределе и есть мировое развитие┘» – замечает российский географ и культуролог Дмитрий Замятин. Правда, где остановится эта экспансия и остановится ли она вообще когда-нибудь, предсказать невозможно.
Название проекта | Компания/ организация | Максимальная высота полета | Количество туристов на борту | Планируемая дата начала эксплуатации |
⌠Astrium■ | European Aeronautic Defence and Space Company, (EADS) | 100 км | 4 | 2012 г. |
⌠Nautilus■ | Bigelow Aerospace | Геостационарная орбита | 3 | 2010–2012 гг. |
⌠Lynx■ | XCOR Aerospace | 61 км | 1 | 2010 г. |
⌠Rocketplane■ | Oklahoma company Rocketplane | Способен достигать орбиты МКС (331 км) | 4 (тестовый полет) | 2009 г. |
⌠SpaceShip Two■ (SS2). | Vergin Galactic | 110 км | 6 | 2009 г. |
Источник: Popular Science, oct. 2007 |