0
3685
Газета Наука Интернет-версия

28.05.2008 00:00:00

Воля к воображению пространства

Тэги: наука, конференция, пространство


«Достоевский и империя. Мировая политика русской литературы», «Д.И.Менделеев и картирование русского Модерна», «Нация как Природа: Иван Шишкин и представление русской идентичности в ландшафте»┘ Это далеко не полный перечень докладов, которые были представлены на состоявшейся в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева Международной научной конференции «Россия: воображение пространства/пространство воображения». Конференция была поддержана Франко-российским центром гуманитарных и общественных наук в Москве.

Что же представляет собой, если можно так сказать, это географическое фантомостроение? Об этом в интервью корреспонденту «НГ» рассказывает один из организаторов и идеологов конференции, кандидат географических наук, доктор культурологии, заведующий сектором гуманитарной географии Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева Дмитрий Замятин.

«Не столько само физическое пространство России, наполненное множеством «лесов, полей и рек», сколько его образ в массовом и «руководящем» сознании, представление о том, что «широка страна моя родная», является определяющим для траектории государственного развития – было заявлено организаторами как главная тема (мотив) конференции. -Именно образ пространства страны определяет стратегию ее развития и даже, если угодно, национальную идею – если не официально принятую, то подсознательно всегда присутствующую. Культурная рефлексия, создание знаковых художественных произведений сопровождает и даже «забегает вперед» по отношению к экономическому подъему страны или территории».

Вот так, ни больше ни меньше.

Гуманитарная география

– Для начала, Дмитрий Николаевич, очертите предметную область науки, которой вы занимаетесь: что она изучает?

– Прежде всего это направление называется гуманитарная география. На Западе такого названия нет – там есть гуманистическая география (география человека) и новая культурная география. Соответственно для западных исследователей гуманитарная география – это необычное название. Есть даже сложности с переводом термина.

Как мне кажется, гуманитарная география у нас развивается на стыке сразу очень многих дисциплин – культурология, филология, философия, социология, искусствознание, в какой-то степени – история, собственно география┘ То есть очень много разных дисциплин занимаются образами пространства, но каждая – как бы поодиночке – какими-то отдельными аспектами этой проблемы. Гуманитарная география собирает все эти «осколки» в одно целое и формулирует какое-то новое понятийное ядро.

У нас в стране гуманитарная география как целостное научное направление начала формироваться совсем недавно – с начала 1990-х годов прошлого века. Никаких институциональных форм не было. Традиционная география не очень приветствовала такое ответвление и до сих пор не очень приветствует. И все же на протяжении последних пятнадцати лет нам более или менее удается внедрять это понятие, эту дисциплину в научный обиход. Хотя существующий в Российском НИИ культурного и природного наследия сектор гуманитарной географии – единственный в стране на сегодня. Кафедр гуманитарной географии нет ни в одном университете. Впрочем, нет даже кафедры культурной географии, хотя учебные курсы по культурной географии кое-где читаются.

Мы как бы перепрыгнули через ступеньку: в концептуальном плане и позади пустое пространство, и впереди непонятно что. На что мы рассчитываем? На всемерное развитие коммуникаций с исследователями из различных областей научного знания. На нашей международной конференции «Россия: воображение пространства/пространство воображения» были люди очень разные – философы Валерий Подорога и Вадим Цымбурский, профессор Марк Бассин из Бирменгемского университета и Ник Баррон из Университета Ноттингема (Великобритания), Владимир Каганский (Институт национальной модели экономики, Москва, Россия), Джон МакКеннон (Университет Саскачевана, Канада), Шифра Шарлин (Университет Висконсин-Мэдисон, США), Уго Перси и Розанна Казари из Университета Бергамо (Италия)┘

И не только ученые: были художники, архитекторы, эссеисты, люди, занимающиеся очень разными направлениями исследований. И на Западе есть различение: social science и art. У нас не в чистом виде social science, хотя мы соблюдаем базовые исследовательские дискурсы; но в то же время у нас есть и art, нам это близко.

– Хоть вы и сказали, что проблематика гуманитарной географии находится на периферии основных, устоявшихся географий (физической, политической и проч.), но, на мой взгляд, есть одна область, где гуманитарная география – на первых ролях. Это область художественного, поэтического в особенности, творчества. Русская, советская и российская поэзия просто перенасыщены пространственными образами. Начиная с канонического есенинского «только синь сосет глаза┘» и далее: «издалека долго течет река Волга┘». У Бродского, когда он пишет об оконном переплете в деревенской избе, рождается потрясающе фактурный пространственный образ: «┘держат простор в узде». Я уж не говорю про «Поле. Русское поле┘ Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря┘»

– Вы правы. С какой стороны ни заходи, мы упираемся в искусство. И Бродский, и Пастернак, и Хлебников, и Мандельштам, и Цветаева – все они создают очень мощные образы пространства. Это присутствует у всех, начиная с Пушкина. Я активно этим занимаюсь, потому что понимаю, что без образов любая наука мертва. Проблема вырождения всякой науки в том, что она теряет образы.

Если мы берем развитие страны в целом, то оно, это развитие, зависит от того, хватает ли ей образов. По моему глубокому убеждению, Советский Союз умер от недостатка образов, от дефицита образов. Должна быть некая воля к образам. А для России – это, конечно, пространство. Вообразить пространство – от этого зависит и политика страны, и ее экономическое развитие, самочувствие, идентификация, культурное развитие.

Образы политического развития

– Я хотел бы вам напомнить две цитаты из вашей книги «Культура и пространство. Моделирование географических образов». Первая – когда вы пишете про заслуги эпохи модерна в формировании географических образов: «Мир воспринимается как политика самого пространства». И вторая цитата: «Мировое развитие есть само по себе глобальный географический образ» – это про эпоху постмодерна. Очень тонкая грань. Не могли бы вы пояснить эту разницу на примере?

– Что такое модерн? Это последние 500–600 лет, в течение которых люди осознали, что живут на достаточно маленькой планете, где все исследовано и закартографировано. И в то же время они осознали, что это освоенное пространство – оно в принципе бесконечно в плане воображения. Собственно, пресловутая глобализация возникает не сразу, не в начале модерна. Даже после открытий Колумба еще не осознавалось, что мир един. Образ единого мира возникает только к концу XIX века, в эпоху так называемой первой глобализации: Британская империя, подключение США к этому процессу, все европейские страны осознают себя в более или менее едином мире.

И в этот момент возникает очень мощное движение в искусстве, в литературе. Возникают, собственно, новые виды искусства: кинематограф, фотография, которые очень мощно манипулируют самим пространством. Появляется возможность очень быстро создавать образы пространства – через фото, через кино, через абстрактную живопись. Эта множественность образов пространства неожиданно расширяет горизонты познания. Начало ХХ века – это мощный слом пространственного восприятия. Можно говорить о том, что начинается упадок модерна и рождение постмодерна.

В моем понимании постмодерн – это эпоха начала манипулирования образами пространства. Все новыми и новыми, и новыми образами пространства. Бесконечно. Последние 100 лет – это развитие воображения пространства, которое позволяет включать в себя образы экономического развития, образы политического развития.

Скажем, империя – это максимально мощный пространственный образ. А образ демократии никак не конвертируется в образ империи, хотя иногда пытаются это сделать: либеральная империя, технологическая империя┘ Здесь всегда есть зазор. И зазор этот как раз образно-географический. Ведь демократия по своему происхождению древнегреческий термин. А что это такое? Маленький полис, городок с близкой округой. Изначальный образ демократии не содержит мощных образов бескрайних пространств.

– Демократия – это точечная вещь┘

– И, может быть, это причина того, что демократия остается локальной. Пытаясь ее насадить то ли в Ираке, то ли в Таиланде, то ли в России, все время получают какие-то нестыковки.

– Кстати, на конференции об этом очень хорошо говорил в своем докладе Валерий Подорога: «Империя как некое географическое представление: завоевание одной державы другой; создание лоскутного одеяла». Империя – это некая экспансия (даже фонетически этот термин подразумевает взрыв вовне, эксплозию), образ разбухающего теста. А каков в этом контексте может быть образ «суверенной демократии», например?

– Сложный вопрос. Что касается империи, то тут вы совершенно правы. Но когда мы произносим: «суверенная демократия»┘ Ведь в чем проблема: это понятие родилось где-то в недрах бюрократического аппарата. С моей точки зрения, имеют шанс на выживание, на развитие только те образы, которые рождаются либо в глубинах народного сознания как сублимация народного общения, народного опыта и развития, либо как второй источник – высокая культура и отдельные ее творческие представители. Скажем, такова была эпоха русского авангарда 10–20-х годов прошлого века. Малевич, Филонов, Кандинский, Хлебников, Маяковский (особенно – ранний) – все они создают мощнейшие образы пространства, в разных областях искусства, независимо друг от друга. Этот мощнейший взрыв пространственного воображения очень много дал для всего мира. Для Европы, например, русский авангард – это святое.

Понятно, что назвать святым понятие «суверенная демократия» не получается никак. Увы, «суверенная демократия» – это не образ или недообраз. Ведь в чем сила образа? Моментально происходит его мультипликация, умножение, экспансия. В случае с «суверенной демократией» мы этого пока не наблюдаем.

– Тем не менее вы – куратор секции геополитики Российской ассоциации политической науки. Значит, все-таки можно моделировать порождение образов пространства?

– Дело в том, что геополитика – это как раз порождение эпохи модерна, с ее упором на карту, на картографирование. Это фундаментальная проектная деятельность.

Преодолеть пространство и простор

– В вашей книге «Культура и пространство┘» вы говорите о моделировании образов как о прикладной, проективной деятельности – образы, «самонаводящиеся на цель, имеющие систему автоматической трансформации собственного субстрата». То есть как только образ создан, он начинает перерабатывать тот субстрат, на котором и возник.

Не кажется ли вам, что проектная образно-географическая деятельность возможна только через предъявление пространству какого-то материального объекта? В России такой вещи, которая аккумулировала бы пространство, не было предъявлено. Отсюда – эти метания между Востоком и Западом, между славянофилами и западниками, между евразийством и европейским либерализмом. Хотя попытки предъявить русскому пространству такую вещь-соединитель были: Транссиб, БАМ, в конце концов – проект переброски стока северных рек┘

– То, о чем вы сейчас сказали, – это так называемые проекты модерна. Они связаны с мощными материальными манифестациями – автомобильные дороги, железные дороги, водные каналы┘

Дело в том, что Россия, Советский Союз, в частности, стали немножко с запозданием это делать. То, что Европа и Америка начали реализовывать в конце XIX века, Россия попыталась сделать в начале XX, а по большей части это уже делалось в СССР: манифестации, связанные с освоением пространства, или манифестации, связанные со своим национальным или политическим единством. Для СССР это действительно была и мощная база на востоке, и продвижение железнодорожной сети, и знаменитый Севморпуть как идеология 30–40-х годов. Эти проекты, безусловно, важны. Но мне представляется, что в современную эпоху важны манифестации виртуальные, связанные с порождением образов виртуального пространства. Например, рунет как мощная русскоязычная сеть в интернете, с приложениями, которых нет в англоязычной части сети. Вот это уже мощная манифестация того, что можно назвать «русским пространством».

У России есть все возможности, по крайней мере – предпосылки, наиболее ярко манипулировать географическими образами для идентификации себя как некоего единства. Другое дело, как этими предпосылками воспользоваться, как эти географические образы актуализировать.

– С этой точки зрения, нашумевшее в августе 2007 года водружение на дне Ледовитого океана, в точке Северного полюса, флага России, сделанного из титана, – это ведь тоже мощная манифестация пространственного образа.

– С одной стороны, так оно и есть. И это очень важно. Но я не устаю повторять, что слой пространственных манифестаций, связанный с материальными манифестациями, – это, с одной стороны, слой архаический. В начале ХХ века все стремились открыть Южный полюс, достичь – Северного, затем – забраться на Джомолунгму┘ Это высшее, на что способен модерн в образном смысле. Ему надо утвердить идею, что каждая точка пространства достижима в материальном смысле.

Но та эпоха, в которую мы вступаем или пытаемся вступить, связана с тем, что важно не столько застолбить точки в материальном пространстве, сколько вообразить те точки, которые недостижимы для других. Вообразить те пространства, которые пока недостижимы для других. Ведь в чем проблема соперничества разных идеологий, разных стран, разных цивилизаций? Проблема в том, что некие страны, некие цивилизации сочиняют, воображают себе такие пространства, которые автоматически начинают расширяться в сторону других цивилизаций.

Массовая культура и Голливуд – что это такое? Мощнейшие западные образы, которые осуществляют тотальную экспансию. Непонятно, как с этим бороться.

Идея свободного рынка, международного разделения труда, она тоже возникла, согласно французскому историку и социологу Пьеру Розанваллону, в конце XVIII века. И она не была очевидна в то время. Она активно осуждалась. Образ свободного рынка возник всего лишь 200 с небольшим лет назад. И он не так бесспорен. Шла идеологическая обработка. До этого считалось, что мы копим золото, мы богатые и все хорошо. И образ либерального свободного рынка пробивал себе путь лет 50–60. Если брать образно-семиотическую область, то Россия сейчас – с каменным топором против пулемета. За счет этого мы проигрываем сразу.

– Каждая культура создает свои образы пространства. (Например, у замечательного российского философа и культуролога Георгия Гачева есть целая серия монографий «Национальные образы мира»; Англия, скажем, принимает у него образ математической точки.) То есть, расшифровывая пространственные образы, можно лучше понять культуру. Что дает такая дешифровка по отношению к России? На конференции, например, проскользнул термин «каша»┘

– Совсем недавно я написал работу под названием «Геократия». Геократия – власть пространства. Я пытаюсь показать, что это понятие может быть плодотворным для анализа некоторых цивилизаций, в частности российской. Почему? Потому, что там очень богатые пространственные образы. Дальше я развиваю эту тему на примере Евразии. Евразия как образ и проект российской цивилизации. Возникнув однажды, этот образ живет независимой жизнью.

Как развивалась российская цивилизация, если мы берем последние 500 лет? XVII–XVIII века – мы много заимствовали у Запада, у Европы. По большому счету мы заимствовали способы воображения. В том числе и воображения пространства. Все записки европейских путешественников об ужасах холодных, незаселенных российских пространств – это все перешло к нам в менталитет. Весь XVIII век мы хорошо используем, хорошо копируем это европейское воображение. Наша интенция – движение на восток, освоение гигантских пространств. То есть нам кажется, что мы европейцы, что мы – огромная европейская империя.

Этот длинный XVIII век заканчивается в 1815 году, когда русские войска входят в Париж. И происходит геократическая реакция, когда этих-то образов, собственно евразийских, нам не хватает. До Урала мы еще как-то домысливаем наше пространство, а после Урала вообще непонятно – что это за пространство там лежит! Не хватает обычного европейского воображения, чтобы вообразить Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию. И тут рождается петербургский миф как геократическая реакция.

Миф Петербурга как мощнейшего европейского образа, но даже не как образа империи, а, как я утверждаю, образа анархии. Питер не владеет страной, он владеет только самим собой – расчерченный проспектами, разграфленный европейской геометрией. Андрей Белый в романе «Петербург» убедительно показал, что это – разложение образа самой России: если наше европейское воображение не овладеет Востоком, то Восток овладеет нами (угрожающий образ «желтой опасности»).

Реально Советский Союз занимался задачами позднего модерна – индустриализация, уничтожение крестьянства. В том числе СССР заморозил некие локальные мифы, которые являются основой воображения пространства. Хотя, повторяю, были мощные прорывы в 1920-х годах («Тихий Дон» Шолохова, «Чевенгур» Андрея Платонова – мощный сверхрегионализм). Потом государственная централизация все это заморозила.

Подспудно в конце 70-х годов начинают возникать ростки новых способов формирования пространственных образов. Сейчас – эпоха хаотического расцвета этих новых способов воображения пространства. Получается, если брать историю в этом геоисториософском контексте, то столицу, конечно, нужно переносить на Урал, а не на берега Невы.

– То есть сейчас, в данный конкретный исторический момент развития России, нельзя говорить о каком-то едином образе российского пространства?

– Да. Вы совершенно правы. Все дело в том, что постмодерн не признает единого образа как такового. Если мы хотим что-то вообразить, мы вынуждены воображать что-то постоянно и много. И разного.

– Но, с другой стороны, образ России как гигантской равнины, вернее, нескольких равнин, плавно перетекающих одна в другую – Русская, Туранская, Западно-Сибирская┘ – от Балтики до Тихого океана, разве это не единый пространственный образ?

– Согласен, это может быть одним из мощных образов. Но, с моей точки зрения, ценно то, что Россия имеет несколько осей географического воображения. Самая традиционная: Север–Юг (в сторону Крыма), в сторону «захвата» византийской цивилизации. Апогей этого поствизантийства – геополитика Федора Тютчева. Эта ось до сих пор работает. У нас, например, нет до сих пор мощного и работающего в политическом и социокультурном контекстах концепта «Южной России». Для сравнения: когда мы говорим «Русский Север» – все понятно, никаких проблем.

– Это как раз то, о чем говорил на конференции Владимир Каганский, выступивший с очень интересным докладом «Портрет России: места и деньги. Реконструкция пространства, задаваемого наименованиями мест на современных российских бумажных денежных знаках»: на российских купюрах – Юга нет, как и в большинстве образов России. Юга нет в общественном бессознательном...

– Именно так. Но другая пространственная ось воображения – на северо-восток: через Урал, в Сибирь, к Ледовитому океану.

Очень интересная образная ось – Северный морской путь. Она Советским Союзом была активно использована в политических в том числе целях. И есть очень мощная, но пока еще во многом латентная, скрытая тенденция – юго-восточная ось: через Русский Север, Южный Урал, в Среднюю Азию, Центральную Азию, северо-западный Китай. Эта ось начала проявляться еще в эпоху русских путешествий в Центральную Азию. Набоков, например, пользовался текстами Пржевальского и других исследователей: он буквально цитирует их в романе «Дар». Второй взрыв этой оси – произведения Андрея Платонова: «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море»┘ Он все время двигается на юго-восток, продвигается в пустыни Средней Азии.

И Европа в образном освоении этого пространства нам уже не поможет. Россия перестает работать в рамках традиционных, классических европейских дискурсов, но своего дискурса она сейчас пока не обрела. С моей точки зрения – это образ и дискурс Северной Евразии. Геоцивилизационная ось современной России: с Русского Севера – к Уралу и далее – в Южную Сибирь и Центральную Азию. На Восток, на Юго-Восток┘ Мы должны дистанцироваться от Европы; не порывая с ней, нарабатывать свои параметры воображения пространства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1146
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1117
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
904
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
582

Другие новости