0
3987
Газета Наука Интернет-версия

26.03.2008 00:00:00

Кому и зачем нужны инновации

Тэги: университет, симпозиум


В Государственном университете – Высшая школа экономики состоялся международный симпозиум «Научно-техническая и инновационная политика. Научный ландшафт Германии».

Как заявил, открывая симпозиум, проректор ГУ-ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг, это первое мероприятие из целой серии задуманных. В частности, существуют планы проведения подобной же встречи, посвященной организации инновационной системы во Франции. Но выбор Германии в качестве первого «спарринг-партнера» все же не случаен.

«ФРГ занимает четвертое место в мире по затратам на исследования и разработки, – подчеркнул Леонид Гохберг. – Многие радикальные концепции развития науки и образования пришли из Германии. Нам есть чему поучиться у немецких коллег. Особенно сегодня, когда очевидно, что назревает новый этап в формировании государственной научно-технической политики в России».


Источник: журнал «Форсайт», № 1, 2007 г.

«Изменения происходят», – подчеркивает Леонид Гохберг. К таким изменениям можно отнести целый ряд законодательных актов, принятых в последнее время в России: налоговые льготы инновационным предприятиям; создание перечня критических технологий; целая серия инициатив в области нанотехнологий – создание корпорации «Роснанотех», выбор в качестве координирующего центра РНЦ «Курчатовский институт» («Уникальный опыт для России. Другое дело – что из этого получится»); появление института автономных учреждений («эта форма обеспечивает гораздо большую автономию и хозяйственную самостоятельность»).

Увы, но при этих позитивных изменениях парадоксальным образом экспорт технологий из нашей страны составляет 500–600 млн. долл. в год. (Для сравнения: в Австрии, одной из самых маленьких стран Евросоюза, этот показатель в 4–5 раз выше.) Рост внутренних затрат на исследования и разработки в постоянных ценах за период 1995–2005 годов составил 83,3%. Но результативность научных исследований в России снижается. Так, по числу статей в ведущих научных журналах мира в 2003 году Россия находилась на 11-м месте – 15 782 статьи. (В 1996 году этот показатель составлял 19 974 статьи – 7-е место.) Пока этот тренд устойчив, и скоро, видимо, мы опустимся еще на ступень ниже. «Возникает вопрос о конституциональных препятствиях», – считает Леонид Гохберг.


Источник: журнал «Форсайт», № 4, 2007 г.

Приглашенные на симпозиум эксперты из ФРГ подробно рассказали о всех основных звеньях национальной инновационной инфраструктуры Германии. И тут действительно полезным может оказаться германский пример. У немцев есть чему поучиться.

В ФРГ 383 вуза (из них 103 университета и 176 университетов прикладных наук). «Исследования и обучение в университетах Германии – это единое целое, – подчеркнул Кристиан Шайх, глава представительства Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) в России. – Финансирование исследований идет из трех основных источников – бюджеты федеральных земель, федеральный бюджет и средства, которые направляет на эти цели экономика». Университеты тратят в год до 9,2 млрд. евро на исследования и разработки. (Всего же в ФРГ на сегодняшний день около 750 центров науки, финансирующихся государством.)

Кроме университетской науки в Германии исследования и разработки ведут еще четыре крупные научные объединения: Общество Макса Планка (ориентировано на проведение фундаментальных исследований; 13 тыс. сотрудников, в том числе – 5 тыс. ученых; годовой бюджет – 1,4 млрд. евро); Объединение Гельмгольца (занимается в основном созданием промышленных установок; 26,5 тыс. сотрудников, в том числе – 8 тыс. ученых; годовой бюджет – 2,35 млрд. евро); Фраунгоферовское общество (крупнейшая в Европе организация, занимающаяся прикладными исследованиями; 12,5 тыс. сотрудников; бюджет – 1,2 млрд. евро) и Объединение им. Лейбница (проводит как фундаментальные, так и прикладные исследования; 13,7 тыс. сотрудников; бюджет – 1,1 млрд. евро). Любопытно, что все эти четыре научных общества не имеют права присуждать научные степени, но могут участвовать в подготовке исследователей.

Для укрепления инновационного потенциала в ближайшие два года сектор высоких технологий получит почти 15 млрд. евро федерального финансирования. В итоге инвестиции в науку и инновации достигнут к 2010 году 3% от ВВП. (В России этот показатель составлял в 2006 году 0,72% в государственном секторе и 0,36% – в предпринимательском.) Доля инвестиций промышленности в исследования и разработки (ИР) очень высока – 66%, это больше 37 млрд. евро.

И это последнее обстоятельство особенно отличает немецкую национальную инновационную систему от российской: у нас больше 70% инвестиций в инновации осуществляет государство. Неслучайно на симпозиуме во всех вариантах звучал один и тот же вопрос к немецким экспертам: как вы заставляете свою промышленность делать такие гигантские инвестиции в исследования и разработки, в инновации?

Может быть, российские представители ждали, что немцы откроют нам какую-то «страшную военную тайну»? Не знаю. Но, возможно, в наиболее концентрированном виде секрет инновационной активности германской промышленности сформулировала Ольга Зуева, представитель Фраунгоферовского общества в России: «Основной мотивирующий фактор для предприятий выдавать заказы – конкуренция на глобальном рынке».

Юрий фон Крайслер, руководитель финансового отдела DFG по бюджету, немного «локализовал» ответ своего коллеги. «Предприятия могут предоставить не только деньги, но и другие ресурсы: персонал, собственные институты, – заметил он. – Очень важно, что предприятия не зависят от решений земельных парламентов, в этом смысле они совершенно свободны в выборе объектов финансирования, деньги идут непосредственно на проект».

Вообще, пожалуй, еще одной горячей точкой обсуждения стал вопрос о координации государственной научно-технической политики, тематики научных исследований и интересов промышленности. И тут немцы тоже разочаровали российских экспертов, не открыв никаких сакральных знаний.

«Мы ведем исследования по заказу государства с учетом политических задач, которые ставятся перед федеральным правительством, но делаем это не в приказном порядке, а в результате обсуждения с правительством, – заверил собравшихся Бертрам Хейнце, представитель Общества Гельмгольца (HGF) в России. – Координация между научными обществами происходит в основном через создание совместных лабораторий. Непосредственной – формальной – координации, конечно, нет. Со стороны государства координация происходит в рамках специальных научно-практических конференций, где государство указывает желательные приоритеты и направления исследования. При этом государство старается непосредственно не вмешиваться в научные планы, обозначая свои интересы в основном через так называемый механизм fresh money».

Другими словами, роль государства сугубо рекомендательная. По крайней мере к этому стремятся. А в итоге сегодня в Европе регистрируется более 13 тыс. немецких изобретений в год. То есть почти 25% всех европатентов базируется на разработках немецких ученых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1699
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
2022
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
2074
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1642

Другие новости