Вопрос о статусе и особенностях интернет-СМИ – один из самых обсуждаемых сегодня: вытеснит ли интернет печатные издания, будет ли, и в каком виде, цензурироваться интернет, интернет – тормоз или стимул для развития традиционных СМИ? Об этом шла речь на самой крупной российской конференция по медиалингвистике «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования». Она собрала более 200 ученых на филологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.
Даже те области использования интернета, которые кажутся целиком обусловленными законами коммерции, с одной стороны, и веб-технологий, с другой – неразрывно связаны с проблемами языка. То есть речевые и коммуникативные стратегии, лежащие в основе успешного построения любого интернет-текста, оказываются особенно важны в жанре интернет-рекламы.
Доклад профессора филологического факультета МГУ Ольги Дедовой был посвящен баннерам в интернете. Две основные речевые стратегии в интернет-рекламе, по наблюдению докладчика, – использование повелительных форм глагола и многозначных слов, каламбуров. «Главная задача использования баннеров – заставить читателя его «кликнуть», то есть обратиться к нему как источнику ссылки и сделать соответствующий переход, - подчеркивает Ольга Викторовна. – Поэтому при их создании последовательно используются визуальные образы, провоцирующие это действие. Чаще всего в этой роли выступают изображения, воспроизводящие стилистику «кнопки» браузера».
Как отметила Галина Кедрова, доцент филологического факультета МГУ, в последнее время выросла актуальность понятия «клиповое сознание», тесно связанного с гипертекстовой формой представления информации в интернете. Гипертекст дает возможность простого и легкого способа установления связей между информационными блоками, обновления связей без изменения исходной структуры этого пространства, которая позволяет представить ее с разных точек зрения и в разной перспективе.
Эти достоинства гипертекста, по мнению Галины Кедровой, имеют и обратную сторону: нечеткость информационных границ в гипертексте, размывание авторства. Наиболее критическим моментом, в частности для образовательных учебных ресурсов, является множественность авторов, при которой у пользователя нет четкого понимания, насколько весом вклад каждого конкретного автора. Складывается ситуация, при которой невозможно изучать какой-то вопрос, если нет уверенности в том, что все его важные характеристики отражены и все составляющие контекста равно доступны.
«Все элементы должны быть составной частью стиля, у пользователей нужно формировать понятие стиля», – подчеркнула Кедрова.
Роль стиля – решение проблемы целостности и идентификации, выделения из всего подобия сайтов. Принципы соподчинения, ассоциации, дополнительности, подобия должны прослеживаться на всех уровнях дизайна сайта.
Многие сайты используют провокативный принцип построения, например расположение сайта по горизонтали, когда полосой прокрутки является горизонтальное, а не вертикальное поле. Наиболее эффективны те среды, которые стремятся к поддержанию целостности и гармонии, поэтому они могут и должны рассматриваться как произведения искусства.
«При разработке дизайна нужно учитывать, что левши воспринимают информацию отраженной по горизонтали, поэтому зеркальное отображение сайта также должно быть продумано», – подчеркнула Галина Кедрова.
Своеобразно и представление материала в онлайновых СМИ. «Они преподносят информацию в такой легкой и непринужденной манере, что даже самая серьезная тема в значительной мере теряет свою важность и значимость», – обозначила еще одну особенность интернет-коммуникации доцент Пермского государственного университета Татьяна Карпова.
Еще одна тенденция, четко проявившаяся на конференции «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования». Похоже, волна самых бурных дискуссий о новых языках интернета постепенно сходит на нет. Если на прошлогоднем, 2007 года, Международном конгрессе исследователей русского языка, который тоже проходил на филологическом факультете МГУ, значительная часть дискуссий сводилась к анализу языка «преведов-медведов», то сегодня стало очевидно, что данное явление в большей степени временное – какие-то аспекты его останутся в языке, но основная часть так и продолжит быть маргинальной и периферийной.
Профессор Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского Тимур Радбиль подробно остановился на языковых аномалиях. По его мнению, интернет-коммуникация выступает в роли определенной «питательной среды» для возникновения разного рода инноваций, которые затем могут органично входить в язык. Определенные нарушения правил могут быть следствием реализации экспрессии текста. Например: «Решил вас улыбнуть» (дневник Александра Жданова); «Думаю, посадить десяток деревьев незаметно просто не получится. Можно «случайно» телевидение там же «очутить»...» (форум Бел.Ру).
Как считает Радбиль, тенденцией может быть все, что устраняет алогичность языка. Среди основных тенденций языковых изменений он отметил образование причастий и деепричастий будущего времени, усиление безличности, формирование переходных форм у непереходных глаголов и усиленную аббревиацию – в большинстве случаев тенденция возникает там, где система запрещает определенные формы.
На конференции были затронуты самые острые и актуальные вопросы, связанные с языковыми аспектами интернета, в том числе в условиях языковых контактов и двуязычия, намечены основные векторы развития исследований в этой области. В чем были единодушны все участники, так это в понимании того, что изучение бытования языка в Сети требует подключения к этой работе ученых самых разных специальностей. Именно поэтому научная работа в этой области должна быть продолжена в рамках других специализированных конференций.