В 2001 году в США был выброшен почти 51 миллиард алюминиевых банок из-под напитков. Потом археологи назовут это «культурным слоем».
Источник: wannabeadman.blogspot.com
Британские ученые из Университета Лестера сообщают о том, что следы изменений, происходящие буквально у нас на глазах, могут сохраниться и быть найдены миллионы лет спустя. Таким образом, считают специалисты, можно вести речь о наступление новой эпохи в развитии Земли – антропоцене, передает агентство Би-би-си.
«Геологи еще в XIX веке разделили всю историю Земли по типам существовавшей в то время жизни исходя из найденных в осадочных породах органических остатков, – поясняет доктор геолого-минералогических наук, профессор Московского государственного геолого-разведочного университета Александр Портнов. – По этому принципу были выделены большие интервалы времени – эры. Самая древняя – архейская, археозойская (древнейшая жизнь), начинается 3,2 миллиарда лет назад. Затем идет протерозойская эра (первичная жизнь), палеозойская (древняя жизнь), мезозойская (средняя жизнь).
63,5 миллиона лет назад, видимо в связи с падением гигантского астероида, характер экосистем Земли резко изменился, наступила кайнозойская эра (новая жизнь). Она характеризуется массовым развитием млекопитающих. Кайнозой делится на периоды – третичный и четвертичный. Жизнь в третичном периоде быстро менялась и палеонтологи разделили его на палеоген, с млекопитающими древнего происхождения, и неоген – с новыми, то есть практически современными животными».
Однако новая эпоха, о которой говорят сегодня английские ученые, наступает не вследствие каких-то глубинных изменений внутри Земли или в результате внеземного воздействия. Причина перехода на новую стадию – деятельность человека. Отсюда и название – антропоцен.
«Это слово они в соответствии с традицией образуют от греческих – «антропос» – человек, и «кайнос» – новый: «эпоха нового человека», – продолжает профессор Портнов. – Имеет ли современный человек «право» на выделение новой эпохи по принципу его существования на планете Земля? Отличается ли он от своих предшественников, живших в предыдущие века?»
Англичане уверены, что антропоцен – это уже реальность, данная нам в ощущениях. И в принципе основания к такому выводу имеются вполне материальные.
Число ежегодно отгружаемых транзисторов (около 1018 штук) уже сопоставимо с числом муравьев в мире (по оценкам, их – 1016)...
В декабре 2000 года было зарегистрировано 18-миллионное вещество, которое может синтезировать человек.
Суммарный вес людей на планете в 10 раз больше, чем всех диких млекопитающих мира┘
Сегодня более 60% суши освоено человеком и покрыто сильно разрушенной биотой, а мощность цивилизации достаточна для полного уничтожения ненарушенной биоты на всей планете┘
Скорость потребления ископаемых углеродных ресурсов (нефть, уголь, природный газ) почти в миллион раз превышает скорость процессов их естественного формирования┘
Человечество производит в единицу времени больше породы – бетона, чем это когда-либо делала природа┘
Крупнейшие плотины мира удерживают в своих водохранилищах столько же воды, сколько ее во всем Северном море; только при сооружении Суэцкого канала было вынуто 75 млн. кубометров грунта┘
«Действительно, человек активно меняет ландшафты Земли, безостановочно идет процесс урбанизации, выгрызается литосфера, загрязняется гидросфера, меняется состав атмосферы, – комментирует Александр Портнов. – Миллиарды тонн тяжелых металлов, прежде скрытых в глубинах Земли, сейчас накапливаются в экосистемах городов, окруженных грандиозными помойками. За последние две-три тысячи лет вырублены 70% лесов планеты, пески Сахары засыпали треть Африки – все это дело рук человека. Человек сжигает ежегодно 10 миллиардов тонн топлива, выбрасывает в атмосферу 40 миллиардов тонн углекислоты, перелопачивает 100 миллиардов тонн горных пород, то есть горы отвалов объемом 50–60 кубокилометров.
За сотни лет такой деятельности объем перемещенных пород будет определяться уже тысячами кубических километров. Грандиозные горные хребты отходов, отвалов, помоек изменят лицо планеты, создадут новые горные ландшафты». Можно сказать, что цивилизация оставляет после себя прежде всего переполненные сортиры, которые через сотни и тысячи лет археологи назовут «культурным слоем».
Из чего же будет состоять будущий культурный слой, который останется после нас (напомню, англичане предлагают его назвать антропоцен)? В основном из отходов┘
В 2001 году в США было выброшено 50,7 млрд. алюминиевых банок из-под напитков.
По данным Агентства по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency), в 1998 году жители США произвели 220 млн. тонн твердых отходов – то есть ежедневно каждый американец выбрасывал примерно 2,5 кг мусора. Примерно 40 млн. тонн отходов отнесены к категории опасных. В России – данные на 2002 год – накоплено около 100 млрд. тонн отходов; ежегодно этот объем увеличивается на 2 млрд. тонн за счет промышленных отходов, 35 млрд. тонн за счет отходов коммунального хозяйства и бытовых отходов. Объем перерабатываемых отходов составляет для различных категорий лишь 3–10% исходного объема.
По данным Агентства по защите окружающей среды (US Environmental Protection Agency), каждый год устаревает 20 млн. компьютеров. В 2004 году были выброшены 315 млн. ПК. Таким образом, в США ежегодно производится 220 млн. тонн электронного хлама, больше 10% которого попадает на свалки в США, а до 80% отправляется в Китай, Индию и Пакистан.
Можно ли по причине накопления столь мощных «культурных слоев», а попросту говоря – гигантских помоек, назвать современную геологическую эпоху анропоценом?
«Я думаю, что вряд ли, – заявляет Александр Портнов. – Во-первых, человек не изменился и не стал «новым»; он остался по структуре гена и по своим потенциальным возможностям тем же самым кроманьонцем, который оставил гениальные рисунки на стенах пещер, умел делать прямые костяные копья из закрученных бивней мамонтов и создавать удивительные по тщательности отделки каменные орудия неолита. Человек четвертичного периода, в том числе и современный, генетически тот же самый мутант неведомого происхождения. Теперь бывший кроманьонец освоил грандиозные энергетические резервы – минеральное топливо, силу рек, мощь атома. Эта энергия позволяет менять литосферу, гидросферу, атмосферу. Но все это лишь технические достижения, техногенез».
Как подчеркивает наш эксперт, ключевые слова для определения новой геологической эпохи, если это действительно нужно, – «человек» и «техника».
«Старый термин академика Алексея Петровича Павлова – антропоген, предложенный еще в 1922 году, и сейчас выглядит предпочтительнее антропоцена, – уверен профессор Портнов. – Имеют приоритет во времени и исполнены смысла такие термины, как «антропогенез» (предложен академиком Александром Ферсманом в 1934 году) и «технозой» (Рудольф Баландин, 1968 год)».
Возможно, вся эта затея с антропоценом понадобилась геологам с туманного Альбиона только в качестве маркетингового хода: застолбить бренд – антропоцен – за Англией. Но тут они как минимум опоздали лет на 80. «Научная работа, научная мысль констатирует новый фактор первостепенного геологического значения в истории планеты. Этот факт заключается в выявлении создаваемой историческим процессом новой психозойской или антропогенной геологической эры. В сущности, она палеонтологически определяется появлением человека, – писал еще в 1936 году академик Владимир Вернадский. – Такое более заметное влияние человека на изменение поверхности планеты может считаться со времени 80–100 тысяч лет назад».
Как бы там ни было, а решение о принятии новых терминов и подразделений в стратиграфической шкале принимает международная Стратиграфическая комиссия Международного союза геологических наук. Во Всероссийском геологическом институте в Санкт-Петербурге находится российский Стратиграфический комитет, имеющий право голоса. Поэтому решающее слово для определения, в какой именно эпохе мы живем, остается за специалистами-стратиграфами. «Пока что ученые считают, что мы живем в кайнозойской эре, четвертичном периоде, в эпохе голоцена», – констатирует Александр Портнов.
Но в чем несомненно правы англичане – будет принято их предложение с антропоценом или нет, – так это в том, что узнать, какое влияние «эра нового человека» окажет на Землю, можно лишь спустя десятки, если не сотни миллионов лет. Время есть – превратить помойку в английский садик.
Возможно, скоро на геохронологической шкале придется искать место для новой эпохи – антропоцена. Источник: darwin.museum.ru |