0
2327
Газета Наука Интернет-версия

04.10.2007 00:00:00

Первый бокал за первый виток: Спутнику 50 лет

Тэги: спутник, космос


спутник, космос Сталь Денисов за рулем "премиальной" "Волги"

Сталь Денисов – ракетчик, конструктор, изобретатель. Как говорят его коллеги, конструктор от Бога. Осенью 1953 года он был направлен на преддипломную практику в ОКБ-1. Сергей Павлович Королёв, принимая студентов МАИ в своём кабинете, говорил им такие слова: «Останетесь со мной – не пожалеете». «Трудно было тогда предположить, – вспоминает Сталь Викторович, – что всего через четыре года я буду участником пуска первого в мире искусственного спутника Земли». Сегодня Сталь Денисов, заслуженный изобретатель РКК «Энергия», готовит новое поколение ракетчиков в Королёвском колледже космического машиностроения и технологий.

– Сталь Викторович, вы хорошо помните, что происходило на полигоне 4 октября 1957 года?

– Кстати, 4 октября, 22 часа 28 минут 34 секунды – это дата и точное время вывода на орбиту первого в мире ИСЗ, но – по московскому времени. А на полигоне в момент старта наступило уже 5 октября. Ночной старт – великолепнейшее зрелище... Звёздная полночь. Тихая осенняя погода. Ракета-носитель на старте, освещённая прожекторами, дымится живительными парами кислорода. Пуск. Из динамика голос информатора сообщает, что всё идет нормально вплоть до отделения «шарика» от носителя через 314,5 секунд после старта. Но это происходит уже вне радиовидимости полигонных средств. Придётся ждать примерно полтора часа до завершения первого витка вокруг Земли. Наш первый спутник, огибая Землю, посылал всему миру сигналы «бип-бип-бип...», но люди, совершившие это чудо, пока его не слышат.

По русскому обычаю у нас в «гостинице» – одноэтажном бараке – всё готово, чтобы отметить удачу. На закуску – жаркое из сайгака. Ждём благополучного окончания первого витка. Часовые стрелки очень медленно ползут к заветной черте. У меня нервы не выдерживают, бегу к автофургону, в котором стоит приемная радиостанция. Там – ведущий конструктор космических объектов М.С. Хомяков, оператор, главный конструктор спутникового передатчика М.С. Рязанский. Слышатся звонки: «Ну, как?» Ответ: «Рано». Торжественная тишина. И вдруг, как будто из глубин Вселенной, сначала тихо с перебоями, затем всё уверенней и чётче: «Бип-бип-бип...» «Идёт над нашей широтой! Ура-а-а!» Поздравляем, обнимаем, целуем друг друга. Я бегу в гостиницу. Там коллеги из 4-го конструкторского отдела – В.М. Арсентьев, Ю.П. Антонов, В.И. Савин. Я им: «Бип-бип-бип», но они уже всё знают: «Успокойся, садись, сайгак стынет». Через некоторое время вбегает Александр Сергеевич Кашо, ведущий конструктор носителя: «Вы знаете, он как?! Бип-бип-бип!». Все хохочут. Мы поднимаем первый бокал за первый виток Спутника. За начало Космической Эры».

– Я в то время был ещё пятикурсником физфака Томского университета. Вечерами в обсерватории можно было наблюдать пролёт спутника, но мы видели его и так, невооружённым глазом┘

– Тогда на орбиту было выведено сразу три тела: первым летел конусный головной обтекатель, вторым – собственно спутник, а третьим и самым крупным летающим объектом была вторая ступень ракеты-носителя. Визуально наблюдать можно было только её. Первый ИСЗ просуществовал как небесное тело в течение 92 суток, вторая ступень – 58 суток, а сколько головной конус – никто не знает.

– Что Вы лично делали для успешного запуска первого ИСЗ?

– Именно успешного! Это существенное уточнение. А вообще для запуска спутника нужна прежде всего ракета-носитель. Это была знаменитая «семёрка». Так вот я разработал для неё пояс нижних силовых связей боковых блоков с центральным блоком, воздушный руль для четырёх боковых блоков, защитные кожуха на поворотные узлы рулевых реактивных двигателей боковых и центрального блоков. Это была сложная работа, поскольку пакетная схема проектировалась впервые.

За изобретение «Способа сброса головных обтекателей на активном участке траектории ракеты и устройства для его осуществления» коллективу авторов и участникам внедрения новшества была вручена единовременная премия. Посоветовавшись с родителями, я успел за несколько недель до очередного повышения цен купить автомобиль «Волга» М21. Она служит мне до сих пор.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
932
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
589
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
405
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
576

Другие новости