Проект компании «Рокетплэйн Кистлер» К-1 всерьез рассматривается НАСА как основная транспортная система полетов к Луне.
Фото предоставлено пресс-службой «Рокетплэйн Кистлер»
Как известно, до 2011 года американское аэрокосмическое агентство НАСА будет закупать российские ракеты-носители «Союз» и «Прогресс» для обеспечения полета своих астронавтов на Международную космическую станцию (МКС) «Альфа». Возможно, делать это США придется и после 2011 года: новый американский «Пилотируемый исследовательский корабль» (CEV) должен совершить первый полет лишь между 2013 и 2015 годами. Стремясь избежать даже временной зависимости от России в плане доступа на «Альфу», НАСА начало осуществление программы «Коммерческие орбитальные транспортные услуги» (COTS).
В рамках данной программы агентство выдало в августе 2006 года двум американским аэрокосмическим компаниям – «Рокетплэйн Кистлер» и «Спэйс Эксплорэйшн Текнолоджис» (или, как ее называют для краткости, «Спэйс Экс») – контракт на общую сумму 500 млн. долл. За эти деньги компании разработают космические корабли для доставки грузов и людей на МКС.
Машина полностью многоразового использования, которую строит «Кистлер», получила название К-1, а детище «Спэйс Экс» (возможно, частично многоразового использования) – «Дракон». И тот и другой корабли будут использовать «классическую» схему «Союзов» и «Аполлонов»: запуск в космос на ракете, а возвращение – при помощи парашютов. По условиям контракта, обе эти машины должны осуществить до 2010 года по три успешных полета в космос и продемонстрировать способность доставлять на МКС грузы как в герметичных, так и негерметичных отсеках. Агентство не исключает, что К-1 и «Дракон» окажутся более дешевыми в эксплуатации, чем CEV. В этом случае НАСА продолжит их использовать для доставки людей и грузов на «Альфу» даже после того, как CEV войдет в регулярную эксплуатацию.
Правда, если машины, разрабатываемые «Спэйс Экс» и «Кистлер», не оправдают возлагаемых на них надежд, то НАСА по-прежнему будет пользоваться «Союзами» и «Прогрессами», по крайней мере до середины второго десятилетия XXI века. Но похоже, что у одного участника программы МКС – Японии – нет сомнений в том, что «Рокетплэйн Кистлер» построит хороший и надежный корабль. Японская корпорация пилотируемых космических систем (JAMSS) подписала в апреле 2007 года меморандум о взаимопонимании с «Кистлер» о предоставлении услуг по обслуживанию на коммерческой основе японского модуля «Кибо» (которому лишь в 2008 году предстоит присоединиться к станции).
Признаком стремления НАСА максимально использовать возможности американского частного сектора для решения проблемы доставки людей и грузов на МКС после списания «шаттлов» в 2010 году стало то «покровительство», которое агентство оказало еще пяти компаниям, занимающимся разработками космических транспортных систем. В феврале 2007 года НАСА заявило, что подписало соответствующие соглашения с «Трансформэйшнл Спэйс Корп.» и «ПланетСпэйс Инк», а 18 июня того же года – с «Констеллэйшн Сервисез Интернешнл (CSI)», «СпэйсДев» и «Спэйсхэб».
Правда, и здесь может не обойтись без сотрудничества с Россией. Так, предложенный CSI вариант доставки грузов на МКС предусматривает запуск с помощью американской ракеты-носителя (например, «Атлас-5») построенного в России грузового контейнера. На орбите этот контейнер «зависнет» в ожидании российского автоматического корабля «Прогресс», пристыкованного к МКС. Как только контейнер окажется в космосе, «Прогресс» отстыкуется от станции (возможно, это будет сделано еще до старта ракеты-носителя с контейнером), «подцепит» его и «привезет» на МКС. Дальше – установленная процедура: контейнер пристыкуют к «Альфе» и перегрузят в нее его содержимое.
Переориентация НАСА на Луну привела к сокращению научной программы агентства на борту МКС. Поэтому НАСА намерено сдавать часть своего сегмента в аренду как правительственным, так и коммерческим организациям. Это сократит эксплуатационные затраты агентства на «Альфу», которые после завершения ее строительства могут достигнуть 1,5 млрд. долл. в год, и позволит сосредоточить максимум ресурсов на «возвращении» на Луну.
Уменьшение зависимости от российских космических услуг поможет США решить и немаловажную политическую задачу. Чтобы обеспечить своих астронавтов «Союзами» и «Прогрессами», Америка была вынуждена частично отменить действие Иранского акта 2000 года. Он запрещал НАСА покупать российскую космическую технику из-за предполагаемого сотрудничества России с Ираном в военно-технической сфере.
Однако американские конгрессмены намерены и впредь использовать взаимодействие с Россией в области технологий двойного использования для оказания давления на нее. Об этом свидетельствует рассматриваемый на Капитолийском холме проект «Закона по противодействию распространению ОМУ в Иране», который может прервать всякое сотрудничество между США и Россией в атомной сфере, если Россия и дальше будет содействовать становлению ядерной программы Ирана. Таким образом, освободившись от зависимости от «Союзов» и «Прогрессов», США смогут восстановить действие Иранского акта 2000 года в полном объеме.