0
7076
Газета Наука Интернет-версия

25.04.2007 00:00:00

Обычные люди страны Аотеароа

Семен Козлов

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов - кандидат исторических наук, этнолог.

Тэги: маори, этнос, великобритания


маори, этнос, великобритания Танцующий воин маори.

В начале августа 2004 г. в Лондоне, в Кенсингтонском дворце, состоялась одна из самых необычных свадеб в истории британской монархии. Двоюродная кузина королевы Елизаветы II Давина Виндзор сочеталась браком с 33-летним новозеландцем-маори Гэри Льюисом. Познакомились они за 4 года до этого на о. Бали (в Индонезии), где Гэри занимался серфингом.

Газеты писали о неравном браке. Отец жениха – фермер, мать – бывшая служанка. Невеста росла в старинных дворцах и замках, училась в лучших английских школах и колледжах. Впрочем, в последние десятилетия браки членов европейских монарших семей с простолюдинами – не такая уж редкость. Однако впервые в европейской истории женщина из царствующего дома вышла замуж за мужчину другой расы. И это добрый знак и важный аргумент для всех тех, кто стоит на позициях толерантности в принципе и нетерпимости к расовым предрассудкам в частности. Все-таки на дворе – XXI век.

Островной мир

Первым европейцем, открывшим в декабре 1642 г. новые островные земли в юго-западной части Тихого океана, которые позднее получили название Новой Зеландии, был голландский капитан Абель Тасман. Однако высадиться на берег голландцы, устрашенные воинственностью аборигенов, атаковавших на своих лодках незваных пришельцев, так и не решились. Вторично эту страну «открыл» в 1769 г. знаменитый английский капитан Джеймс Кук: 8 октября 1769 г. он с группой матросов высадился на Южном острове.

Более-менее систематическое освоение страны британцами началось лишь спустя полвека (первые поселенческие колонии основаны в 1814 г.). В 1840 г. острова (два крупных – Северный и Южный – и несколько мелких) были официально аннексированы и стали одной из колоний Великобритании. Переселявшиеся сюда во второй половине XIX в. англичане, шотландцы, уэльсцы, ирландцы и их потомки довольно быстро – уже к началу XX в. – консолидировались в новый этнос, стали англоновозеландцами (или просто новозеландцами); их общий разговорный язык – английский (новозеландский диалект). В 1907 г. Новая Зеландия получила статус доминиона, то есть фактически стала самостоятельным государством (при формальном верховенстве британской короны).

Европейцы встретили здесь людей, которые называли себя маори («обычный», самоназв.) – один из полинезийских народов, составляющих коренное население огромного островного мира в Тихом океане. Язык маори входит в полинезийскую подгруппу океанийской группы австронезийской языковой семьи. По своему антропологическому типу они относятся к полинезийской расе (переходной между австралоидами и монголоидами, иногда с примесью негроидного элемента). Кожа у маори сравнительно светлая (красноватых оттенков), волосы прямые, гладкие или волнистые, рост выше среднего, лицо чаще всего круглое, широкое, нос относительно узкий.

Пришельцев – белых – маори стали называть пакеха («чужой», «чужестранный»).

Мелкий собачий скот

Острова Новой Зеландии предки маори осваивали в X–XIV вв., переселяясь из Центральной (Восточной?) Полинезии. На своих парусных ладьях они преодолевали громадные пространства.

Согласно маорийскому мифу человек-полубог Мауи-тикитики-а-Таранга вылавливал рыб-острова из глубины океана. Северный остров Новой Зеландии маори так и называют: Те ика а Мауи (Рыба Мауи). Открыл же его, по их преданиям, в одном из своих путешествий по океану великий полинезийский мореплаватель Купе, живший более тысячи лет тому назад. Он назвал новую землю Аотеароа («Длинное белое облако»).

Переселение маори в Аотеароа – одна из главных тем их мифологии и фольклора. В легендах и преданиях навеки запечатлены имена племенных вождей и рулевых тех лодок, в которых маори совершили это великое плавание. Каждое племя (иви) вело свою родословную от экипажа ладьи, на которой прибыли в Аотеароа их предки, а ее название стало племенным этнонимом. После XIV в. контакты между Аотеароа и другими регионами Полинезии по каким-то причинам прекратились.

Ко времени европейской экспансии первобытно-общинный строй у маори был уже на стадии разложения. Выделился привилегированный слой – рангатира; были и рабы (ими становились пленники, захваченные в бою); основную массу составляли рядовые общинники (тутуа). Но частной собственности, государственности (хотя бы зачаточных) у маори еще не было.

Выращивали сладкий картофель (кумара), таро, ямс. Земледелие было основным занятием; подсобными – собирательство, охота, рыболовство. Традиционные ремесла – изготовление ткани (из льна), лодок, плетение, резьба по дереву. Единственным домашним животным у маори до прихода европейцев была собака.

Маори-бум

В первой половине XIX века в Новой Зеландии проживали 100–150 тыс. маори. Колонизация осуществлялась всеми традиционными способами того времени. Много аборигенов погибли в ходе англо-маорийских войн (1843–1872), в межплеменных столкновениях; тысячи людей умирали от болезней, принесенных на острова европейцами.

К концу XIX века численность маори сократилась до 40–50 тыс. человек. Однако в течение всего XX в. она росла (особенно после Второй мировой войны), что объясняется значительным снижением смертности (за счет приобщения маори к достижениям современной медицины, улучшения жилищно-санитарных условий и т.д.). В конце XX века маори было приблизительно 320 тыс. (около 10% населения страны), включая метисов. Важно отметить, что европейско-маорийские метисы в большинстве своем осознают себя как маори и активно выступают за сохранение всего ценного, интересного в маорийской культуре. Более 90% маори проживают на Северном острове, в основном в районе Окленда.

Усилиями христианских миссионеров у маори еще в первой половине XIX века появилась письменность (на латинице); в миссионерских школах и дети, и многие взрослые маори обучались грамоте. Позднее образование аборигенов стало частью государственных программ по приобщению маори к современной культуре.

С примесью европейской крови

Бесспорно, межрасовые отношения в Новой Зеландии и в XIX веке, и тем более в последующее время – существенно иные, чем были до недавнего времени в Южной Африке, в соседней Австралии или в США. Свободолюбивые маори с самого начала европейской колонизации решительно боролись за свою землю, за свои права, проявляя самоотверженность, организованность и неизменно – чувство личного достоинства и в мирном общении, и в боевых стычках с пакеха, которые, надо признать, всегда отмечали такие их черты, как гостеприимство, храбрость, смекалистость.

Эти люди каменного века очень быстро оценили боевые преимущества огнестрельного оружия и научились отлично им пользоваться. Уже в середине XIX века едва ли не каждый мужчина-маори считал делом чести владеть собственным ружьем и запасом пуль и пороха. Белые переселенцы осознали, что имеют дело с людьми гордыми и умеющими за себя постоять. Английские и новозеландские журналисты, а позднее и военные историки особо отмечали храбрость, находчивость маори, проявленные ими и в войнах с британцами в XIX веке, и во время Первой и Второй мировых войн, в которых маори участвовали в качестве солдат и офицеров британской армии.

Маори заставили себя уважать и добились – уже к концу XIX века – официального правового равенства с новозеландцами европейского происхождения, которые согласились с сохранением некоторых форм автономии маори (так называемая Страна короля – гористая внутренняя часть Северного острова и ряд племенных территорий), они получили и политические права: с 1867 года маори посылали в парламент 4 депутатов, позднее – 6. В законодательстве страны никогда не было никаких положений, как-либо дискриминирующих маори.

В XX веке шел процесс постепенного включения маори в новозеландское общество. Росло число смешанных браков. К настоящему времени «чистокровных» маори менее половины, остальные с большей или меньшей примесью европейской крови. Среди пакеха немало людей, которые гордятся давним кровным родством с маори. Общепризнанно заметное влияние маорийской культуры (в частности, мифологии, фольклора) на культуру пакеха. С 1987 года язык маори признан вторым официальным языком Новой Зеландии.

Консолидация в этнос

Тем не менее до полной гармонии еще далеко. Да, дети маори учатся в тех же школах и колледжах, что и дети пакеха. Однако лишь небольшой части их удается получить законченное среднее образование, тем более высшее. Формально не было и нет каких-либо сфер деятельности, которые были бы закрыты для маори. Но реально и в наши дни удел большинства маори – это тяжелая и низкооплачиваемая (по новозеландским меркам, разумеется) работа. Да, маори-горожане (то есть подавляющее большинство) живут в современных домах, носят европейскую одежду, лечатся в приличных клиниках и больницах. Однако уровень жизни очень многих из них (доходы, жилищные условия, медицинское обслуживание и т.д.) существенно ниже, чем у пакеха.

Одним из важнейших следствий и итогов исторического развития маори в XIX–XX веках стала консолидация дотоле разрозненных, нередко жестко враждовавших между собой племен в единый маорийский этнос. Его формирование определили многие факторы. Это и сопротивление колонизаторам, заставившее племена и их верхушку забыть былые претензии и амбиции. Это и постепенное, но неуклонное втягивание, включение маори в развивавшуюся в стране капиталистическую экономику и связанные с ней новые социальные отношения. Племенное деление постепенно утрачивало свое значение, между людьми складывались новые отношения. В городах создавались маорийские клубы – для контактов в неформальной обстановке, для поддержания своих традиций.

Племенные перегородки разрушались, незаметно исчезали. Людей объединяли общие интересы, выразителем их стала появившаяся еще в последние десятилетия XIX века маорийская интеллигенция – конечно, в то время еще очень малочисленная, но голос, мнение ее представителей имели большое значение для всех маори. Заметную роль в ее формировании сыграл колледж Те Ауте, основанный в 1854 году миссионером Самуэлом Вильямсом; в нем учились, вместе росли юноши из знатных родов разных маорийских племен. Его выпускники в 1897 году создали Ассоциацию бывших студентов колледжа Те Ауте. В начале XX века к ним присоединились маори – выпускники других колледжей. Так возникла младомаорийская партия – первая в истории Новой Зеландии политическая партия маори.

В XX веке появилась и маорийская буржуазия – собственники предприятий, магазинов, средних и крупных фермерских хозяйств (овцеводство, молочное животноводство). Наиболее авторитетные представители этого слоя вместе с известными людьми из круга маорийской интеллигенции стали лидерами своего народа – всех маори.

В первой половине XX века довольно интенсивно шло также объединение (в разных формах и ситуациях) этих новых социальных групп и традиционной знати, сохранявшей часто лишь символическое значение, но кое-где, особенно вне городов, и вполне реальное. В общем, можно, думается, считать, что к середине прошлого века маори представляли собой не конгломерат племен, а все более консолидирующийся народ.

Конечно, этническая консолидация (на базе племен, субэтнических или локально-этнографических групп) – это, за редкими исключениями, процесс не скорый и очень непростой; у маори он продолжается и в наши дни. Однако появление и все большее укрепление в XX веке общемаорийского самосознания – бесспорный индикатор неуклонно прогрессирующего развития этого процесса. Одновременно идет (хотя и неизбежно очень медленно и противоречиво) интеграция маори и пакеха. XXI век покажет, как далеко она продвинется, каковы будут ее формы и итоги.

* * *

Одним из самых известных представителей маорийской интеллигенции в XX веке был выдающийся исследователь полинезийского мира Те Ранги Хироа (Питер Бак, 1880–1951), в жилах которого смешалась ирландская кровь его отца и маорийская – матери. Врач по образованию и многолетней работе среди своего народа, он стал известным ученым-океанистом, этнологом, археологом, фольклористом, изъездил всю Полинезию; с 1927 года работал в этнографическом музее в Гонолулу (с 1936 года и до своей кончины – в качестве директора).

Его замечательные книги «Мореплаватели солнечного восхода», «Введение в полинезийскую антропологию», «Пришествие маори», «Исследователи тихоокеанского мира» стали не только очень ценным, интересным вкладом в науку, но и памятником легендарному прошлому полинезийцев, включая маори, и выражением надежды на их достойное будущее: «┘Предоставим теперь их потомкам работать над созданием своего будущего в твердом убеждении, что благодаря запасу жизненных сил и уму, унаследованным ими от предков каменного века, они смогут устоять в изменяющемся мире».

Как гласит маорийская пословица, «старая сеть отложена, новая сеть идет на ловлю».


Голова маорийского короля, украшенная традиционной татуировкой.
Источник: Фото из альбома Tatto: The Exotic Art of Skin Decoration,Greenwich Editions Carlton Books Lim, 1994

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
435
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
311
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
362
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
407

Другие новости