Танцующий воин маори.
В начале августа 2004 г. в Лондоне, в Кенсингтонском дворце, состоялась одна из самых необычных свадеб в истории британской монархии. Двоюродная кузина королевы Елизаветы II Давина Виндзор сочеталась браком с 33-летним новозеландцем-маори Гэри Льюисом. Познакомились они за 4 года до этого на о. Бали (в Индонезии), где Гэри занимался серфингом.
Газеты писали о неравном браке. Отец жениха – фермер, мать – бывшая служанка. Невеста росла в старинных дворцах и замках, училась в лучших английских школах и колледжах. Впрочем, в последние десятилетия браки членов европейских монарших семей с простолюдинами – не такая уж редкость. Однако впервые в европейской истории женщина из царствующего дома вышла замуж за мужчину другой расы. И это добрый знак и важный аргумент для всех тех, кто стоит на позициях толерантности в принципе и нетерпимости к расовым предрассудкам в частности. Все-таки на дворе – XXI век.
Островной мир
Первым европейцем, открывшим в декабре 1642 г. новые островные земли в юго-западной части Тихого океана, которые позднее получили название Новой Зеландии, был голландский капитан Абель Тасман. Однако высадиться на берег голландцы, устрашенные воинственностью аборигенов, атаковавших на своих лодках незваных пришельцев, так и не решились. Вторично эту страну «открыл» в 1769 г. знаменитый английский капитан Джеймс Кук: 8 октября 1769 г. он с группой матросов высадился на Южном острове.
Более-менее систематическое освоение страны британцами началось лишь спустя полвека (первые поселенческие колонии основаны в 1814 г.). В 1840 г. острова (два крупных – Северный и Южный – и несколько мелких) были официально аннексированы и стали одной из колоний Великобритании. Переселявшиеся сюда во второй половине XIX в. англичане, шотландцы, уэльсцы, ирландцы и их потомки довольно быстро – уже к началу XX в. – консолидировались в новый этнос, стали англоновозеландцами (или просто новозеландцами); их общий разговорный язык – английский (новозеландский диалект). В 1907 г. Новая Зеландия получила статус доминиона, то есть фактически стала самостоятельным государством (при формальном верховенстве британской короны).
Европейцы встретили здесь людей, которые называли себя маори («обычный», самоназв.) – один из полинезийских народов, составляющих коренное население огромного островного мира в Тихом океане. Язык маори входит в полинезийскую подгруппу океанийской группы австронезийской языковой семьи. По своему антропологическому типу они относятся к полинезийской расе (переходной между австралоидами и монголоидами, иногда с примесью негроидного элемента). Кожа у маори сравнительно светлая (красноватых оттенков), волосы прямые, гладкие или волнистые, рост выше среднего, лицо чаще всего круглое, широкое, нос относительно узкий.
Пришельцев – белых – маори стали называть пакеха («чужой», «чужестранный»).
Мелкий собачий скот
Острова Новой Зеландии предки маори осваивали в X–XIV вв., переселяясь из Центральной (Восточной?) Полинезии. На своих парусных ладьях они преодолевали громадные пространства.
Согласно маорийскому мифу человек-полубог Мауи-тикитики-а-Таранга вылавливал рыб-острова из глубины океана. Северный остров Новой Зеландии маори так и называют: Те ика а Мауи (Рыба Мауи). Открыл же его, по их преданиям, в одном из своих путешествий по океану великий полинезийский мореплаватель Купе, живший более тысячи лет тому назад. Он назвал новую землю Аотеароа («Длинное белое облако»).
Переселение маори в Аотеароа – одна из главных тем их мифологии и фольклора. В легендах и преданиях навеки запечатлены имена племенных вождей и рулевых тех лодок, в которых маори совершили это великое плавание. Каждое племя (иви) вело свою родословную от экипажа ладьи, на которой прибыли в Аотеароа их предки, а ее название стало племенным этнонимом. После XIV в. контакты между Аотеароа и другими регионами Полинезии по каким-то причинам прекратились.
Ко времени европейской экспансии первобытно-общинный строй у маори был уже на стадии разложения. Выделился привилегированный слой – рангатира; были и рабы (ими становились пленники, захваченные в бою); основную массу составляли рядовые общинники (тутуа). Но частной собственности, государственности (хотя бы зачаточных) у маори еще не было.
Выращивали сладкий картофель (кумара), таро, ямс. Земледелие было основным занятием; подсобными – собирательство, охота, рыболовство. Традиционные ремесла – изготовление ткани (из льна), лодок, плетение, резьба по дереву. Единственным домашним животным у маори до прихода европейцев была собака.
Маори-бум
В первой половине XIX века в Новой Зеландии проживали 100–150 тыс. маори. Колонизация осуществлялась всеми традиционными способами того времени. Много аборигенов погибли в ходе англо-маорийских войн (1843–1872), в межплеменных столкновениях; тысячи людей умирали от болезней, принесенных на острова европейцами.
К концу XIX века численность маори сократилась до 40–50 тыс. человек. Однако в течение всего XX в. она росла (особенно после Второй мировой войны), что объясняется значительным снижением смертности (за счет приобщения маори к достижениям современной медицины, улучшения жилищно-санитарных условий и т.д.). В конце XX века маори было приблизительно 320 тыс. (около 10% населения страны), включая метисов. Важно отметить, что европейско-маорийские метисы в большинстве своем осознают себя как маори и активно выступают за сохранение всего ценного, интересного в маорийской культуре. Более 90% маори проживают на Северном острове, в основном в районе Окленда.
Усилиями христианских миссионеров у маори еще в первой половине XIX века появилась письменность (на латинице); в миссионерских школах и дети, и многие взрослые маори обучались грамоте. Позднее образование аборигенов стало частью государственных программ по приобщению маори к современной культуре.
С примесью европейской крови
Бесспорно, межрасовые отношения в Новой Зеландии и в XIX веке, и тем более в последующее время – существенно иные, чем были до недавнего времени в Южной Африке, в соседней Австралии или в США. Свободолюбивые маори с самого начала европейской колонизации решительно боролись за свою землю, за свои права, проявляя самоотверженность, организованность и неизменно – чувство личного достоинства и в мирном общении, и в боевых стычках с пакеха, которые, надо признать, всегда отмечали такие их черты, как гостеприимство, храбрость, смекалистость.
Эти люди каменного века очень быстро оценили боевые преимущества огнестрельного оружия и научились отлично им пользоваться. Уже в середине XIX века едва ли не каждый мужчина-маори считал делом чести владеть собственным ружьем и запасом пуль и пороха. Белые переселенцы осознали, что имеют дело с людьми гордыми и умеющими за себя постоять. Английские и новозеландские журналисты, а позднее и военные историки особо отмечали храбрость, находчивость маори, проявленные ими и в войнах с британцами в XIX веке, и во время Первой и Второй мировых войн, в которых маори участвовали в качестве солдат и офицеров британской армии.
Маори заставили себя уважать и добились – уже к концу XIX века – официального правового равенства с новозеландцами европейского происхождения, которые согласились с сохранением некоторых форм автономии маори (так называемая Страна короля – гористая внутренняя часть Северного острова и ряд племенных территорий), они получили и политические права: с 1867 года маори посылали в парламент 4 депутатов, позднее – 6. В законодательстве страны никогда не было никаких положений, как-либо дискриминирующих маори.
В XX веке шел процесс постепенного включения маори в новозеландское общество. Росло число смешанных браков. К настоящему времени «чистокровных» маори менее половины, остальные с большей или меньшей примесью европейской крови. Среди пакеха немало людей, которые гордятся давним кровным родством с маори. Общепризнанно заметное влияние маорийской культуры (в частности, мифологии, фольклора) на культуру пакеха. С 1987 года язык маори признан вторым официальным языком Новой Зеландии.
Консолидация в этнос
Тем не менее до полной гармонии еще далеко. Да, дети маори учатся в тех же школах и колледжах, что и дети пакеха. Однако лишь небольшой части их удается получить законченное среднее образование, тем более высшее. Формально не было и нет каких-либо сфер деятельности, которые были бы закрыты для маори. Но реально и в наши дни удел большинства маори – это тяжелая и низкооплачиваемая (по новозеландским меркам, разумеется) работа. Да, маори-горожане (то есть подавляющее большинство) живут в современных домах, носят европейскую одежду, лечатся в приличных клиниках и больницах. Однако уровень жизни очень многих из них (доходы, жилищные условия, медицинское обслуживание и т.д.) существенно ниже, чем у пакеха.
Одним из важнейших следствий и итогов исторического развития маори в XIX–XX веках стала консолидация дотоле разрозненных, нередко жестко враждовавших между собой племен в единый маорийский этнос. Его формирование определили многие факторы. Это и сопротивление колонизаторам, заставившее племена и их верхушку забыть былые претензии и амбиции. Это и постепенное, но неуклонное втягивание, включение маори в развивавшуюся в стране капиталистическую экономику и связанные с ней новые социальные отношения. Племенное деление постепенно утрачивало свое значение, между людьми складывались новые отношения. В городах создавались маорийские клубы – для контактов в неформальной обстановке, для поддержания своих традиций.
Племенные перегородки разрушались, незаметно исчезали. Людей объединяли общие интересы, выразителем их стала появившаяся еще в последние десятилетия XIX века маорийская интеллигенция – конечно, в то время еще очень малочисленная, но голос, мнение ее представителей имели большое значение для всех маори. Заметную роль в ее формировании сыграл колледж Те Ауте, основанный в 1854 году миссионером Самуэлом Вильямсом; в нем учились, вместе росли юноши из знатных родов разных маорийских племен. Его выпускники в 1897 году создали Ассоциацию бывших студентов колледжа Те Ауте. В начале XX века к ним присоединились маори – выпускники других колледжей. Так возникла младомаорийская партия – первая в истории Новой Зеландии политическая партия маори.
В XX веке появилась и маорийская буржуазия – собственники предприятий, магазинов, средних и крупных фермерских хозяйств (овцеводство, молочное животноводство). Наиболее авторитетные представители этого слоя вместе с известными людьми из круга маорийской интеллигенции стали лидерами своего народа – всех маори.
В первой половине XX века довольно интенсивно шло также объединение (в разных формах и ситуациях) этих новых социальных групп и традиционной знати, сохранявшей часто лишь символическое значение, но кое-где, особенно вне городов, и вполне реальное. В общем, можно, думается, считать, что к середине прошлого века маори представляли собой не конгломерат племен, а все более консолидирующийся народ.
Конечно, этническая консолидация (на базе племен, субэтнических или локально-этнографических групп) – это, за редкими исключениями, процесс не скорый и очень непростой; у маори он продолжается и в наши дни. Однако появление и все большее укрепление в XX веке общемаорийского самосознания – бесспорный индикатор неуклонно прогрессирующего развития этого процесса. Одновременно идет (хотя и неизбежно очень медленно и противоречиво) интеграция маори и пакеха. XXI век покажет, как далеко она продвинется, каковы будут ее формы и итоги.
* * *
Одним из самых известных представителей маорийской интеллигенции в XX веке был выдающийся исследователь полинезийского мира Те Ранги Хироа (Питер Бак, 1880–1951), в жилах которого смешалась ирландская кровь его отца и маорийская – матери. Врач по образованию и многолетней работе среди своего народа, он стал известным ученым-океанистом, этнологом, археологом, фольклористом, изъездил всю Полинезию; с 1927 года работал в этнографическом музее в Гонолулу (с 1936 года и до своей кончины – в качестве директора).
Его замечательные книги «Мореплаватели солнечного восхода», «Введение в полинезийскую антропологию», «Пришествие маори», «Исследователи тихоокеанского мира» стали не только очень ценным, интересным вкладом в науку, но и памятником легендарному прошлому полинезийцев, включая маори, и выражением надежды на их достойное будущее: «┘Предоставим теперь их потомкам работать над созданием своего будущего в твердом убеждении, что благодаря запасу жизненных сил и уму, унаследованным ими от предков каменного века, они смогут устоять в изменяющемся мире».
Как гласит маорийская пословица, «старая сеть отложена, новая сеть идет на ловлю».
Голова маорийского короля, украшенная традиционной татуировкой. Источник: Фото из альбома Tatto: The Exotic Art of Skin Decoration,Greenwich Editions Carlton Books Lim, 1994 |