В обществе бытует мнение о равенстве полов в нашей стране. В науке, как считается, другого отношения к коллеге-женщине и быть не может. Главным доводом в пользу этого приводится большее число женщин, работающих в научной сфере в России (в целом более 50% общей численности ученых: 36% в физике, до 62% в филологии и 69% в фармакологии) по сравнению с Японией (16%), развитыми европейскими странами: Германией (20%), Великобританией (23%), Францией (28%), США (36%). Но факт наличия высокого числа женщин в составе научных кадров скорее всего показывает на неблагополучное состояние дел в отрасли. Как только та или иная область становится экономически невыгодной, она теряет привлекательность для мужчин и феминизируется. В ней наблюдается отток мужчин, поиск ими лучших в финансовом отношении занятий (уход в политику, финансы, бизнес).
История вхождения женщин в науку (ниже мы рассмотрим этот процесс на примере почвоведения) тесно связана со сменой политических режимов, а также с экономическими трудностями, возникавшими в стране вследствие экологических катастроф и частых войн. Главная причина активного вовлечения женщин в научную деятельность – потери мужского населения во время войн и репрессий.
Начиная с 30-х годов ХХ в. и до наших дней, женщины играют значительную роль в науке. Выделены четыре поколения женщин-ученых (1864–1974 гг. рождения), связанные с историческими вехами нашей страны: довоенное, послевоенное, брежневское, переходное. В почвоведении, как в целом в российской науке (по данным Е.З.Мирской и Е.А.Мартыновой), наблюдаются три волны феминизации, имеющие свои социально-экономические причины.
Первая приходится на 30-е гг. – после Первой мировой и Гражданской войн, вторая на 60-е гг. – после Второй мировой войны и в период экстенсивного роста науки, третья – на 90-е гг., время перестройки и перехода к рыночной экономике. Первая волна связана с физическими потерями мужского населения во время войн и революций. Вторая протекала на благоприятном для науки фоне – увеличении научно-исследовательских учреждений и, как следствие, возрастании рабочих мест. Последняя волна феминизации науки связана с уходом большего числа мужчин, чем женщин, из науки в другие сферы деятельности (внутренняя миграция) или их отъездом за границу (внешняя миграция).
За столетнюю историю почвоведения более 130 женщин защитили докторские диссертации. Число докторских защит женщин в целом растет в арифметической прогрессии, но отмечены три волны повышения квалификации – увеличения числа докторских защит женщинами в 50-е, 70-е и особенно в 90-е годы. Три волны повышения квалификации связаны с волнами феминизации науки, имеют те же социально-экономические корни.
Около половины женщин – докторов наук становились руководителями научных коллективов. Больше всего женщин-руководителей первого поколения (42% – для Москвы и 91% – для регионов). В Москве единичны примеры женщин, заведующих лабораториями, но и они были назначены в 70–80-е годы. В 90-е годы назначений женщин на руководящие посты в столице не было. Наиболее высокие административные посты занимают женщины в региональных НИИ и вузах – шесть директоров, пять деканов и проректор. В столице за всю историю развития почвоведения таких примеров нет. Несмотря на представительность в почвоведении (более 60%), высокую профессиональную квалификацию и творческую активность, женщины не принимают такого же участия в руководстве наукой, как мужчины (особенно в столице в настоящее время). Женщины не участвуют в распределении средств и, как следствие, значительно в меньшей мере оказывают влияние на будущее науки.
Проведенное нами гендерное исследование кадрового состава научно-исследовательских институтов – Почвенного им. В.В.Докучаева РАСХН и географии РАН позволило выявить картину изменения статуса женщин в переходный период развития нашего государства с 1986–2001 гг.
В Почвенном институте численность кадрового состава за 15 лет сократилась втрое. Мужчины уходили чаще, чем женщины. Поэтому относительно возросла доля женщин в институте и составила 70%. Столь высокая феминизация одного из ведущих институтов Российской академии сельскохозяйственных наук показывает на не только значительное снижение приоритета сельскохозяйственной науки, но и на ее развал.
В Институте географии РАН до 2006 г. численность научных кадров изменялась мало, а соотношение сотрудников по признаку пола оставалось равным. «Большая» академия в отличие от РАСХН казалась более устойчивой структурой до последнего времени, когда начались сокращения.
Однако в более «женском» и менее престижном Почвенном институте РАСХН статус женщин-ученых выше, чем в более «мужском» и более «удачливом» Институте географии РАН. Женщины-почвоведы в отличие от женщин-географов назначаются на должность главного научного сотрудника, есть пример женщины-руководителя, среди них больше докторов наук.
Каков же социальный портрет современной российской женщины-ученого?
Российская женщина-ученый переходного периода от социалистической к рыночной экономики (рубеж XX и XXI вв.) – человек среднего, часто предпенсионного или пенсионного возраста, работающая в окружении себе подобных, руководимым мужчиной – ровесником или младшим по возрасту. Она происходит из семьи служащих или ученых, чаще замужем, имеет одного, реже двух детей.
Она прекрасно училась в вузе, окончила его с красным дипломом или уж по крайней мере без троек, хотя не всегда выбирала вуз и будущую специальность самостоятельно и продуманно, как это делали мужчины. После окончания вуза стремилась получить дополнительное образование, чаще оканчивала аспирантуру. Подготовила кандидатскую диссертацию за пять лет после окончания вуза, в 30–32 года (после рождения ребенка). Некоторые успели раньше – до тридцати лет (до рождения ребенка), другие отстали и защищались после 35 лет. Докторами наук стали немногие, и на подготовку докторской диссертации у них ушло от 10 до 20 и более лет.
Женщины более активны в первичной научной работе – они чаще ездят в экспедиции, больше работают в поле, на стационарах, занимаются лабораторной, камеральной деятельностью, трудятся в библиотеках и архивах. Но результат научного труда у мужчин несколько выше – они пишут большее количество статей в год как самостоятельно, так и в соавторстве.
Как показало проведенное нами небольшое специальное исследование, разрыв в количестве статей, опубликованных мужчинами и женщинами, объясняется еще и большим временем нахождения в портфелях некоторых редакций работ, написанных женщинами, как авторских, так и коллективных, где первый автор женщина. Это явление объясняется тем, что мужчины, занимая более высокие посты, лоббируют свои работы, оказывая определенное давление на редакцию.
Существуют и другие причины, мешающие успеху научной карьеры женщины-ученого. Девочки изначально (в семье и в школе) не воспитываются на культе успеха в трудовой деятельности, им внушается роль спутницы, помощницы мужа. Поэтому женщины часто недооценивают себя и не стремятся ускорить карьеру, поздно защищают кандидатские диссертации. Но и те немногие, которые нацелены на успех в науке, испытывают огромные трудности.