Ученые из института эволюционной антропологии Макса Планка приступили к расшифровке ДНК неандертальца.
По словам директора этого проекта Джонатана Ротберга, расшифровка схемы генетического кода неандертальца, состоящей из трех миллиардов кусочков-генов, будет осуществляться на основе материала, полученного из окаменелых костей нескольких особей. Самым проблематичным будет поиск «нужных» ДНК: в образцах, которым уже более 40 тыс. лет, скопилось немало ДНК бактерий, никоим образом не относящихся к предмету исследования. Неандертальцам в изучаемых останках принадлежат всего около 5% ДНК.
«Существуют различные взгляды на эволюцию гоминидов: одни разновидности могли эволюционировать друг в друга, другие – «ветвиться», вымирать, ассимилировать, – комментирует это сообщение директор Палеонтологического института РАН академик Алексей Розанов. – Имеет право на существование и еще недавно революционная точка зрения о том, что неандертальцы и хомо сапиенс существовали параллельно, нигде не пересекаясь. Это позволили предположить исследования наших коллег из Пенсильванского и Калифорнийского университетов. Результаты, полученные группой доктора биологии Тима Уайта, свидетельствуют: в Эфиопии почти два миллиона лет назад жили как две капли воды похожие на нас хомо идалту – возможно, именно они и есть настоящие человеческие предки».
А в это время на севере Греции в районе Салоников известный палеоантрополог Арис Пулианос обнаружил в глубинных слоях мраморного карьера фрагмент нижней конечности антропоида возрастом┘ 10–12 млн. лет! «На сегодняшний день – это самые древние человеческие останки на Земле, – рассказывает по этому поводу сам ученый. – Особое значение находке придает тот факт, что в этом же слое неподалеку были найдены каменные орудия труда эпохи, находившейся до сих пор за гранью наших знаний о прошлом человечества».
Таким образом, ученый утверждает: человечество намного старше, чем мы привыкли считать. Может оказаться, что наш возраст – миллионы лет.
«Однако до сегодняшнего дня все эти научные споры имели весьма умозрительный характер, – продолжает академик Розанов. – Даже если ископаемые останки удавалось идентифицировать и воссоздать хотя бы небольшой их фрагмент, не было никаких оснований считать, что данное существо было именно нашим предком. Причина тому – разрушение генетических признаков данного вида. Правда, совсем недавно группе исследователей из Швеции, Германии и Испании удалось выделить сохранившиеся фрагменты ДНК из зубов пещерного медведя, жившего на севере Испании 400 тысяч лет назад. Эта находка стала истинной сенсацией в палеонтологии. По словам ученых, это редкая удача, ведь обычно бывает крайне трудно найти сохранившиеся фрагменты ДНК старше 100 тысяч лет, а в большинстве случаев исследователи работают с «кусочками» ископаемой истории возрастом не более нескольких десятков тысяч лет. Однако до понимания природы человека и его истинного происхождения нам по-прежнему очень далеко. Иначе говоря, возможно, что нам несколько миллионов лет, но с таким же успехом может оказаться, что наш возраст не превышает 100–150 тысяч лет».
И вот, кажется, настал момент истины: совпадут ли ДНК неандертальцев и хомо сапиенс? «Если да, то окажется верной теория о том, что оба вида имели общего предка, просто неандертальцы оказались тупиковой ветвью эволюции. А если нет – антропологам предстоит непростая работа по пересмотру всех основ теории происхождения видов. Которая, впрочем, и так давно трещит по всем швам», – подчеркивает академик Розанов.
«Вот изображение неандертальца, – директор Музея палеонтологии Палеонтологического института РАН, доктор геолого-минералогических наук Игорь Новиков демонстрирует восстановленную по черепу сутулую фигуру, обросшую длинными волосами. – Встретить такого в темной подворотне было бы нежелательно. Хотя в принципе возможно. Внешне средний неандерталец был мало отличим от обычного человека».
В то же время считается, что неандертальцы значительно отставали от хомо сапиенс в развитии интеллектуальных функций. Осталось лишь понять, в каких участках мозга генетический код современного человека и человека неандертальского наиболее сильно разнится. Тогда станет ясно: интеллект «зашифрован» именно в этих фрагментах цепочек хромосом.
Вообще все животные, ползающие и летающие по Голубой планете, имеют значительно больше сходства, чем различий.
«У нас всего лишь в 2,5 раза больше генов, чем у круглого червя, – поясняет профессор, заместитель руководителя российской программы «Геном человека» Александр Зеленин. – Или крошечная горчичка «арабидопсис» – казалось бы, никому не нужное растение, – имеет 25–28 тысяч генов против «наших» 33 тысяч. Мы на 90 процентов совпадаем с мышью и чуть более чем на один процент отличаемся от шимпанзе. Британские ученые утверждают, что по хромосомному набору людям ближе всего вовсе не приматы, а┘ свиньи. Правда, не розовобокие хавроньи, а африканские земляные – муравьеды. Но странно другое: все живое на Земле как будто собрано из одной коробки конструктора, а сознанием наделен только хомо сапиенс. Почему?»
Чем глубже ученые продвигаются в толщу тысячелетий, тем больше озадачиваются вопросами: возник ли человек разумный одномоментно и если да, то что стало тому причиной? А вдруг мы и впрямь родом из космических глубин? Или в результате долгих процессов мы сформировались из каких-то других животных? Что именно позволило нам вырваться на иной качественный уровень? Возможно, анализ древних фрагментов ДНК прольет свет на эту тайну.