Профессор Хванг Ву-Сук (в центре) держит на руках первую клонированную из соматических клеток взрослой особи собачку. Крайний справа – его коллега Герард Шаттен, который сегодня обвиняет корейского ученого в нарушении этических норм.
Фото Reuters
В Южной Корее – скандал вокруг клонирования человека. Причем касается он не осуждаемого практически всеми специалистами и сегодня почти невозможного клонирования людей, а очень нужного медицине так называемого терапевтического клонирования. Да и втянуты в него не сомнительные личности типа Паноса Завоса или Северино Антинори, а один из самых уважаемых столпов биологического сообщества, человек, которого до сих пор звали пионером терапевтического клонирования, президент Всемирного центра стволовых клеток, профессор Сеульского национального университета Хванг Ву-Сук. Месяц назад его коллега по цеху, ведущий специалист США по человеческим эмбрионам Герард Шаттен из Университета Питсбурга, обвинил корейского ученого в нарушении этических норм при работе с человеческими яйцеклетками.
Хванг Ву-Сука обвинили в использовании яйцеклеток, взятых у подчиненных ему исследователей. Вообще-то у исследователей, точнее, у исследовательниц яйцеклетки ничуть не хуже, чем у других доноров, но, поскольку яйцеклетки сегодня дефицит, а добровольцев не так уж много, то у не слишком разборчивого завлаба может возникнуть искушение принудить молодую сотрудницу отдать эту довольно интимную субстанцию для нужд науки. Поскольку это нарушает права исследователя, да еще вдобавок и сама операция несет в себе хоть и малый, но все-таки риск для здоровья, это считается нарушением этических норм и в Корее запрещено.
Ученого вдобавок обвинили в том, что в его лаборатории платили некоторым женщинам-донорам за яйцеклетки, а это тоже является нарушением этики и тоже запрещено. Один из сотрудников лаборатории сообщил о 20 женщинах, которым было выплачено по полтора миллиона вон (1450 долларов) за каждую операцию. Правда, это обвинение куда слабее предыдущего, поскольку выплаты осуществлялись в 2002 и 2003 годах, когда запрета на платное донорство в Корее не было (он был введен только в январе 2005 года).
Сомнения в происхождении яйцеклеток, используемых командой профессора Хванга, возникли давно – еще в январе 2004 года журнал Nature опубликовал слухи, касающиеся нарушений этических норм в его лаборатории, однако ученый все решительно отрицал. Нынешний обвинитель профессора Хванга, уже упомянутый Герард Шаттен, по его словам, безусловно верил коллеге, однако после того, как полиция начала расследование в отношении другого корейского ученого, тесно сотрудничавшего с Хвангом, по обвинению в нелегальной продаже человеческих яйцеклеток, засомневался. Оба ученых категорически отрицают нелегальную продажу человеческих яйцеклеток, полученных для программ по клонированию, но само это событие привело к расследованию дел в лаборатории Хванга, в результате которого было доказано, что по крайней мере одна из его сотрудниц сдала свою яйцеклетку. Словом, скандал разразился немыслимый.
Профессор Хванг отреагировал практически моментально. В своем интервью, данном местному телевизионному каналу, он сообщил, что действительно к нему приходили две молодые сотрудницы с предложением пожертвовать свои яйцеклетки лаборатории, однако он отказал им, хотя «был тронут». После статьи в Nature он провел собственное расследование и выяснил, что яйцеклетки все-таки были сданы сотрудницами – но уже анонимно, под другими фамилиями. Он признал свою вину и заявил о намерении подать в отставку со всех своих постов, в том числе и поста президента его только-только рожденного детища – Всемирного центра стволовых клеток, – кроме постов в самом Сеульском университете, поскольку занятия наукой он бросать не собирается.
Пятидесятидвухлетний Хванг Ву-Сук – нечто вроде национальной гордости в Южной Корее. В феврале прошлого года его команда впервые в мире вырастила человеческие стволовые клетки из клонированных эмбрионов. В эксперименте использовалось 242 яйцеклетки от 16 доноров, и только одна привела к успеху. В мае 2005 года они сообщили об еще одном серьезном прорыве – учеными была получена целая серия стволовых клеток из человеческих эмбрионов, взятых от разных людей, в том числе и страдающих серьезными заболеваниями. Этим они доказали реальность главного принципа «терапевтического клонирования» – лечить пациента стволовыми клетками, клонированными из его собственных тканей.
А в октябре, незадолго до скандала, доктор Хванг основал Всемирный центр стволовых клеток, базирующийся в Корее и имеющий несколько филиалов в других странах мира. Основной целью Центра Хванг объявил создание банка стволовых клеток, полученных клонированием от разных пациентов, – с тем чтобы больного, когда ему понадобится, можно было лечить уже готовым, сделанным из его же тела лекарством. Отставку с поста президента центра он, по его словам, принял в качестве покаяния.
Теперь судьба центра под большим вопросом. Потенциальные члены этого элитного клеточного клуба, в том числе и шотландец Ян Вилмут, крестный отец знаменитой овечки Долли, согласны работать только с безукоризненно этичными людьми, а тут все-таки тень. Их можно понять – работа с человеческими стволовыми клетками имеет по всему миру очень много ярых противников, и без строжайших нравственных норм, установленных даже не законом, а самим научным сообществом, можно просто не выжить.
Да и не все верят, что доктор Хванг не видел, что у него творится под носом, – он не производит впечатления совсем уж рассеянного профессора.