0
7136
Газета Наука Интернет-версия

26.01.2005 00:00:00

Призраки геномной реальности

Тэги: геном, расшифровки, инженерия, религия


геном, расшифровки, инженерия, религия Как поставить развитие генетики под неусыпный контроль общественности?
Фото галерея Лауры Марсей, Рио-де-Жанейро, октябрь, 2004 г.

Остается только удивляться, какой мощный импульс в направлении биологизации понятия человека дала молекулярная генетика и родственные ей технологии. Сегодня биологизировать человека склонны не только те, кто приветствует успехи генетики и связывает с ними оптимистические ожидания, но и те, кто следит за ними с озабоченностью, прибегая в своих аргументах к грубому материализму: дескать, от расшифровки генома до явления Франкенштейна всего один шаг и скоро наша судьба будет в его руках.

Независимо от полюса переживаний и те и другие задаются массой вопросов. Возьмет ли теперь человечество после тысячелетней зависимости от природы свою судьбу в собственные руки? Не окажется ли человеческая жизнь механическим исполнением программы, которая записана в генах? Как вообще мы собираемся обосновывать в будущем наше понятие человека? «Человек есть то, что задают ему его гены: последовательные соединения аденина, цитозина, тимина и гуанина┘» На смену счастью, таланту, личности и уму приходит «генетический шопинг»; а старомодный спор между теми, кто в классической просветительской традиции превозносил самоопределение, и теми, кто повсюду усматривал социальный детерминизм, похоже, окончательно исчерпал сам себя.

Странный сплав христианства и цифровой эйфории, некая молекулярно-компьютерная набожность объединяют провозвестников Прекрасного Нового Мира. Однако пока одни, подобно Крейгу Вентеру, президенту биотехнологической компании «Celera», или Рею Курцвайлю, изобретателю и не менее успешному бизнесмену, описывают великие перспективы технологий будущего, другие, такие как бразильский художник Эдуардо Кац, в своих произведениях задаются осторожными и не всегда уместными вопросами. В отличие от большинства художников, которые свои размышления воплощают в традиционных формах и технологиях (живопись, видео, компьютеринг и т.д.), Эдуардо Кац выстраивает новотехнологические метафоры на языке самих новых технологий.

Так, самый известный и наделавший много шуму его проект «GFP Bunny» заключался в получении трансгенного млекопитающего – крольчихи, в геном которой был встроен фрагмент ДНК медузы Aequorea Victoria, отвечающий за выработку флуоресцирующего белка (GFP). В результате проведенных экспериментов на суд публики была представлена крольчиха-альбинос по имени Альба, способная генерировать свет в зеленом диапазоне спектра в ответ на ее освещение синим или ультрафиолетовым светом.

Альба – далеко не первое живое существо, подвергшееся имплантации гена GFP (за прошедшее десятилетие методика ввода этого гена была успешно отработана на бактериях, различных животных и растениях, а сам GFP стал уже классическим инструментом генной инженерии). Но в данном случае специфика подхода художника заключалась в том, что Кац акцентировал в своем проекте социально-эстетическую значимость GFP Bunny, сформулировав ряд задач, инициирующих позитивное отношение к трансгенным технологиям (http://www.ekac.org/gfpbunny.html). Среди них были положения как прямого общественного воздействия – стимуляция дискуссии на тему распространения генной инженерии в обществе, изучение возможных путей культурной адаптации био- и генных технологий, так и с элементами социобиологического тестирования – исследования внутривидового поведения мутантов, изучение взаимосвязей химерных организмов с окружающей средой. Финальная стадия работы подразумевала помещение Альбы в дом художника, где предметом пристального изучения должно было стать поведение химеры в семье Эдуардо Каца.

Удалось ли активизировать позитивное отношение общественности к результатам проекта? Вряд ли: около года назад весь художественный мир облетела горестная весть – кролик умер по неустановленным причинам. Таким неожиданным образом проект Каца получил свою логическую и эстетическую завершенность, войдя в историю новейшего искусства длинноухим призраком геномной реальности┘

Если экспонирование на выставках зеленого флуоресцирующего кролика повергло в шок защитников окружающей среды (в США на художника были устроены гонения партией нефлуоресцирующих «зеленых»), то своим следующим проектом «Восьмой День» Эдуардо Кац уже всерьез разозлил представителей Церкви. В этом произведении (по сути – комплексной трансгенной инсталляции, развернутой в Институте искусств Государственного университета Аризоны) внимание художника было сосредоточено на взаимодействии генноизмененных по воле человека существ в одном экосообществе – изолированном боксе. Аквариум-бокс кишмя кишел различными флуоресцирующими химерами – GFP-бактериями, GFP-растениями, GFP-рыбами, GFP-мышами и т.д.

Раздражение религиозных общин и церковных кругов вполне можно понять, ведь создание живых организмов и объединение их в сообщество есть не что иное, как «художественная работа» с иудеохристианской историей сотворения мира за семь дней (http://www.viewingspace.com/genetics-culture.htm). А возмутительное с точки зрения церкви название проекта – «Восьмой День» – впрямую говорит о том, что функции Бога ныне находятся в руках человека. Это звучит, пожалуй, как диагноз и действительно беспокоит: расшифровывая свое биологическое строение и научаясь его изменять, мы получаем власть над собственной эволюцией. Впрочем, российский читатель только усмехнется, узнав, что Кац удостоился со стороны церковных властей лишь сдержанного определения о недопустимости подобных названий и проектов. Напомним, что за гораздо более безобидную выставку «Осторожно, религия!», организованную около года назад в Сахаровском центре (http://www.sakharov-center.ru), его сотрудники и приглашенные кураторы в нашем разлюбезном Отечестве разве что не подверглись суду Линча и инквизиции со стороны государства и Церкви┘

Возвращаясь к теме, заметим, что, говоря сегодня о перспективах и опасностях био- и генной инженерии, пожалуй, разумнее было бы пока воздержаться от категорических суждений и оценить возникающие шансы и риски. Ведь путь от первых экспериментов до широкого применения этих технологических новшеств довольно долгий. У нас достаточно времени, чтобы выработать кодекс по использованию новых возможностей и научиться решать проблемы, вытекающие из трансгенеза, клонинга и вмешательства в эмбриональную сферу. Эти методы еще долго будут сложными и дорогостоящими, однако джинна, выпущенного из бутылки, вернуть обратно уже невозможно, и лучшее, что мы можем сделать, – это поставить развитие генетики под неусыпный контроль общественности.

И ради всего святого, не надо трогать художников, – ведь это они одними из первых тестируют радикально новое, чтобы открыть обществу его человеческую природу. А по этому поводу еще Френсис Бэкон заметил, что природу человека легче всего обнаружить в новых обстоятельствах, ибо именно здесь покидает его сила привычки.

Калиниград

Автор выражает благодарность Эдуардо Кацу, любезно предоставившему право на публикацию своих работ в России, а также Калининградскому филиалу ГЦСИ за информационную поддержку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1002
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
1506
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
977
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1016

Другие новости